Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Кузьмичева В.А, судей
Рогожиной Е.В, Бушминой А.Е.
при секретаре
Кощеевой Р.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области к региональному отделению Общественной организации Всероссийской политической партии "Гражданская сила" в Саратовской области о ликвидации регионального отделения политической партии и об исключении сведений о региональном отделении политической партии политической партии из Единого государственного реестра юридических лиц, по апелляционной жалобе регионального отделения Общественной организации Всероссийской политической партии "Гражданская сила" в Саратовской области на решение Саратовского областного суда от 14 октября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Рогожиной Е.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Управление Министерства юстиции РФ по Саратовской области (далее Управление) обратилось в Саратовский областной суд с иском к Региональному отделению Общественной организации Всероссийская политическая партия "Гражданская сила" в Саратовской области (далее отделение, организация) о ликвидации данного регионального отделения и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц (далее ЕГРЮЛ).
В основание иска указало, что в связи с нарушением законодательства, ранее, по решению суда, деятельность отделения приостанавливалась. Проведённой проверкой установлено, что основания, послужившие причиной для приостановления деятельности, полностью не устранены. Связь организации с почтовым адресом, указанным в ЕГРЮЛ, отсутствует. Сведений о его смене в Управление не предоставлено, письменные предупреждения об этом не исполнены. Данные обстоятельства являются основанием для ликвидации отделения, исключения о нём сведений из ЕГРЮЛ.
В судебном заседании представитель административного истца, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, по изложенным в них основаниям.
Иные лица, участвующие в деле, при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принимали.
Суд постановилрешение, с учётом определения об исправлении описки от 30 ноября 2020 г, об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе председатель отделения просит решение суда отменить. В основание указывает, что основания для приостановления деятельности организации в 2019 году отсутствовали. Неполучение корреспонденции по указанному в ЕГРЮЛ почтовому адресу является лишь следствием некорректной работы почты. Организация в 2018 году уведомляла компетентный орган о продолжении деятельности.
В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика ФИО6 настаивал на доводах апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель административного истца просил о слушании дела без их участия.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учётом положений части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении, возражениях относительно них.
Заслушав представителя административного ответчика ФИО6, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав новые доказательства, судебная коллегия оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривает, по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, решением III внеочередного съезда Общероссийской общественной организации "Гражданские силы" от 24 февраля 2012 года решено преобразовать региональные организации Общероссийской общественной организации "Гражданские силы" в региональные отделения политической партии "Всероссийская политическая партия "Гражданская Сила", в том числе в Саратовской области.
ДД.ММ.ГГГГ на конференции был сформирован руководящий орган отделения в Саратовской области, его председателем избран ФИО7
На основании решения Управления, учётный номер N, УФНС по Саратовской области ДД.ММ.ГГГГ за N отделение зарегистрировано.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от 9 сентября 2020 г. местом нахождения отделения является: "адрес"
В рамках текущего контроля, осуществляемого Управлением, в рамках предоставленных законом полномочий, в деятельности отделения выявлены нарушения - отсутствует уведомление об изменении адреса, по которому осуществляется связь с организацией, не представлены об изменении адреса соответствующие документы, не представлены сведения в Избирательную комиссию Саратовской области о поступлении и расходовании средств политической партии за второй квартал 2017 г. (п.5 ст.27, п.3 ст.34 Федерального закона N95-ФЗ "О политических партиях").
ДД.ММ.ГГГГ Управлением отделению вынесено предупреждение N об устранении вышеуказанных нарушений, предоставлен срок для их устранения до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Управление вынесло организации повторное предупреждение N о необходимости предоставления сведений о поступлении и расходовании средств политической партии за 2 квартал 2017 г, установлен срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Управление вынесло организации повторное предупреждение N о необходимости предоставления сведений о поступлении и расходовании средств политической партии за 2 квартал 2017 г, установлен срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Управление вынесло организации повторное предупреждение N о необходимости предоставления сведений о поступлении и расходовании средств политической партии за 2 квартал 2017 г, установлен срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Управление вынесло организации повторное предупреждение N о необходимости информирования о смене адреса в установленные сроки, предоставления документов для внесения изменений об адресе в ЕГРЮЛ, установлен срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Управление вынесло организации повторное предупреждение N о необходимости информирования о смене адреса в установленные сроки, предоставления документов для внесения изменений об адресе в ЕГРЮЛ, установлен срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ
Указанные предупреждения направлялись заказными письмами по указанному в ЕГРЮЛ почтовому адресу: "адрес", возвращены почтой в связи с истечением срока хранения.
Решением Саратовского областного суда от 26 декабря 2019 г, вступившим в законную силу 1 февраля 2020, в связи с вышеуказанными нарушениями закона, деятельность отделения приостановлена сроком на 2 месяца, установлен срок для устранения выявленных недостатков - 2 месяца.
Сведения о поступлении и расходовании средств политической партии представлены отделением 19 августа 2019 г. Иные нарушения организацией устранены не были.
Поскольку на дату обращения Управления в суд - 15 сентября 2020 г. вышеуказанные предупреждения контролирующего органа не оспорены, а доказательств устранения выявленных нарушений административным ответчиком не представлено, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права - п.4 ст.32, п.3 ст.40, пп. "б" п.3 ст.42 Федерального закона N95-ФЗ "О политических партиях", и, с учётом разъяснений, данных в п.20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года N64, постановилобоснованное решение об удовлетворении административного искового заявления.
