Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Селиверстовой И.В, Ефремовой О.Н, при секретаре Кузьминой К.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-80/2020 по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим в части распоряжения департамента строительства и транспорта Белгородской области от 1 марта 2018 года N 141 "Об утверждении генерального плана городского поселения "Поселок Ровеньки" муниципального района "Ровеньский район" Белгородской области", по апелляционной жалобе Департамента строительства и транспорта Белгородской области на решение Белгородского областного суда от 28 августа 2020 года, которым административный иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Овсянкиной Н.В, объяснения представителя административного ответчика Департамента строительства и транспорта Белгородской области Монаковой Т.П, возражения представителя административного истца Федерального агентства Лесного хозяйства по доверенности Житиной И.В. и представителя заинтересованного лица- Управления лесами Белгородской области Пустовой И.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В, полагавшего, что постановленное по делу решение отмене в части, судебная коллегия
установила:
Распоряжением департамента строительства и транспорта Белгородской области от 01.03.2018 N 141 "Об утверждении генерального плана городского поселения "Поселок Ровеньки" муниципального района "Ровеньской район" Белгородской области" утвержден генеральный план городского поселения "Поселок Ровеньки", неотъемлемым приложением к которому является карта границ населенных пунктов.
Указанное распоряжение официально опубликовано 02.03.2018 на сайте "Вестник нормативных правовых актов Белгородской области" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.zakon.belregion.ru) и размещено в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования.
Административный истец Федеральное агентство лесного хозяйства обратился в Белгородский областной суд с административным иском, уточнённым в процессе рассмотрения дела по существу, в котором, ссылаясь на включение в границы села Ивановка и поселка Ровеньки земельных участков из земель лесного фонда без согласования проекта генерального плана городского поселения в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 25 ГрК РФ, и нарушение в этой связи прав и законных интересов Российской Федерации в сфере использования земель лесного фонда, требовал признать указанное распоряжение со дня его принятия недействующим в части включения в границы городского поселения "Поселок Ровеньки" муниципального района "Ровеньский район" Белгородской области участков лесного фонда общей площадью 6 448 кв. м, местоположением: "адрес"), координаты поворотных точек границы наложения земель населенного пункта на земли лесного фонда:
N контура
N точки
X
Y
1
1
N
N
1
2
N
N
1
3
N
N
1
1
N
N
Ровеньское лесничество Белгородской области, "адрес" площадь наложения 5 956 кв. м (п. Ровеньки), координаты поворотных точек границы наложения земель населенного пункта на земли лесного фонда:
N контура
N точки
X
Y
1
1
N
N
1
2
N
N
1
3
N
N
1
4
N
N
1
5
N
N
1
6
N
N
1
7
N
N
1
8
N
N
1
1
N
N
2
1
N
N
2
2
N
N
2
3
N
N
2
4
N
N
2
1
N
N
3
1
N
N
3
2
N
N
3
3
N
N
3
1
N
N
с указанием в резолютивной части решения, что судебный акт является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений об исключении из границ городского поселения "Поселок Ровеньки" муниципального района "Ровеньский район" Белгородской области земельных участков с координатами поворотных точек вышеназванных границ.
Решением Белгородского областного суда от 28 августа 2020 года административное исковое заявление удовлетворено.
Признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу распоряжение департамента строительства и транспорта Белгородской области от 01.03.2018 N 141 "Об утверждении генерального плана городского поселения "Поселок Ровеньки" муниципального района "Ровеньский район" Белгородской области в части включения в границы городского поселения "Поселок Ровеньки" муниципального района "Ровеньской район" Белгородской области участков лесного фонда общей площадью 6 448 кв. м, местоположением: "адрес"
Не согласившись с решением суда, департамент строительства и транспорта Белгородской области обратился в судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт изменить, как принятый с нарушением норм материального права.
В обоснование доводов жалобы указано, что судом первой инстанции не было учтено, что исключение из границ городского поселения "Поселок Ровеньки" муниципального района "Ровенский район" Белгородской области площади пересечения земельных участков из состава земель лесного фонда, расположенных в границах Ровенского лесничества Белгородской области "адрес", приведёт к невозможности отнесения земельных участков с кадастровыми номерами: N, N, N, N, N, N к одной из категории земель; не позволит поставить на кадастровый учёт границу городского поселения "Поселок Ровеньки" муниципального района "Ровенский район" Белгородской области, так как границы названных земельных участков будут пересекать границы п. Ровеньки, что делает решение Белгородского областного суда от 28 августа 2020 года в данной части не исполнимым.
