Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Ковалёвой Ю.В, Корпачевой Е.С.
при секретаре Никишовой О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-535/2020 по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Тамбовский хлебокомбинат" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости по апелляционной жалобе Комитета по управлению имуществом Тамбовской области на решение Тамбовского областного суда от 2 ноября 2020 г, которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Бузмакова С.С, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя открытого акционерного общества "Тамбовский хлебокомбинат" - Коптевой И.А, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
открытое акционерное общество "Тамбовский хлебокомбинат" (далее также - административный истец) обратилось в Тамбовский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами N, N, установленной по состоянию на 1 января 2018 г. в суммах 34 438 360 рублей 50 копеек, 10 287 958 рублей 80 копеек.
В обоснование заявленных требований ОАО "Тамбовский хлебокомбинат" указало, что является собственником земельных участков с кадастровыми номерами N, N; кадастровая стоимость земельных участков превышает рыночную стоимость, чем затрагиваются права юридического лица как плательщика земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Административный истец просил установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N, N в размере рыночной стоимости по состоянию на дату кадастровой оценки в суммах 14 834 214 рублей 18 копеек и 4 398 860 рублей 16 копеек, определённых в соответствии с результатами судебной оценочной экспертизы.
Решением Тамбовского областного суда от 2 ноября 2020 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Комитет по управлению имуществом Тамбовской области (далее - КУИ Тамбовской области) просит отменить решение суда ввиду недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и неполного исследования судом всех обстоятельств, имеющих значение для дела. По мнению административного ответчика, первоначально установленная кадастровая стоимость земельных участков является достоверной и соответствующей законодательству.
Относительно доводов апелляционной жалобы ОАО "Тамбовский хлебокомбинат" в суд представлены письменные возражения с просьбой оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, КУИ Тамбовской области, Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение "Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", администрация Тамбовской области представили заявления о рассмотрении административного дела в отсутствие своих представителей.
Учитывая положения статей 96, 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на неё, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регулируется главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так, частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных данной статьёй), в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в случае её создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, ОАО "Тамбовский хлебокомбинат" является собственником земельных участков:
с кадастровым номером N, общей площадью 9 378 +/-34 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, виды разрешённого использования: для размещения производственных и административных зданий, строений сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, для размещения промышленных объектов, расположенного по адресу: "адрес" (выписка из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 31 августа 2020 г. N);
с кадастровым номером N, общей площадью 1 614 +/- 14 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, виды разрешённого использования: вдоль красных линий прилегающих улиц и магистралей - жилые здания смешанного использования с размещением в нижних этажах объектов делового, культурно-просветительского, обслуживающего и коммерческого назначения(в том числе общегородского уровня) с отдельными входами со стороны улиц (при наличии условий для парковки автотранспорта), для иных видов использования, характерных для населённых пунктов, расположенного по адресу: "адрес" (выписка из ЕГРН от 2 сентября 2020 г. N).
В силу положений статей 387 - 391 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации административный истец в отношении принадлежащих ему на праве собственности земельных участков является плательщиком земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N, N утверждена приказом КУИ Тамбовской области от 30 ноября 2018 г. N 854 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов и земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Тамбовской области" и по состоянию на 1 января 2018 г. составляет: 34 438 360 рублей 50 копеек, 10 287 958 рублей 80 копеек.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости, административный истец в обоснование своих доводов представил суду отчёты об оценке объекта оценки от 16 сентября 2020 г. N, N, подготовленные оценщиком общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" ФИО, согласно которому рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N, N по состоянию на 1 января 2018 г. составляет 14 834 214 рублей 18 копеек, 4 398 860 рублей 16 копеек.
Отчёт об оценке объекта недвижимости в силу положений статей 70, 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отнесён к числу письменных доказательств при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой стоимости.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчёт об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.
Согласно положениям статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) отчёт независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным законом, признаётся документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчёте, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном заседании не установлено иное.
Устанавливая кадастровую стоимость спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости на основании отчётов об оценке от 16 сентября 2020 г. N, N, суд первой инстанции исходил из того, что названные отчёты соответствуют действующему законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.
Отчёты об оценке содержат указание на применение при проведении исследований и производстве расчётов нормативных правовых актов и нормативных документов в области оценочной деятельности, стандартов по проведению оценки, учебных пособий и справочной аналитики, коэффициентов корректировок. Оценщик исследовал возможность применения доходного, сравнительного и затратного подходов, а также соответствующих методов оценки, и пришёл к обоснованному выводу о возможности применения при определении рыночной стоимости спорных земельных участков только сравнительного подхода. При проведении оценки оценщик проанализировал рынок земельных участков и все ценообразующие факторы, применил соответствующие корректировки в отношении объектов-аналогов на имущественные права, на условия сделки, на вид разрешённого использования земельных участков, на их местоположение.
Оценщик ФИО имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению деятельности "Оценка недвижимости", является членом саморегулируемой организации Региональная ассоциация оценщиков, имеет стаж оценочной работы (16 лет), при осуществлении оценочной деятельности его гражданская ответственность застрахована.
Таким образом, по мнению судебной коллегии, суд первой инстанции исследовав и оценив в соответствии с правилами статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отчёт об оценке, обоснованно признал требования административного истца подлежащими удовлетворению, поскольку доказательства, опровергающие выводы, изложенные в указанных отчётах об оценке, а также документы, содержащие сведения об иной рыночной стоимости спорных земельных участков, лицами, участвующими в деле в материалы административного дела не представлены. Сами отчёты об оценке в силу положений статьи 12 Закона об оценочной деятельности являются надлежащим доказательством, достоверно подтверждающим рыночную стоимость объектов оценки на дату их кадастровой оценки.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию КУИ Тамбовской области с решением суда, однако они не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены при рассмотрении дела. Суд установилвсе юридически значимые обстоятельства и дал надлежащую оценку собранным по делу доказательствам.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного решения в апелляционном порядке. Нарушение норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение Тамбовского областного суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тамбовского областного суда от 2 ноября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Тамбовской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.