Доводы апелляционной жалобы основанием для отмены судебного постановления не являются, по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, её регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса, а также иными лицами, наделенными федеральным законом правом на обращение в суд с таким заявлением.
В силу п.3 ст.40 Федерального закона N95-ФЗ "О политических партиях" в случае не устранения политической партией, её региональным отделением или иным структурным подразделением нарушений, послуживших основанием для приостановления их деятельности, федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган, внесшие в суд заявление о приостановлении деятельности политической партии, её регионального отделения или иного структурного подразделения, вносит в соответствующий суд заявление о ликвидации данной политической партии, её регионального отделения или иного структурного подразделения.
Согласно пп. "б" п.3 ст.42 Федерального закона N95-ФЗ "О политических партиях" ликвидация регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии по решению суда осуществляется в случае: не устранения в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии.
Обстоятельства невыполнения предупреждений Управления в установленные сроки административным ответчиком подтверждаются вступившим в законную силу решением Саратовского областного суда от 26 декабря 2019 г.
В силу ч.2 ст.64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
В силу изложенного представленные административным ответчиком в суд апелляционной инстанции почтовые документы об исполнении требований Управления о предоставлении сведений о поступлении и расходовании средств политической партии за 2 квартал 2017 г. в сроки, установленные предупреждениями, являются недопустимыми доказательствами, а их предоставление - попыткой не процессуальной ревизии вступившего в законную силу преюдициального решения суда.
По смыслу подпункта "в" п.1 ст.5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" место нахождения постоянно действующего исполнительного органа регионального отделения политической партии должно быть конкретным и реально используемым этим исполнительным органом.
В соответствии с п.5 ст. 27 Федерального закона N95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия, её региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения обязаны информировать федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня таких изменений и в течение 14 дней со дня таких изменений представить в федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о политической партии, её региональном отделении или ином зарегистрированном структурном подразделении.
Между тем, как видно из материалов дела, направленные по указанному при регистрации отделения месту нахождения его исполнительного органа предупреждения от Управления были возвращены "за истечением срока хранения", что свидетельствует об отсутствии связи с организацией по адресу, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ.
При этом административный ответчик не указывает иного адреса нахождения отделения, настаивая, что оно находится по адресу: "адрес"
Основанием для приостановления деятельности регионального отделения по решению суда послужило, в том числе, не предоставление информации об изменении адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа данной организации.
Кроме того, представленные подателем апелляционной жалобы почтовые документы, вопреки мнению её подателя, не подтверждают нахождение отделения по адресу: "адрес", а, напротив, подтверждают отсутствие нахождения отделения в городе Саратове, так как них указано на отправление документов от имени организации из города Тулы.
Кроме того, в силу п.1 ст.165.1 Гражданского кодекса РФ, заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Следовательно, бремя доказывания того, что предупреждения Управления не были получены отделением политической партии не по его вине, при предоставлении административным истцом сведений о возврате почтовых отправлений, а по вине третьих лиц, лежит на административном ответчике.
Мнение подателя апелляционной жалобы об ином основано на неправильном толковании закона.
Однако достоверных и допустимых доказательств неполучения почтовой корреспонденции по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, административным ответчиком представлено не было ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции. Его мнение о том, что причиной этого является некорректная работа почты, является его предположением, которое достоверными и относимыми письменными доказательствами не подтверждено.
Согласно пп. "г" п. 3 ст.42 Федерального закона N95-ФЗ "О политических партиях" ликвидация регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии по решению суда осуществляется в случае: неоднократного непредставления региональным отделением политической партии в установленный срок в соответствующий территориальный орган обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях.
Установленное по настоящему делу неоднократное несоблюдение данной законной обязанности административного ответчика служит самостоятельным основанием для ликвидации регионального отделения политической партии по решению суда, с исключением его из ЕГРЮЛ.
Иные представленные в суд апелляционной инстанции доказательства: ответ на запрос суда Избирательной комиссии Саратовской области от 12 февраля 2021 г. о предоставлении отделением сведений о поступлении и расходовании средств политической партии за 4 квартал 2019 г, 1-3 кварталы 2020 года, сведения о регистрации по месту жительства председателя отделения ФИО8 и копия его общегражданского паспорта, ответ Управления на запрос суда от 18 февраля 2021 г, ходатайство отделения по ранее рассмотренному делу между теми же сторонами от 19 августа 2019 г, ответ на него Управления от 16 декабря 2020 г, о незаконности постановленного решения суда не свидетельствуют.
Расписка Управления о получении от отделения документов для внесения изменений в учредительные документы от 11 февраля 2021 г, выписка из ЕГРЮЛ от 20 февраля 2021 г. к рассматриваемому делу не относимы, так как получены после вынесения решения суда (ч.2 ст.308 КАС РФ).
Поскольку судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение дела, и правильно применён закон, регулирующий спорные отношения, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований, предусмотренных ст.310 КАС РФ, для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Саратовского областного суда от 14 октября 2020 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 30 ноября 2020 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Регионального отделения Общественной организации Всероссийская политическая партия "Гражданская сила" в Саратовской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (город Саратов) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства, через Саратовский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 5 марта 2021 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.