Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 01 марта 2021 г. по делу N 16-710/2021-
Постановлением Верховного Суда РФ от 13 августа 2021 г. N 11-АД21-27-К6 настоящее постановление оставлено без изменения
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Шкуров С.И., рассмотрев жалобу Файрушина Р.Ф. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 20 по судебному району г.Набережные Челны Республики Татарстан от 2 сентября 2020 и решение судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 21 октября 2020 по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 16.2, статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 20 по судебному району г.Набережные Челны Республики Татарстан от 2 сентября 2020, оставленным без изменения решением судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 21 октября 2020, Файрушин Р.Ф. признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 16.2, статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию с применением положений части 2 статьи 4.4 указанного Кодекса в виде конфискации предметов административного правонарушения с обращением их в доход государства.
Исполнение постановления в части конфискации предметов административного правонарушения швейно-трикотажных изделий верхней бытовой женской одежды, общим количеством 43 штуки, весом брутто 13, 8 кг, находящихся на хранении в камере хранения вещественных доказательств Шереметьевской таможни, постановлено возложить на Шереметьевскую таможню.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Файрушин Р.Ф. выражает несогласие с вынесенными судебными решениями, считая их незаконными и необоснованными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения вынесенных по делу судебных актов не имеется.
В соответствий с частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Ответственность, предусмотренная данной нормой, наступает за недекларирование товаров, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только-об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).
В соответствии со статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
В соответствии с частью 25 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза "незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза" - перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 настоящего Кодекса должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.
Согласно статьям 6, 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом, в соответствии с Договором о Союзе или международными договорами в рамках Союза, а в отношении применения законодательных актов государств-членов в сфере налогообложения - также законодательством государств-членов. Товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
В соответствии с частью 1 статьи 260 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенному декларированию подлежат товары для личного пользования, за исключением транспортных средств для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, в отношении которых подлежат соблюдению запреты и ограничения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса и требуется представление документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких запретов и ограничений;
Согласно части 4 статьи 256 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из:
заявления физического лица о перемещаемых через таможенную границу Союза товарах в устной форме или в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации;
характера и количества товаров;
частоты пересечения физическим лицом таможенной границы Союза и (или) перемещения товаров через таможенную границу Союза этим физическим лицом или в его адрес.
Из материалов дела усматривается, что 25 января 2020 около 7 часов 5 минут Файрушин Р.Ф. прибыл в аэропорт Шереметьево ("данные изъяты") из ФИО5 рейсом N, для прохождения таможенного контроля проследовал в "зеленый коридор" зала прилета аэропорта Шереметьево (ФИО6), предназначенный для таможенного контроля пассажиров, не имеющих при себе товаров, подлежащих обязательному таможенному декларированию, и пересек линию таможенного контроля. При проведении рентгеноскопии одного места багажа и одного места ручной клади Файрушина Р.Ф. были обнаружены товары, представляющие собой предметы одежды, общим количеством 43 штуки, которые были изъяты и помещены на ответственное хранение в комнату хранения вещественных доказательств Шереметьевской таможни.
Согласно заключению таможенного эксперта ЦЭКТУ ФТС России от 19 февраля 2020 N, рыночная стоимость в Российской Федерации (цена) товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС Файрушиным Р.Ф. 25 января 2020, а именно: швейно-трикотажных изделий верхней бытовой женской одежды, общим количеством 43 штуки, по состоянию на 25января 2020, составляет 39 700 рублей 00 копеек. Согласно служебной записке из ОТО и TIC по расчету таможенной стоимости N от 4 марта 2020, стоимость товаров в РФ, а именно, швейно-трикотажных изделий верхней бытовой женской одежды, общим количеством 43 штуки, по состоянию на 25 января 2020 (дату перемещения товаров через таможенную границу ЕЭС) составила 31 220 рублей 48 копеек.
По факту выявленного правонарушения 19 марта 2020 старшим государственным таможенным инспектором отдела специальных таможенных процедур N таможенного поста Аэропорт Шереметьево (пассажирский) Шереметьевской таможни в отношении Файрушина Р.Ф. составлен протокол об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 16.2, статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с последующим привлечением к административной ответственности.
Судебными инстанциями в подтверждение, что Файрушиным Р.Ф. совершены административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 16.2, статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении N от 19 марта 2020; протокол изъятия вещей и документов N от 19 марта 2020; диск с видеозаписью; акт приема-передачи вещественных доказательств на хранение в комнату хранения вещественных доказательств; акт таможенного досмотра товаров; объяснение Файрушина Р.Ф.; копия заграничного паспорта Файрушина Р.Ф.; решение о не отнесении товаров к товарам личного пользования N от 25 января 2020; заключение таможенного эксперта N от 19 февраля. 2020; заключение эксперта ФТС N от 13 апреля 2020; копия должностной инструкции бортпроводника, - поскольку перечисленные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности Файрушина Р.Ф. в совершении указанных административных правонарушений.
В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дана объективная правовая оценка.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с положениями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченным должностным лицом, каких-либо процессуальных нарушений при его составлении не установлено.
Доводы Файрушина Р.Ф. о том, что товары, предназначались для членов его семьи и его родственников, являлись предметом исследования предыдущими судебными инстанциями и обосновано признаны несостоятельными по мотивам, изложенным в судебных решениях, оснований не согласиться с которыми не имеется.
Как правильно установлено судебными инстанциями, исходя из характера товара, его количества, перемещаемый Файрушиным Р.Ф. и являющийся предметом административного правонарушения товар: швейно-трикотажные изделия верхней бытовой женской одежды, общим количеством 43 штуки, не может быть отнесен к товарам для личного пользования и к нему не могут быть применены положения главы 37 ТК ЕАЭС.
Никаких разрешительных документов на ввоз данного товара в установленном количестве на таможенную территорию ЕАЭС у Файрушина Р.Ф. не было, также не было надлежащим образом оформленной таможенной декларации.
Кроме того, при рассмотрении настоящего дела установлено, что последний на момент совершения административного правонарушения являлся бортпроводником АО "Авиакомпания "Россия", следовательно, он обязан был знать о таможенных правилах и действующем законодательстве ЕЭС и РФ, регулирующим перемещение товаров, и соблюдать вышеуказанные Правила и законодательство.
Однако Файрушин Р.Ф. не проявил в отношениях, связанных с перемещением товара через таможенную границу, ту степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях надлежащего соблюдения таможенного законодательства ЕАЭС.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, виновность лица привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доводы, изложенные в настоящей жалобе, по существу сводятся к переоценке представленных по делу доказательств, которые являлись предметом исследования и правовой оценки предыдущих судебных инстанций, и установленных в ходе судебных разбирательств обстоятельств, и не опровергают наличие в действиях заявителя объективной стороны состава административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 16.2, статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных актов.
Несогласие заявителя с правовой оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств и собранных по делу доказательств основанием к отмене принятых по делу судебных актов не является.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения, личности правонарушителя, в пределах санкции части 1 статьи 16.2, статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с учетом положений части 2 статьи 4.4 названного Кодекса, является соразмерным содеянному и отвечает принципам справедливости.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления мирового судьи и решения судьи городского суда, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 20 по судебному району г.Набережные Челны Республики Татарстан от 2 сентября 2020 и решение судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 21 октября 2020 по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 16.2, статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Файрушин Р.Ф, оставить без изменения, а жалобу Файрушина Р.Ф. оставить без удовлетворения.
Судья С.И. Шкуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.