Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Ковалёвой Ю.В, Кудряшова В.К, при секретаре Никишовой О.И, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-419/2020 по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества "Корпорация Малком" об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости по апелляционным жалобам Комитета по управлению имуществом Тамбовской области, Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения "Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" на решение Тамбовского областного суда от 1 октября 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Ковалёвой Ю.В, судебная коллегия по административным делам
установила:
закрытое акционерное общество "Корпорация Малком" (далее - ЗАО "Корпорация Малком", административный истец), являясь собственником земельных участков, обратилось в Тамбовский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты" равной их рыночной стоимости по состоянию на 25 июля 2018 года в размере 5 605 800 рублей и 14 883 220, 8 рублей соответственно.
В обоснование заявленных требований указано на несоответствие кадастровой стоимости земельных участков рыночной стоимости, что нарушает права административного истца, поскольку влечёт увеличение налогового бремени как плательщика земельного налога, исчисляемого исходя из размера кадастровой стоимости спорных земельных участков.
Решением Тамбовского областного суда от 1 октября 2020 года заявленные административные исковые требования к Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению "Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" удовлетворены, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" установлена в размере 6 942 600 рублей, земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 26 682 143 рублей. В удовлетворении требований, предъявленных к Комитету по управлению имуществом Тамбовской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области отказано.
С Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения "Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в пользу общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" взысканы расходы на производство судебной экспертизы в сумме 30 000 рублей.
В апелляционных жалобах Комитет по управлению имуществом Тамбовской области и Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение "Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (с учётом уточнения) ставят вопрос об отмене решения суда в полном объёме, так как в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие какой-либо ошибки при проведении государственной кадастровой оценки недвижимости; отклонение между рассчитанной кадастровой стоимостью и установленной решением кадастровой стоимостью в размере рыночной спорных объектов укладывается в приемлемый диапазон отклонений и не свидетельствует о возможной ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости при её применении к конкретному объекту недвижимости.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. ЗАО "Корпорация Малком", Комитет по управлению имуществом Тамбовской области, Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение "Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", администрация Тамбовской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области представили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
Учитывая положения статьи 150, части 4 статьи 247, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на сайте Первого апелляционного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив доводы апелляционных жалоб, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Аналогичная норма содержится и в части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ).
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определённой на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (часть 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административному истцу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты" и "данные изъяты", расположенные по адресу: "данные изъяты"
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" и "данные изъяты" установлена в размере 17 807 400 рублей и 79 876 873, 44 рублей по состоянию на 25 июля 2018 (акт Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения "Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" от 19 февраля 2019 года).
В силу положений статей 387 - 391 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данными Кодексами, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Оспаривая кадастровую стоимость объектов недвижимости, административный истец представил в суд отчёт об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества N 504/19 от 28 февраля 2020 года, подготовленный оценщиком "данные изъяты" "данные изъяты" (далее - "данные изъяты" " "данные изъяты""), согласно которому рыночная стоимость по состоянию на 25 июля 2018 года земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты" определена в размере 5 605 800 рублей и 14 883 220, 80 рублей соответственно.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности выводов указанного отчёта об определении рыночной стоимости спорных объектов, судом назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту "данные изъяты" (далее - "данные изъяты" " "данные изъяты"").
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 10 июля 2020 года N 947/50, подготовленному "данные изъяты" " "данные изъяты""):
рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 25 июля 2018 года составляет с кадастровым номером "данные изъяты" - 6 321 600 рублей; с кадастровым номером "данные изъяты" - 19 902 607 рублей.
Суд первой инстанции, с учётом замечаний административного ответчика и заинтересованного лица администрации Тамбовской области о допущенных при проведении экспертизы нарушениях законодательства об оценочной деятельности ошибках при определении рыночной стоимости спорных объектов, нашёл их заслуживающими внимания и назначил повторную судебную оценочную экспертизу, которую поручил эксперту "данные изъяты" "данные изъяты"" (далее - "данные изъяты" " "данные изъяты"").
Согласно заключению повторной судебной оценочной экспертизы N 12-2020 от 9 сентября 2020 года, подготовленному "данные изъяты" " "данные изъяты"":
рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 25 июля 2018 года составляет с кадастровым номером "данные изъяты" - 6 942 600 рублей; с кадастровым номером "данные изъяты" - 26 682 143 рублей.
Устанавливая размер кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на основании заключения повторной судебной оценочной экспертизы, суд первой инстанции исходил из того, что приведённое выше экспертное заключение соответствует действующему законодательству Российской Федерации об экспертной и оценочной деятельности, содержит указание на применение экспертом при проведении исследований и производстве расчётов нормативных правовых актов, нормативных документов в области оценочной деятельности, стандартов по проведению оценки, учебных пособий, справочной аналитики и коэффициентов корректировок.
Заключение повторной судебной оценочной экспертизы содержит описание проведённого исследования, указание на использованные методы оценки, подходы и проведённые расчёты, иные сведения, имеющие существенное значение для определения рыночной стоимости объектов недвижимости.
В экспертном заключении содержатся исчерпывающие суждения и выводы относительно совокупности всех ценообразующих факторов как по объектам- аналогам, так и по объектам оценки. При определении рыночной стоимости объектов оценки экспертом проанализированы рынки недвижимости, все ценообразующие факторы, влияющие на стоимость спорных земельных участков, цены предложений объектов-аналогов скорректированы исходя из их местоположения, площади, других характеристик.
Суд, исследовав и оценив в соответствии с правилами статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации экспертное заключение, признал требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку доказательства, опровергающие выводы, изложенные в приведённом документе, а также содержащие сведения об иной рыночной стоимости спорных земельных участков, лицами, участвующими в деле, в материалы административного дела не представлены.
Судебная коллегия признаёт вывод суда первой инстанции о соответствии заключения судебной оценочной экспертизы положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и требованиям федеральных стандартов оценки правильным. Экспертное заключение является допустимым доказательством, достоверно подтверждающим рыночную стоимость спорных земельных участков.
Поскольку Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение "Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" является органом, утвердившим оспариваемые результаты кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, суд правомерно удовлетворил заявленные к нему требования и отказал в удовлетворении требований, предъявленных к Комитету по управлению имуществом Тамбовской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области.
Доводы апелляционных жалоб по существу сводятся к несогласию административных ответчиков с судебным актом, но они не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены при рассмотрении дела судом первой инстанции, который установилвсе юридически значимые обстоятельства и дал надлежащую оценку собранным по делу доказательствам.
Вопрос о распределении судебных расходов судом первой инстанции разрешён правильно.
Так как кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости значительно (в 2, 57 и 3 раза) превышает их рыночную стоимость, установленную судом в качестве кадастровой, что не укладывается в приемлемый диапазон отклонений и свидетельствует о нарушении прав административного истца, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что судебные расходы за производство судебной экспертизы подлежат возмещению с органа, утвердившего оспариваемые результаты кадастровой стоимости, то есть с Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения "Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено. Решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тамбовского областного суда от 1 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Комитета по управлению имуществом Тамбовской области и Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения "Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.