Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Алексеева Д.В, Карякина Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Сабуркина П.А. - Петрова М.Б. на решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 14 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 7 июля 2020 года по административному делу N 2а-1892/2019 по административному исковому заявлению Сабуркина П.А. к призывной комиссии Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В, объяснения представителя административного ответчика Сабуркина П.А. - Петрова М.Б, представителя заинтересованного лица по делу - Военного комиссариата Самарской области Басовой Н.В, судебная коллегия
установила:
Сабуркин П.В. обратился в суд с административным иском, после дополнения заявив требования о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности выдать ему военный билет, ссылаясь на то, что он имел отсрочку от призыва военную службу на время учебы, затем не получал повесток о необходимости явки в военный комиссариат для призыва, однако призывная комиссия в противоречии с указанными обстоятельствами и признанием его ограниченно годным к военной службе и установлением ему категории годности "В" вынесла заключение о том, что он не прошел военную службу по призыву, не имея законных оснований.
Решением Куйбышевского районного суда г. Самары от 14 октября 2019 года административный иск удовлетворен частично, постановлено признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара от 19 июня 2019 года о зачислении в запас Сабуркина П.А, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в удовлетворении требования о возложении обязанности по выдаче военного билета отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 7 июля 2020 года решение суда первой инстанции в части признания незаконным решения призывной комиссии отменено, в этой части в удовлетворении административного иска отказано, в остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной 29 декабря 2020 года и поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 22 января 2021 года, представитель административного истца Петров М.Б. просит отменить апелляционное определение, изменить решение суда первой инстанции, удовлетворить требование о возложении обязанности на призывную комиссию выдать административному истцу военный билет. Считает необоснованными выводы суда апелляционной инстанции об уклонении Сабуркина П.А. от призыва на военную службу, так как материалами дела не подтвержден факт вручения Сабуркину П.А. повестки о необходимости явки в военный комиссариат, призывной комиссией не принимались решения об ограничении его в выезде, обвинительного приговора суда в отношении Сабуркина П.А. по факту уклонения от военной службы не выносилось.
Ссылается также на то, что о месте проживания Сабуркина П.А. в г. Самара было сообщено его родственником сотруднику полиции, при этом повестка родственнику не была вручена. Обязанности гражданина самостоятельно явиться в военный комиссариат закон не предусматривает.
Кроме того, судом апелляционной инстанции не дана оценка наличию у Сабуркина П.А. заболевания, исключающего возможность прохождения военной службы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель административного истца Петров М.Б. поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель заинтересованного лица по делу - Военного комиссариата Самарской области Басова Н.В. просила отказать в удовлетворении кассационной жалобы за необоснованностью, указав, что в период с 1 октября 2016 года до 9 июля 2017 года (до достижения возраста 27 лет) Сабуркин П.А. не являлся по повесткам в Военный комиссариат г. Саранска Республики Мордовия. Ранее он не сообщил об окончании аспирантуры, при этом ученой степени не имел. По месту регистрации в "адрес" он отсутствовал, данных о его местонахождении не имелось. Проживая и работая в "адрес" с 2015 года, он в военный комиссариат г. Самары не являлся, игнорировал свои обязанности по воинскому учету. Заболевание, на которое он ссылается, не исключает прохождения военной службы.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований для отмены обжалованного судебного постановления.
Пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 26 указанного Федерального закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
Пунктом 1 статьи 28 указанного Федерального закона установлено, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно пункту 1.1 вышеназванной статьи при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Пунктом 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, конкретизировано, что такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Из материалов дела следует, что Сабуркин П.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по результатам медицинского освидетельствования от 2 октября 2012 года признавался годным к военной службе, ему предоставлялась отсрочка от призыва до 30 сентября 2016 года в связи с обучением по очной форме в ФГБОУ ВПО "Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева" и затем в аспирантуре того же образовательного учреждения, с 20 октября 2015 года он работал в "данные изъяты" в "адрес", при этом был зарегистрирован в "адрес", а с 7 марта 2017 года - в "адрес".