Обращает внимание, что согласно картографическим материалам, представленным административным истцом, все границы земель Ровеньское лесничество Белгородской области (п. Ровеньки), "адрес" являются смежными с земельными участками, расположенными в границах населенного пункта, следовательно, не подлежат согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в силу ч. 19 ст. 24 ГрК РФ.
Отмечает, что в материалах дела имеются выписки из ЕГРН, подтверждающие что земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N поставлены на кадастровый учет до 1 января 2016 года. В том числе, право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N и на объекты недвижимости с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N не оспорено, границы участков согласованы со смежными землепользователями, законность постановки участков на кадастровый учёт в установленном законом порядке не оспорена, границы земельных участков лесного фонда в установленном законном порядке не определены (ранее учтенные), в кадастровой выписке отсутствуют сведения о наличии пересечений вышеперечисленных земельных участков с другими земельными участками, в том числе лесными, однако, указанным доказательствам судом первой инстанции оценка не дана, соответствующие обстоятельства, не установлены.
Просит суд решение Белгородского областного суда от 28 августа 2020 года изменить и принять новое решение о признании распоряжения Департамента строительства и транспорта Белгородской области от 1 марта 2018 года N141 "Об утверждении генерального плана городского поселения "Поселок Ровеньки" муниципального района "Ровенский район" Белгородской области" со дня вступления решения суда в законную силу не действующим в части включения в границы городского поселения "Поселок Ровеньки" муниципального района "Ровенский район" Белгородской области участков лесного фонда общей площадью 1254, 5 кв.м, местоположение Ровенское лесничество Белгородской области:
"адрес" с координатами поворотных точек, границы наложения земель населённого пункта на земли лесного фонда:
N точки
X
Y
1
1
N
N
1
2
N
N
1
3
N
N
1
1
N
N
"адрес" с координатами поворотных точек, границы наложения земель населённого пункта на земли лесного фонда:
N точки
X
Y
2
1
N
N
2
2
N
N
2
3
N
N
2
4
N
N
2
1
N
N
3
1
N
N
3
2
N
N
3
3
N
N
3
1
N
N
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца Федерального агентства Лесного хозяйства по доверенности Житина И.В. указывает на несостоятельность ее доводов и просит решение оставить без изменения.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, проверив собранные по делу доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Согласно части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), пункту 1 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 ГрК РФ утверждение генерального плана городского поселения относится к вопросам местного значения городского поселения, по которым представительным органом местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Как установлено статьей 8.2 ГрК РФ, полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ.
Из материалов дела следует, что в составе муниципального района "Ровеньский район" Белгородской области образовано городское поселение "Поселок Ровеньки", в состав которого входят село Ивановка, хутора Двуреченка, Зубков, Клиновый, Лихолобов, Озерный, Стенки, Шевцов, Шияны (пункт 9 статьи 19 Закона Белгородской области от 20.12.2004 N 159 "Об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района").
Закон Белгородской области от 21 декабря 2017 года N 223 отнес к полномочиям департамента строительства и транспорта Белгородской области полномочие органов местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности по подготовке и утверждению документов территориального планирования поселений, муниципальных районов, городских округов, за исключением полномочий, предусмотренных частями 9 и 12 статьи 21, частями 2, 12 и 20 статьи 24, частями 9 и 12 статьи 25, статьей 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Проанализировав положения пунктов 3.1.16, 6.5 Положения о департаменте строительства и транспорта Белгородской области, утвержденного постановлением Правительства Белгородской области от 20.08.2012 N 346-пп суд первой инстанции пришел к верному выводу о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом и в надлежащей форме.
Проверяя процедуру принятия оспариваемого нормативного акту суд установил, что распоряжение N 130а о подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план городского поселения "Поселок Ровеньки" издано Главой администрации городского поселения 5 октября 2017 года в целях уточнения назначения территорий муниципального образования. Распоряжение о проведении публичных слушаний издано Главой городского поселения 18 января 2018 года за N1. Публичные слушания проведены 26 февраля 2018 года. Соответствующий протокол публичных слушаний и заключение о результатах его проведения представлены в материалы дела.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее-ЗК РФ) утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения и особенности его согласования, в том числе при изменении границ населенного пункта регламентированы статьями 24 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми проект генерального плана до его утверждения подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда.
