Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Родиной А.К, судей Храмцовой О.Н, Горбуновой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1505/2020 по иску прокурора Ленинского района г. Нижний Тагил Свердловской области в интересах граждан и неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования "Детская школа искусств N 1", Управлению культуры Администрации города Нижний Тагил, Администрации города Нижний Тагил о понуждении к совершению определенных действий в сфере пожарной безопасности, по кассационной жалобе Администрации города Нижний Тагил на решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил от 10.08.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 16.10.2020.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Храмцовой О.Н, выслушав объяснения прокурора Москвитина Н.Н, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования "Детская школа искусств N 1" (далее - МБУ ДО "ДШИ N 1", образовательное учреждение), Управлению культуры Администрации г. Нижний Тагил и Администрации г. Нижний Тагил об устранении нарушений закона в области пожарной безопасности, повторно зафиксированных инспектором пожарного надзора в предписании N 100/1/50 от 01.06.2020.
Решением Ленинского районного суда г. Нижний Тагил от 10.08.2020, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 16.10.2020, исковые требования прокурора удовлетворены. На МБУ ДО "ДШИ N 1" возложена обязанность в срок до 01.04.2021 устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности, а именно: произвести монтаж системы пожарной сигнализации с заменой кабеля на не распространяющий горение и дымовых пожарных извещателей согласно пункту 1 предписания N 100/1/55 от 01.06.2020, произвести замену отделочных материалов стен в лестничной клетке N 49 по поэтажному плану первого этажа с показателями пожарной опасности более чем КМ 0 (НГ), произвести замену покрытия пола в лестничной клетке N 49 по поэтажному плану первого этажа с показателями пожарной опасности более чем КМО (НГ), произвести замену покрытия пола в актовом зале N 12 по поэтажному плану первого этажа с показателями пожарной опасности равной или менее КМ 2, произвести замену отделочных материалов стен в тамбуре N 51 по поэтажному плану первого этажа с показателями пожарной опасности равной или менее КМ 1, произвести замену отделочных материалов стен в коридорах первого и второго этажа с показателями пожарной опасности равной или менее КМ 1. На Администрацию г. Нижний Тагил и Управление культуры Администрации г. Нижний Тагил возложена обязанность организовать финансирование мероприятий по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности в здании МБУ ДО "ДШИ N 1".
В кассационной жалобе заявитель Администрация г. Нижний Тагил (далее - Администрация) просит об отмене судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
В возражениях на кассационную жалобу прокуратура Свердловской области просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что отсутствуют основания для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Правоотношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон "О пожарной безопасности").
Согласно статье 1 Закона "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Судами установлено, что 04.04.2019 ОНД г. Нижний Тагил и Горноуральского городского округа УНДиПP ГУ МЧС России по Свердловской области в адрес образовательного учреждения выдано предписание N 84/1/55 от 04.04.2019 об устранении нарушений требований пожарной безопасности в здании образовательного учреждения, расположенного по адресу: "данные изъяты"
В период с 21.05.2020 по 01.06.2020 по результатам внеплановой выездной проверки с целью контроля за исполнением ранее выданного предписания установлено, что образовательное учреждение не выполнило в срок до 01.04.2020 предписание N 84/1/55 от 04.04.2019 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, а именно пункты NN 1, 4, 5, 7, 8 и 9.
01.06.2020 в отношении МБУ ДО "ДШИ N 1" внесено предписание N 100/1/50 по результатам проверки контроля ранее выданного предписания, установлен срок устранения выявленных нарушений до 01.04.2021.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, Управление культуры Администрации г. Нижний Тагил и Администрация г. Нижний Тагил осуществляет права учредителя (участника) юридического лица МБУ ДО "ДШИ N 1".
Установив, что выявленные нарушения требования пожарной безопасности МБУ ДО "ДШИ N 1" не устранены, суд первой инстанции, руководствуясь положениями норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, пришёл к выводу о возложении на образовательное учреждение обязанности устранить данные нарушения требований пожарной безопасности, установив срок исполнения решения суда - до 01.04.2021. Установив, что учредителем и собственником имущества образовательного учреждения является муниципальное образование г. Нижний Тагил, функции и полномочия учредителя осуществляет Управление культуры Администрации г. Нижний Тагил, равно как установив неоднократное обращение образовательного учреждения о перераспределении денежных средств на финансирование признаваемых предписаний инспектора пожарного надзора, судом первой инстанции на администрацию г. Нижний Тагил и Управление культуры Администрации возложена обязанность организовать финансирование мероприятий по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности в здании МБУ ДО "ДШИ N 1".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оставил решение суда без изменения.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим возникшие отношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что судом апелляционной инстанции не мотивировано не применение положений пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не свидетельствуют о незаконности судебного акта и наличии оснований для его отмены.
Руководствуясь подпунктами 9, 12, 30 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", статьей 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", статьей 21 Федерального закона "О пожарной безопасности", статьями 9, 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда отметила, что к вопросам местного значения городского поселения относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении, включая обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. При этом в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для решения отдельных вопросов местного значения органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, с осуществлением финансового обеспечения их деятельности, выполнения ими муниципального задания, осуществления ими закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Проанализировав положения пунктов 1.5, 5.12, 5.13, 5.17 Устава МБУ ДО "ДШИ N 1", статьи 3 Положения об Управлении культуры Администрации г. Нижний Тагил, суд апелляционной инстанции отметил, что Управление культуры администрации не обладает полномочиями по необходимому для незапланированного исполнения предписаний инспектора пожарной безопасности дополнительному финансированию или перераспределению финансирования без согласования с администрацией города.
С учетом вышеизложенного, доводы кассационной жалобы о том, что Администрация г. Нижний Тагил является ненадлежащим ответчиком, не могут быть приняты во внимание.
Проверяя аналогичные доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отметил, что администрация города является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 19, часть 1 статьи 28 Устава г. Нижний Тагил). Наличие в структуре администрации города отраслевых органов, в том числе, Управления культуры администрации города, со статусом юридического лица, не снимает с администрации города возложенных на нее обязанностей, в частности, по принятию первичных мер пожарной безопасности (часть 1 статьи 29 Устава г. Нижний Тагил). Таковые, согласно пункту 1 статьи 63 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" являются реализацией полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования. С учетом сложившейся ситуации с финансированием мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности в здании муниципального учреждения, требующей оперативного вмешательства в целях устранения угрозы жизни и здоровью обучающихся в школе детей, суд первой инстанции обоснованно привлек к организации финансирования вмененных школе мероприятий как Управление культуры администрации города, так и администрацию города.
Фактически доводы кассационной жалобы свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными судами обстоятельствами и оценкой представленных сторонами доказательств, что находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции (часть 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил от 10.08.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 16.10.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Нижний Тагил - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.