Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Зеленовой Е.Ф, Козиной Н.М, рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N2-1443/2020 по иску Брага Светланы Николаевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кунгуре и Кунгурском районе Пермского края о признании права на досрочную страховую пенсию, по кассационной жалобе Брага Светланы Николаевны на решение Кунгурского городского суда Пермского края от 15 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 09 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия,
установила:
Брага С.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кунгуре и Кунгурском районе Пермского края (далее по тексту - УПФР в г. Кунгуре и Кунгурском районе) с требованиями о признании незаконным решения ответчика от 25 марта 2020 года об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", о возложении на ответчика обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента возникновения права на её получение с 13 марта 2020 года.
В обоснование исковых требований указала, что 13 марта 2020 года обратилась в УПФР в г. Кунгуре и Кунгурском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" N400-ФЗ. Решением УПФР в г. Кунгуре и Кунгурском районе от 25 марта 2020 года в назначении пенсии отказано по тому основанию, что Федеральным законом от 23 мая 2016 года N143-ФЗ увеличен пенсионный возраст отдельным категориям граждан, в том числе муниципальным служащим, в связи с чем право на пенсию у неё является отлагательным и возникает не ранее 17 января 2022 года (52 года + 24 месяца). Решение пенсионного органа об отказе в назначении пенсии считает незаконным, поскольку должность "данные изъяты" муниципального образования, которую она занимает в настоящее время является выборной, осуществляется не на постоянной основе путем заключения трудового договора и не относится к должностям муниципальной службы, в связи с чем полагает, что у неё возникло право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Кунгурского городского суда Пермского края от 15 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 09 сентября 2020 года, в удовлетворении исковых требований Брага С.Н. отказано.
В кассационной жалобе Брага С.Н. просит решение и апелляционное определение отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Полагает необоснованным вывода суда о том, что "данные изъяты" сельского поселения является муниципальным служащим, так как указанная должность является выборной и осуществляется по трудовому договору не на постоянной основе. Считает, что законодатель предусмотрел увеличение пенсионного возраста только для лиц, замещающих на постоянной основе государственные и муниципальные должности, к которым замещаемая ею должность не относится.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 13 марта 2020 года Брага С.Н, "данные изъяты" года рождения, обратилась в УПФР в г. Кунгуре и Кунгурском районе с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от 25 марта 2020 года истцу отказано в установлении пенсии со ссылкой на положения Федерального закона от 23 мая 2016 года N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан" по тому основанию, что Брага С.Н. на момент подачи заявления замещает муниципальную должность муниципальной службы, в связи с чем её право на досрочную страховую пенсию является отлагательным и возникает не ранее 17 января 2022 года (52 года + 24 месяца).
Как следует из решения пенсионного органа, на день обращения за назначением пенсии страховой стаж заявителя составляет 29 лет 01 месяц 23 дня, специальный стаж - 07 лет 06 месяцев 06 дней, право на пенсию возникает в 52 года.
Решением Совета депутатов Филипповского сельского поселения Кунгурского муниципального района Пермского края от 29 марта 2019 года N по итогам открытого голосования Брага С.Н. избрана "данные изъяты" Филипповского сельского поселения Кунгурского муниципального района Пермского края.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Брага С.Н, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", исходил из того, что на день обращения за назначением пенсии специальный стаж истицы составил 07 лет 06 месяцев 06 дней, что предоставляет ей право на пенсию по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в возрасте 52 лет, однако при определении даты назначения пенсии следует учитывать, что для лиц, замещающих на постоянной основе должности государственной (муниципальной) службы, к которым относится должность Брага С.Н, на основании Федерального закона от 23 мая 2016 года N 143-ФЗ возраст выхода на пенсию, начиная с 01 января 2017 года увеличен, в связи с чем право истицы на назначение пенсии возникает не ранее 17 января 2022 года (52 года + 24 месяца).
Проверяя законность решения по апелляционной жалобе истца, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Отклоняя доводы Брага С.Н. о том, что она занимает выборную муниципальную должность не на постоянной основе и не относится к муниципальным служащим, суд апелляционной инстанции указал, что на дату обращения с заявлением о назначении пенсии Брага С.Н. являлась "данные изъяты" Филипповского сельского поселения Кунгурского муниципального района Пермского края, то есть занимала муниципальную должность на постоянной основе на условиях полной занятости, получала оплату по муниципальной должности.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы судов первой и апелляционной инстанции об отсутствии у истца права на назначение пенсии с 13 марта 2020 года основаны на правильном применении норм материального права.
С 01 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 23 мая 2016 года N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан" (далее - Закон N 143-ФЗ), которым статья 8 дополнена частью 1.1, устанавливающей, что лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в Приложении N 5 к настоящему Федеральному закону.
Данным законом установлено поэтапное увеличение возраста для назначения страховой пенсии по старости в период замещения государственных (муниципальных) должностей и должностей государственной гражданской (муниципальной) службы: мужчинам возраст увеличен поэтапно, в зависимости от года, в котором наступает право на назначение пенсии в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 - 33 Закона N 400-ФЗ, до 5 лет, женщинам до 8 лет, при этом не имеет значение, имел гражданин право на страховую пенсию по старости на общих основаниях (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) или со снижением общеустановленного возраста.
Часть 1.1 статьи 8 Закона N 400-ФЗ предусматривает увеличение пенсионного возраста для всех лиц без исключения, замещающим на постоянной основе государственные (муниципальные) должности и должности государственной гражданской (муниципальной) службы, на 6 месяцев ежегодно, начиная с 01 января 2017 года до 2032 года, независимо от того, на каком основании назначается страховая пенсия по старости.
В соответствии с Приложением N 5 к Закону N 400-ФЗ возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы, определяется в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 - 33 настоящего Федерального закона плюс 24 месяца, если гражданин приобретает право на назначение пенсии в 2020 году.
Судом установлено, что на день обращения за назначением досрочной страховой пенсии (13 марта 2020 года) Брага С.Н. являлась "данные изъяты" Филипповского сельского поселения Кунгурского муниципального района Пермского края.
Данная должность является выборной должностью, а на основании статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выборные должностные лица органов местного самоуправления являются лицами, замещающими муниципальные должности.
В соответствии с частью 1.1 статьи 8 Закона N 400-ФЗ лицам, замещающим муниципальные должности, пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в Приложении N 5 к настоящему Федеральному закону.
Согласно Приложению N 5 к Закону N 400-ФЗ, если лицо, замещающее муниципальную должность, приобретает право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, то его возраст, по достижении которого он приобрел право на назначение страховой пенсии по старости, увеличивается на определенное количество месяцев в соответствии с Приложением N 5. В 2020 году такое увеличение для женщин составило 24 месяца.
На основании вышеизложенных положений законодательства, суды пришли к правильному выводу о том, что с учетом требований части 1.1 статьи 8 Закона N 400-ФЗ, к возрасту истца на дату возникновения права на пенсию следовало прибавить 24 месяца, в связи с чем право на пенсию возникнет не ранее "данные изъяты" "данные изъяты" 2022 года.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судами норм материального и процессуального права, не опровергают правильность выводов судов и законность принятых ими судебных постановлений, основаны на субъективном толковании норм материального права.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и его выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кунгурского городского суда Пермского края от 15 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 09 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Брага Светланы Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.