Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 11 февраля 2021 г. по делу N 16-663/2021-
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу законного представителя Вологодской областной организации Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации Быковой Т.П. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку N62 от 15.05.2020 N5-703/2020, решение судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 14.09.2020 N12-1049/2020, состоявшиеся в отношении Вологодской областной организации Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи Вологодской области по судебному участку N62 от 15.05.2020 N5-703/2020, оставленным без изменения решением судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 14.09.2020 N12-1049/2020, Вологодская областная организация Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель Вологодской областной организации Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации Быкова Т.П. просит об отмене приведенных судебных актов, прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, отсутствием оснований для проведения внеплановой выездной проверки.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу абзаца третьего части первой статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 13 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09.2012 N875, государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.
Частью 5 статьи 12 Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрено, что руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.
Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение указанного закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 25 вышеназванного закона).
Из материалов дела следует, что распоряжением заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Вологодской области Власова Е.А. от 10.02.2020 N35/7-86-20-ОБ в связи с обращением работника Вологодской областной организации Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации ФИО8 о нарушении работодателем трудовых прав в отношении указанного юридического лица назначена внеплановая выездная проверка сроком проведения с 11.02.2020 по 20.02.2020.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором труда (по правовым вопросам) ФИО4 осуществлен выход по месту нахождения Вологодской областной организации Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации - г.Вологда, ул.Лермонтова, д.19, вручено распоряжение о проведении проверки и запрошены документы, подтверждающий полномочия руководителя организации, книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, правила внутреннего трудового распорядка, локальный нормативный акт, устанавливающий порядок оплаты труда, индексации заработной платы, документы по ФИО5: трудовой договор (в том числе по совместительству при наличии), приказ о приеме на работу, личная карточка формы "Т-2", график отпусков на 2019, приказ о предоставлении основного ежегодного отпуска, документы по начислению и выплате заработной платы (расчётные листки, лицевые счета, платёжные ведомости, в случае перечисления денежных средств на счета, открытые в кредитной организации - платёжные поручения с реестрами), табели учета рабочего времени за период работы ноябрь 2019 - январь 2020, пояснительная записка о предоставлении ежегодного основного оплачиваемого отпуска ФИО5 в количестве 14 календарных дней за последний рабочий период. В связи с нахождением руководителя организации в ежегодном основном оплачиваемом отпуске до ДД.ММ.ГГГГ было отказано в предоставлении документов для проведения проверки. При повторном выходе в организацию ДД.ММ.ГГГГ документы для проведения проверки не предоставлены, рассмотреть жалобу ФИО5 по существу поставленных вопросов не представилось возможным.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Вологодской областной организации Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации 03.03.2020 протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных, и вынесения постановления мировым судьей.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, воспрепятствовавшее законной деятельности государственного инспектора труда по проведению проверки, что повлекло невозможность проведения проверки, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Исходя из части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела позволили должностному лицу и судам сделать вывод о том, что Вологодской областной организацией Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации не приняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Доводы жалобы законного представителя Вологодской областной организации Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации об отсутствии оснований для проведения проверки подлежат отклонению как необоснованные.
Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется, в том числе посредством проведения плановых и внеплановых проверок (документарных проверок и (или) выездных) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.12.2008 N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту пятому части седьмой статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в федеральную инспекцию труда обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.
Учитывая вышеизложенное в связи с обращением работника Вологодской областной организации Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации Аксеновой О.В. о нарушении работодателем трудовых прав у Государственной инспекции труда в Вологодской области имелись законные основания требовать от заявителя предоставления с целью проведения мероприятий государственного контроля (надзора) документов, указанных в распоряжении заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Вологодской области Власова Е.А. от 10.02.2020 N35/7-86-20-ОБ.
Имеющие правовое значение доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах, не ставят под сомнение их законность и обоснованность и наличие в бездействии Вологодской областной организации Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие привлекаемого к административной ответственности лица с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием мировым судьей и судьей городского суда норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Вологодской областной организации Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации в пределах санкции части 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статей 3.1, 4.1 данного Кодекса и является обоснованным. Обстоятельств, свидетельствующих о возможности применения положений статьи 2.9, части 3.2 статьи 4.1, статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не выявлено.
При изложенных обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы и отмены оспариваемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку N62 от 15.05.2020 N5-703/2020, решение судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 14.09.2020 N12-1049/2020, состоявшиеся в отношении Вологодской областной организации Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу законного представителя Вологодской областной организации Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации Быковой Т.П.- без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.