В соответствии с частями 7 и 8 статьи 9, пунктом 2 части 2 статьи 57.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования, не менее чем за три месяца до их утверждения, а также в электронной форме и (или) посредством почтового отправления уведомить органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со статьями 12, 16, 21 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации об обеспечении доступа к проектам документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа.
Приказом Минэкономразвития России от 21 июля 2016 года N 460 утвержден Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования (далее по тексту - Порядок N 460).
Согласно подпункту "в" пункта 2.7 Порядка N 460 отраслевой федеральный орган осуществляет проверку проектов генеральных планов в части включения в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения земельных участков из земель лесного фонда в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из содержания Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736 (далее - Положение о Рослесхозе), следует, что таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Рослесхоз, осуществляющий функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений (пункт 1).
Таким образом суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в силу действовавшего на момент принятия оспариваемого нормативного акта законодательства, проект генерального плана, которым установлены границы населенных пунктов муниципального образования, предусматривающие включение лесных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, мог быть утвержден Департаментом только при соблюдении процедуры его согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства.
При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (пункт 1 статьи 8 ЗК РФ). Нарушение установленного ЗК РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 ЗК РФ).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона N 172-ФЗ допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.
В соответствии частями 3 и 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит, в том числе, положение о территориальном планировании; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, на которой отображаются границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа.
Из заключений N, N от 30.04.2020, составленных филиалом "данные изъяты" и содержащих координаты поворотных точек границ пересечения земель лесного фонда с землями населенных пунктов, усматривается, что в границах села Ивановка расположены земельные участки из земель лесного фонда общей площадью 492 кв. м, относящиеся к территории Ровеньского лесничества Белгородской области - "адрес"
В границах поселка Ровеньки расположены земельные участки из земель лесного фонда общей площадью 5 956 кв. м, относящиеся к территории Ровеньского лесничества Белгородской области - "адрес"
Обстоятельства, изложенные в указанных заключениях, не оспорены и не опровергнуты административным ответчиком и иными лицами, участвующими в деле.
Материалами лесоустройства (планшеты N от 1973 г, N от 1984 г, N от 1994 г, N, N и N от 2012 г.), таксационного описания (по состоянию на 01.01.2013), выпиской из государственного лесного реестра от 08.07.2020, свидетельствами о государственной регистрации права от 12.05.2010 серии N, от 23.08.2012 серии N, делом об объекте недвижимости с кадастровым номером N, информацией филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Белгородской области подтверждено, что кварталы "адрес" по материалам лесоустройства 2012 г, (кварталы Nбывшее Ровеньское лесничество), квартал N (бывшее "Золотое руно") учтены как лесные участки в материалах лесоустройства 1994 г.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером N (ранее присвоенный кадастровый номер N) внесен в ЕГРН 16.03.2004 как единое землепользование, площадью 29120000 кв. м, категория - земли лесного фонда, виды разрешенного использования: для ведения лесного хозяйства, для размещения лесопарков, местоположение: "адрес". Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно выписке из ЕГРН от 22.06.2020 в отношении данного земельного участка был изменен адрес : "адрес", а также вид разрешенного использования: заготовка древесины, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, ведение сельского хозяйства, осуществление научно-исследовательской деятельности, осуществление рекреационной деятельности, выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых, строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов, строительство реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, осуществление религиозной деятельности.
В состав указанного единого землепользования был включен 71 обособленный земельный участок, каждому из которых присвоен отдельный кадастровый номер.
С 22.07.2020 связь с единым землепользованием аннулирована и 21.08.2020 изменен тип с "единое землепользование" на "землепользование".
Также из материалов дела следует, что 29.05.1992 был образован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером N, площадью 9 000 кв. м, категория земель земли лесного фонда, вид разрешенного использования: для производственной базы, для размещения лесопарков, расположен по адресу "адрес". В базу данных ЕГРН названный участок внесен 15.03.2004 как "землепользование". Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Право собственности на данные земельные участки зарегистрированы за Российской Федерацией.
Проанализировав положения Порядка N 460, представленные в материалы административного дела документы, а также объяснения лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что проект генерального плана, предполагающий включение в границы населенных пунктов земельных участков из земель лесного фонда с уполномоченными федеральными органами государственной власти в соответствии с названным выше Порядком не согласовывался. Изложенное не отрицалось административным ответчиком в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе.
