Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Бросовой Н.В, Улановой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу
N по иску ФИО1 к
ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в "адрес" и "адрес" Республики Башкортостан о возложении обязанности включить в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию и к ГБУЗ Республики Башкортостан "Дюртюлинская центральная районная больница" о возложении обязанности представить в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в "адрес" и "адрес" Республики Башкортостан сведения о стаже индивидуального (персонифицированного) учета с подтверждением постоянной занятости ФИО1 и выдать справку, уточняющую особый характер работы или условий труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающие постоянную занятость на льготной работе.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, проверив материалы дела, судебная коллегия, установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в "адрес" и "адрес" Республики Башкортостан о включении периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ комиссия Управления ПФР вынесла решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, не включив следующие периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период работы в должности фельдшера скорой помощи в Дюртюлинской ЦРБ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период нахождения на курсах повышения квалификации.
Периоды, не засчитанные Управлением ПФР в стаж, дающий право на
назначение досрочной страховой пенсии в связи с лечебной деятельностью составляют - 17 лет 08 месяцев 10 дней.
Периоды, засчитанные Управлением ПФР в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с лечебной деятельностью составляют - 12 лет 08 месяцев 23 дня.
С решением Управления ПФР не согласна, считает отказ в назначении досрочной страховой пенсии незаконным и необоснованным.
Просила суд признать отказ УПФ незаконным и обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, вышеуказанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации и назначить пенсию
с ДД.ММ.ГГГГ, а также взыскать расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.
Решением Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ иск ФИО1 к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в "адрес" и "адрес" Республики Башкортостан о защите пенсионных прав удовлетворен частично.
Признано незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в "адрес" и "адрес" Республики Башкортостан N от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении ФИО1 в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периодов нахождения на курсах повышения квалификации по фактической продолжительности, обязав Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в "адрес" и "адрес" Республики Башкортостан включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии ФИО1 периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по 19 марта
1993 года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с 26 сентября
2000 года по ДД.ММ.ГГГГ. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ решение Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить решение в части отказа в удовлетворении заявленных требований и апелляционное определение, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылается на неправильное применение судом норм материального права, неправильную оценку представленных доказательств и обстоятельств дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено, что решением УПФ N от ДД.ММ.ГГГГ истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано по причине отсутствия требуемого 30-летнего стажа на соответствующих видах работ в городах, сельской местности и поселках городского типа, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
В стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения пенсионным органом не зачтены следующие периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период работы в должности фельдшера скорой помощи в Дюртюлинской ЦРБ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период нахождения на курсах повышения квалификации.
В соответствии с трудовой книжкой АТ-У N, справкой
ГБУЗ Республики Башкортостан Дюртюлинская ЦРБ N от 18 сентября
2019 года ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в ГБУЗ РБ Дюртюлинская ЦРБ фельдшером скорой помощи.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о зачете в специальный стаж истца периода работы в качестве фельдшера по приему вызовов отделения скорой медицинской помощи Дюртюлинской ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции, руководствуясь нормами пенсионного права, регламентирующими назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исходил из того, профессия фельдшера (медицинской сестры) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, не поименована.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены принятых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8
настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 в сельской местности и поселках городского типа и не менее
30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 указанного Федерального закона установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от
ДД.ММ.ГГГГ N установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются в частности при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии
со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением ФИО2 от 6 сентября
1991 года N "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Периоды работы в должности фельдшера (медицинской сестры) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи, как подлежащие зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, не поименованы.
По смыслу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона
"О страховых пенсиях", право на досрочное назначение пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Следовательно, одним из условий для включения периодов работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября
2002 года N, является осуществление лицом именно лечебной деятельности или иной деятельности по охране здоровья граждан.
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни (пункт 8 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
N323-ФЗ).
С учетом приведенных нормативных положений суд кассационной инстанции приходит к выводу о законности выводов судов первой и апелляционной инстанции об отсутствии у истца права на включение в специальный стаж периода ее работы в должности фельдшера по приему вызовов отделения скорой медицинской помощи Дюртюлинской ЦРБ
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы кассационной жалобы ФИО1 заявлялись в суде первой и апелляционной инстанции, им дана обоснованная оценка, с которой соглашается судебная коллегия. Кроме того, указанные доводы направлены на оценку представленных суду доказательств, переоценка которых в кассационном суде не допустима.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи ФИО5
ФИО6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.