Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А.
судей Зориной С.М, Малоедовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-439/2020 по иску Ахметчина Марса Абдулхаевича к администрации города Шумихи Курганской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, по кассационной жалобе Ахметчина Марса Абдулхаевича на решение Шумихинского районного суда Курганской области от 03 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 17 ноября 2020 года, Заслушав доклад судьи Чаус И.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ахметчин М.А. обратился в суд с иском к администрация города Шумихи Курганской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, мотивируя тем, что является ветераном боевых действий, подлежит обеспечению жилым помещением вне очереди, его порядковый номер очереди в списке нуждающихся N47.
Определением суда от 12 августа 2020 г. произведена замена ненадлежащего ответчика Главы администрации Шумихинского района Курганской области на надлежащего ответчика - администрацию г.Шумихи Курганской области.
Решением Шумихинского районного суда Курганской области от 3 сентября 2020 года, оставленным без удовлетворения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 17 ноября 2020 года, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Ахметчин М.А. ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушении и неправильном применении норм материального права. Настаивает на том, что подлежит обеспечению жилым помещением по договору социального найма. Судами неверно оценены представленные доказательства, не приведено мотивов, по которым его пояснения остались без должной оценки.
При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание суда кассационной инстанции истец Ахметчин М.А. не явился, а ответчик администрация г. Шумихи и третье лицо администрация Шумихинского района Курганской области своих представителей в суд не направили.
Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции не допущено, а доводы жалобы не могут повлечь отмену или изменение обжалуемых постановлений в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании удостоверения серии "данные изъяты" от 06.08.2006 истец Ахметчин М.А. имеет право получения льгот, установленных п. 1 ст. 16 ФЗ "О ветеранах".
Постановлением администрации г. Шумихи, Шумихинского района, Курганской области от 10.08.2017 N 357 истец поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях и включен в соответствующий список.
07.07.2020 истец обратился в суд с заявлением о предоставлении ему вне очереди жилого помещения на условиях социального найма, ссылаясь на то, что он имеет право на льготное жилищное обеспечение, как ветеран боевых действий.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 16, 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных постановлением Правительства Курганской области от 10.04.2006 N120, установив, что на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий Ахметчин был постановлен после 01.01.2005, пришел к выводу, что истец не отвечает требованиям, предъявляемым к указанной категории граждан, имеющим право на внеочередное обеспечение жилым помещением, отказав в удовлетворении иска.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда согласился, указав, что действующее законодательство не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения ветеранов боевых действий, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005, жилыми помещениями по договору социального найма; такие граждане приобретают и реализуют право на получение жилых помещений на общих основаниях, исходя из существующей очередности.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка, оснований для их отмены или изменения по доводам кассационной жалобы не находит.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" ветеранам боевых действий предоставляется мера социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 04 февраля 2014 N 236-0, подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" в редакции Федерального закона от 02 января 2000 N 40-ФЗ связывал предоставление льготы в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов не только с наличием у лица статуса ветерана боевых действий, но и с признанием его нуждающимся в жилом помещении (о чем свидетельствовал факт постановки на учет уполномоченным органом), введение такого условия обеспечения указанной категории граждан жильем за счет средств федерального бюджета, как постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, было осуществлено исходя из необходимости обеспечения реализации права, приобретенного ветеранами боевых действий на основании ранее действовавшего правового регулирования.
Из анализа вышеприведенных положений действующего законодательства следует, что право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах", поставлено в зависимость от двух обстоятельств: наличия удостоверения установленного образца, подтверждающего право на меры социальной поддержки; обращение в компетентные органы до 01 января 2005 года с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки и с предоставлением документа (удостоверения ветерана боевых действий), подтверждающего данное право.
Нижестоящие суды, с учетом приведенных норм материального права, установив, что Ахметчин М.А. относится к категории граждан, имеющих право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", имеет соответствующее удостоверение, вместе с тем, поскольку с заявлением о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий он обратился после 01.01.2005, пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для обеспечения его жилым помещением вне установленной органом местного самоуправления очередности.
Ахметчин М.А. состоит в списках очередности по состоянию на 30.04.2019 под номером 44, был принят на учет нуждающихся только в 2017 году, сведений о том, что он обращался с заявлением о постановке на учет до 01.01.2005, в материалы дела не представлено, в связи с чем, оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению жилого помещения вне очереди, у нижестоящих судов обоснованно не имелось.
Истец, настаивая в кассационной жалобе на том, что подлежит обеспечению жильем в настоящее время, не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами судов в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального права.
Согласно положениям статей 397.6, 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шумихинского районного суда Курганской области от 03 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 17 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ахметчина Марса Абдулхаевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.