В связи с этим является верным вывод суда первой инстанции о нарушении предусмотренной статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедуры согласования проекта генерального плана в части включения лесных участков в границы указанных выше населенных пунктов городского поселения, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую и влечет признание недействующим Генерального плана в данной части.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о необходимости выполнения требований статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части пересечения земель населенных пунктов с землями лестного фонда относительно включения в границы городского поселения "Поселок Ровеньки" муниципального района "Ровеньский район" Белгородской области участков лесного фонда с местоположением: "адрес" (площадь наложения 5193, 5 кв.м).
Действующая на момент разработки и утверждения Генерального плана редакция части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливала, что проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом только в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, за исключением случаев, предусмотренных частью 19 статьи 24 настоящего Кодекса.
В силу требований пункта 19 статьи 24 ГрК РФ при подготовке в составе проекта генерального плана поселения или городского округа карты границ населенных пунктов в границы населенного пункта подлежит включению земельный участок из земель лесного фонда в случае, если все его границы являются смежными с земельными участками, расположенными в границах населенного пункта.
Из материалов дела следует, что все границы участков лесного фонда в квартале "адрес" (площадь наложения 5193, 5 кв.м). являются смежными с земельными участками, расположенными в границах населенного пункта. Копии выписок из ЕГРН в отношении участков смежных землепользователей представлены административным ответчиком в материалы дела. Более того, сами границы данного населенного пункта поставлены на кадастровый учет 26.12.2016 на основании решения поселкового собрания городского поселения "Поселок Ровеньки" "Об утверждении генерального плана городского поселения "Поселок Ровеньки" муниципального района "Ровеньский район Белгородской области от 25.12.2009 N36-а, что подтверждается имеющейся в деле кадастровой выпиской о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований и границах населенных пунктов от 6 июля 2020 года.
В силу требований статьи 5 Закона N172 ФЗ в редакции, действовавшей на дату принятия указанного выше Генерального плана орган местного самоуправления, принявший акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение (далее - орган кадастрового учета).
О внесенных изменениях орган кадастрового учета уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков с указанием акта о переводе земель или земельных участков, а также органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения в течение семи дней изменений в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее-ЕГРН).
Переоформление правоустанавливающих документов на земельные участки, в отношении которых приняты акты о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, не требуется.
Изложенное правовое регулирование позволяет сделать вывод о том, что участок лесного фонда со всех сторон окруженный землями населенных пунктов, сведения о которых внесены в ЕГРН не может сохранять свою категорию и должен быть переведен в категорию земель населенных пунктов без согласования данного вопроса с Рослесхозом, поскольку с 11 августа 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", действие которого направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра (далее - ГЛР) и ЕГРН путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.
Если в соответствии с ГЛР участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими (правоудостоверяющими) документами - к иной категории земель, принадлежность такого участка к категории земель устанавливается на основании сведений ЕГРН либо в соответствии со сведениями, указанными в документах, подтверждающих право гражданина или юридического лица на земельный участок. Эти правила применяются в тех случаях, когда права правообладателя на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Вне зависимости от указанной даты земельный участок относится к землям населенных пунктов (переводится в категорию земель населенного пункта) всегда, если в соответствии со сведениями ЕГРН о местоположении его границ земельный участок находится в границах населенного пункта (часть 12 статьи 14 Закона N 172-ФЗ). Изложенное правило применяется независимо от наличия в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации и (или) лесоустроительной документации сведений о нахождении земельного участка в границах земель лесного фонда.
Следовательно, в рассматриваемом случае, с учетом установленных обстоятельств выявления факта расположения земель лесного фонда внутри границ населенного пункта, само по себе заключение Рослесхоза о выявленном пересечении не имеет какого-либо правового значения, поскольку градостроительное законодательство не требует обязательного согласования проекта такого Генерального плана с Рослесхозом.
В связи с этим оснований для признания Генерального плана в части включения в границы городского поселения "Поселок Ровеньки" муниципального района "Ровеньский район" Белгородской области участков лесного фонда с местоположением: "адрес" (площадь наложения 5193, 5 кв.м) у суда первой инстанции не имелось.
В данной части решение суда подлежит отмене, как принятое с неправильным применением норм материального права (ввиду не применения закона, подлежащего применению), с принятием в этой части требований нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления Рослесхоза.
В остальной части решение суда первой инстанции основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, принято с соблюдением норм процессуального и материального права.
Доводы представителя административного истца о невозможности исполнения решения ввиду того, что участок лесного фонда является многоконтурным и стоит на кадастровом учете судебная коллегия отклоняет.