Частично удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из отсутствия сведений о вручении Сабуркину П.А. повесток в 2016 и 2017 годах, в связи с чем полагал недоказанным проведение в необходимой мере мероприятий для его призыва на военную службу.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, апелляционная инстанция, подробно изучив обстоятельства дела, пришла к обоснованному выводу о том, что военным комиссариатом были выполнены обязанности по организации призыва на военную службу Сабуркина П.А, в связи с чем призывная комиссия имела основание к вынесению оспариваемого решения.
Согласно абзацу 2 части 2 статьи 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций, обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.
Положениями пункта 2 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что отсутствие у граждан регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает их от обязанности состоять на воинском учете и не может служить основанием для отказа в постановке их на воинский учет.
Воинский учет граждан, не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, осуществляется военными комиссариатами по месту, указываемому гражданами в заявлении в качестве места их пребывания (учебы), по форме и в порядке, которые устанавливаются Положением о воинском учете.
Согласно абзацу шестому пункта 1 статьи 10 указанного Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ, подпункту "д" пункта 50 раздела IX постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года N 719 "Об утверждении положения о воинском учете" граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.
Принятие мер для оповещения Сабуркина П.А. в "адрес", в "адрес" и в "адрес" о призыве на военную службу в период с осени 2016 до лета 2017 годов подтверждается отметками работников военкомата в повестках, адресованных Сабуркину П.А, обращениями военного комиссариата г. Саранск в октябре, ноябре 2016 года, апреле 2017 года в отделы полиции, рапортами должностных лиц полиции, направлением запросов в Военный комиссариат Самарской области, Военный комиссариат Чамзинского и Дубенского районов Республики Мордовия. При этом из обстоятельств дела следует, что направление запроса в Военный комиссариат Самарской области было обусловлено указанием родственника Сабуркина П.А. на его проживание в г. Самаре.
По сообщению Военного комиссариата Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ в ответ на запрос военного комиссара г. Саранск, Управление по вопросам миграции Главного управления МВД России по Самарской области отказывает в предоставлении персональных данных при розыске граждан, обязанных состоять на воинском учете.
По сообщению Военного комиссариата Чамзинского и Дубенского районов Республики Мордовия от 31 мая 2017 года, Сабуркин П.А. в "адрес" в указанное время не проживал.
Между тем Сабуркин П.А. работал с ДД.ММ.ГГГГ в "данные изъяты" в "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в "адрес", но не явился в военные комиссариаты для постановки на воинский учет. Его явка имела место после наступления возраста 27 лет.
Ввиду изложенного доводы кассационной жалобы о невручении Сабуркину П.А. повестки как означающем неосуществление мероприятий, связанных с призывом на военную службу, не могут быть признаны состоятельными.
Доводы заявителя об имевшемся у административного истца заболевании отклоняются судебной коллегией. Из материалов дела усматривается, что заболевание было выявлено не при медицинском освидетельствовании, которое должно проводиться в ходе призыва на военную службу. Оснований считать, что заболевание имелось в течение всего юридически значимого периода с момента утраты им оснований для отсрочки от призыва на военную службу и до достижения им возраста 27 лет и вследствие этого в течение всего указанного периода он обладал правом на освобождение от призыва, материалы дела не предоставляют.
Ввиду этого доводы кассационной жалобы, подразумевающие, что административный истец имел законные основания для непрохождения военной службы, не могут расцениваться как убедительные.
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении административного иска является верным. При таких данных доводы кассационной жалобы о неправомерном отказе в выдаче административному истцу военного билета подлежат отклонению.
Судом апелляционной инстанции принято во внимание представление военным комиссариатом достаточной совокупности доказательств, свидетельствующих о том, что им осуществлялись мероприятия по обеспечению исполнения Сабуркиным П.А. воинской обязанности.
Апелляционное определение отвечает требованиям законности и обоснованности, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 14 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 7 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Сабуркина П.А. - Петрова М.Б. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 4 марта 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.