Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А.
судей Алексеева Д.В, Сказочкина В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Яруллина Анаса Кадирзяновича на решение Авиастроительного районного суда города Казани Республики Татарстан от 6 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 23 июня 2020 года по административному делу N 2а-128/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан о взыскании с Яруллина Анаса Кадирзяновича обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, выслушав объяснения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан Камаевой С.А, возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Авиастроительного районного суда города Казани Республики Татарстан от 6 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 23 июня 2020 года, требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан удовлетворены, с Яруллина А.К. в доход государства взыскана задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2015, 2016, 2017 годы в размере "данные изъяты", пени в размере "данные изъяты", а также государственная пошлина в размере "данные изъяты".
Не согласившись с вышеназванными судебными актами, Яруллин А.К. в кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 23 декабря 2020 года, ставит вопрос об их отмене, указывая, что применение ставки по земельному налогу в размере 1, 5 процента, исходя из предназначения земельного участка для размещения складов, в отношении земельного участка с кадастровым номером N незаконно. Фактически земельный участок используется для размещения жилого строения, следовательно, в рассматриваемом случае подлежит применению налоговая ставка в размере 0, 25 процента.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не были допущены.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлена обязанность платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичная норма содержится в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации к местным налогам относится земельный налог.
В силу положений пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
На основании статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются в отношении земельных участков нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории земель и разрешенного использования земельного участка.
В силу положений части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Судами установлено, что Яруллин А.К. является плательщиком земельного налога в связи с регистрацией за ним права собственности на следующее имущество:
земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", на который право собственности Яруллина А.К. зарегистрировано 16 мая 2011 года;
земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", на который право собственности Яруллина А.К. зарегистрировано 9 июля 2015 года.
8 октября 2018 года налоговым органом в адрес административного ответчика заказным письмом направлено налоговое уведомление N 67574401 с указанием расчёта земельного налога за 2017 год, который составил в общей сумме "данные изъяты", а также перерасчёт земельного налога за 2015, 2016 годы в общей сумме "данные изъяты".
В связи с неуплатой земельного налога в установленный в уведомлении срок (до 3 декабря 2018 года), административным истцом 20 декабря 2018 года в установленные статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации сроки в адрес административного ответчика выставлено требование N 55810 об уплате налога и пени в срок до 31 января 2019 года, которое направлено в адрес налогоплательщика также заказным письмом. В соответствии с указанным требованием задолженность по земельному налогу составила "данные изъяты", пени по нему - "данные изъяты".
Поскольку в установленный срок требование об уплате задолженности административным ответчиком исполнено не было, налоговый орган в установленный пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячный срок (31 мая 2019 года) обратился к мировому судье судебного участка N 2 по Авиастроительного судебному району города Казани с заявлением о вынесении судебного приказа.
29 августа 2019 года мировым судьёй судебного участка N 2 по Авиастроительному судебному району города Казани вынесен судебный приказ о взыскании с Яруллина А.К. недоимки по земельному налогу и пени, который 29 августа 2019 года отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно заявленных налоговым органом требований.
В установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок (19 ноября 2019 года) Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Проверяя правильность расчёта подлежащих уплате обязательных платежей и санкций, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из применения налоговой ставки 1, 5 процента.
Данный вывод основан на законе.
В силу пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог, являясь местным налогом, устанавливается и вводится в действие на территории муниципальных образований в соответствии с данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с ешением Казанской городской Думы от 11 ноября 2013 года N 5-26 "О земельном налоге" установлены налоговые ставки:
0, 2 процента в отношении земельных участков, не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения садоводства или огородничества, занятых многоквартирными домами (за исключением земельных участков, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома);
0, 25 процента в отношении земельных участков, занятых: индивидуальными жилыми домами, индивидуальными блоками в блокированных жилых домах (индивидуальными домами блокированной жилой застройки), личным подсобным хозяйством (не используемых в предпринимательской деятельности);
0, 3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности), отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
0, 33 процента в отношении земельных участков, занятых объектами рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения (дома отдыха, пансионаты, профилактории, санатории, базы отдыха, детские и спортивные лагеря и другие объекты, предназначенные для отдыха и туризма);
0, 4 процента в отношении земельных участков, занятых гаражами, в том числе гаражно-строительными кооперативами, стоянками (эллингами), используемыми для размещения и хранения личных водных транспортных средств граждан;
0, 8 процента в отношении земельных участков, занятых открытыми (закрытыми) автостоянками (парковками);
0, 13 процента в отношении земельных участков, занятых многоуровневыми паркингами (автостоянками), многоэтажными гаражами;
1, 1 процента в отношении земельных участков, занятых гостиницами, отелями и прочими местами для временного проживания;
1, 3 процента в отношении земельных участков, занятых: объектами торговли, общественного питания и бытового обслуживания, административными зданиями, офисными зданиями делового и коммерческого назначения, объектами образования, науки, здравоохранения, социального обеспечения (обслуживания), спорта, культуры и искусства, производственными (включая административные) зданиями, строениями, сооружениями промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, электростанциями, обслуживающими их сооружениями и объектами, портами, водными, железнодорожными вокзалами, автодорожными вокзалами, железнодорожными путями, автомобильными дорогами, причалами, пристанями, полосами отвода железных и автомобильных дорог, разработками полезных ископаемых, водными путями, трубопроводами, кабельными, радиорелейными и воздушными линиями связи и линиями радиофикации, воздушными линиями электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи, наземными сооружениями и инфраструктурой спутниковой связи;
1, 5 процента в отношении прочих земельных участков.
Согласно представленным Управлением Росреестра по Республике Татарстан сведениям, земельный участок с кадастровым номером N имеет вид разрешенного использования "склады".
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
При этом исчисление налоговой базы по земельному налогу производится на основании сведений, направляемых налоговым органам в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, отраженных в государственном кадастре недвижимости и в Едином государственном реестре недвижимости.
Таким образом, судами сделан правильный вывод об обоснованности применения Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан ставки 1, 5 процента при исчислении земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером N
Довод кассационной жалобы о необходимости применении ставки 0, 25 процента со ссылкой на то, что основанием приобретения прав на земельный участок являлся договор купли-продажи земельного участка и жилого строения без права регистрации и проживания от 5 мая 2015 года, не может быть принят во внимание в силу приведённых выше законоположений.
Ссылка на необходимость проведения обследования фактического использования земельного участка также несостоятельна в силу изложенного выше.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права. Нарушений при рассмотрении дела норм материального и процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного судебного акта и являться основанием для отмены судебного акта по доводам кассационной жалобы, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Авиастроительного районного суда города Казани Республики Татарстан от 6 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 23 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Яруллина А.К. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 18 февраля 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.