Согласно ст. 7 ЛК РФ в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ под лесным участком понимается земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства. Однако спорные земельные участки лесного фонда, в отношении которых заявлены административные исковые требования не образованы в соответствии с требованиями земельного законодательства, поскольку из выписок из ЕГРН следует, что граница данных земельных участков не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Поскольку пунктом 9 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее -Закон о государственной регистрации недвижимости) установлено, что площадью земельного участка является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость, постольку площадью многоконтурного земельного участка является сумма площадей всех геометрических фигур, образованных проекцией контуров его границы на горизонтальную плоскость (площади контуров границы).
Пунктом 11 данной статьи предписывается понимать под пересечением границ земельного участка с границами муниципальных образований, населенных пунктов, территориальной зоны, лесничеств, лесопарков: 1) наличие общей точки или точек границ земельного участка и границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, лесопарка, которые образованы в результате расположения одной или нескольких характерных точек границ земельного участка за пределами диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, лесопарка; 2) расположение хотя бы одного из контуров границ многоконтурного земельного участка за границами соответствующих муниципального образования и (или) населенного пункта или территориальной зоны.
Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943, также учитывает существование многоконтурных земельных участков, определяя среди сведений, указываемых при описании местоположения земельного участка, следующие особенности многоконтурных земельных участков: если граница земельного участка представляет собой совокупность контуров, отделенных друг от друга иными земельными участками или землями (многоконтурный земельный участок), то описание местоположения такого земельного участка должно дополняться обозначением контура границ земельного участка, состоящего из кадастрового номера земельного участка и порядкового номера соответствующего контура земельного участка, указываемого после кадастрового номера в скобках арабскими цифрами, и площадью такого контура в квадратных метрах с округлением до 0, 01 квадратного метра с указанием погрешности вычисления (п. 23).
Таким образом, формирование земельного участка возможно путем исключения одного из контуров земельного участка при определении координат и постановке на кадастровый границ земельного участка лесного фонда.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что спорный земельный участок лесного фонда с местоположением: "адрес" в границах населенного пункта сохраняет свое назначение, поскольку обозначен на карте функциональных зон оспариваемого Генплана как земли рекреационного назначения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при наложении координат поворотных точек земель лесного фонда, было установлено пересечение земельных участков из состава земель лесного фонда и земель населенных пунктов по его границам, не свидетельствуют о незаконности принятого решения, поскольку доказательств надлежащего согласования при постановке на кадастровый учет (при межевании) со смежными землепользователями в числе которых является уполномоченное лицо Рослесхоза в порядке установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", ЗК РФ материалы дела не содержат.
Вопросы об установлении границ конкретных земельных участков лесного фонда, их точного совпадения с границами населенного пункта, уточнения их местоположения не являются обстоятельствами, подлежащими проверке и исследованию в рамках дела об оспаривании нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Кроме того с учетом принятия Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель" при нарушении прав конкретного лица, собственника земельного участка, пересекающегося по мнению подателя апелляционной жалобы с границами лесного участка, то данное лицо не лишено возможности защитить свои права и законные интересы иными способами, предусмотренными гражданским законодательством.
В рамках настоящего административного дела, рассматриваемого в порядке абстрактного нормоконтроля, не подлежит разрешению вопрос о правах и обязанностях собственников земельных участков.
Таким образом, суд первой инстанции, установив, что при подготовке проекта Генерального плана не соблюдена предусмотренная законом процедура согласования, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую, а также имеется документально подтвержденное частичное наложение границ земель населенного пункта и границ находящихся в федеральной собственности лесных участков, все границы которого не являются смежными с земельными участками, расположенными в границах населенного пункта, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим в оспариваемой части.
Иные доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, аналогичны позиции административного ответчика в суде первой инстанции, которой в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка, аргументированно изложенная в судебном акте, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Белгородского областного суда от 28 августа 2020 года о признании недействующим в части распоряжения департамента строительства и транспорта Белгородской области от 1 марта 2018 года N 141 "Об утверждении генерального плана городского поселения "Поселок Ровеньки" муниципального района "Ровеньский район" Белгородской области" в части включения в границы городского поселения "Поселок Ровеньки" муниципального района "Ровеньский район" Белгородской области участков лесного фонда с местоположением: "адрес" - отменить.
Принять по делу в данной части новое решение, которым в удовлетворении требований Федерального агентства лесного хозяйства - отказать.
В остальной части решение Белгородского областного суда от 28 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента строительства и транспорта Белгородской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.