Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Корпачевой Е.С, Кудряшова В.К.
при секретаре Никишовой О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-438/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Известняк" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков по апелляционной жалобе Комитета по управлению имуществом Тамбовской области на решение Тамбовского областного суда от 12 ноября 2020 г, которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Бузмакова С.С, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Известняк" (далее также - ООО "Известняк", административный истец) являясь собственником 9-и земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N, N, N, обратилось в Тамбовский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, установленной по состоянию на 1 января 2018 г. в суммах: 80 190 900 рублей, 53 460 600 рублей, 213 842 400 рублей, 14 891 450 рублей 13 копеек, 11 651 737 рублей 77 копеек, 6 821 572 рубля 56 копеек, 12 862 620 рублей 36 копеек, 13 212 787 рублей 29 копеек, 12 675 508 рублей 26 копеек.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что установленная в отношении земельных участков кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость, чем нарушаются его права как плательщика земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельных участков.
Административный истец просил установить кадастровую стоимость спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости по состоянию на дату кадастровой оценки в суммах: 38 744 100 рублей, 25 829 400 рублей, 97 829 600 рублей, 8 175 163 рубля 95 копеек, 6 834 388 рублей 92 копейки, 4 001 229 рублей 76 копеек, 7 544 638 рублей 56 копеек, 7 750 030 рублей 84 копейки, 7 434 886 рублей 96 копеек.
Решением Тамбовского областного суда от 12 ноября 2020 г. административное исковое заявление ООО "Известняк" удовлетворено. Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N, N, N определена равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 г. в суммах: 41 309 700 рублей, 27 539 800 рублей, 109 269 600 рублей, 8 745 913 рублей, 7 367 364 рубля, 4 313 263 рубля, 8 133 002 рубля, 8 354 411 рублей, 8 014 691 рубль, определённых по результатам проведённых судебных оценочных экспертиз.
В апелляционной жалобе Комитет по управлению имуществом Тамбовской области (далее - КУИ Тамбовской области) просит отменить решение Тамбовского областного суда ввиду недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и неполного исследования судом всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
Относительно доводов апелляционной ООО "Известняк" представлены возражения с просьбой оставить решения суда без изменения.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. КУИ Тамбовской области, Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение "Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области представили заявления о рассмотрении административного дела в отсутствие своих представителей.
Учитывая положения статей 96, 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на неё, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регулируется главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так, частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных данной статьёй), в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в случае её создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Известняк" является собственником следующих земельных участков:
с кадастровым номером N, общей площадью 30 000 +/- 61 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: многоквартирные дома (секционные, точечные), расположенного по адресу: "адрес" (выписка из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 15 января 2020 г.);
с кадастровым номером N, общей площадью 20 000 +/- 30 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: для многоэтажного жилищного строительства, расположенного по адресу: "адрес" (выписка из ЕГРН от 16 января 2020 г. N);
с кадастровым номером N, общей площадью 80 000 +/- 59 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: для многоэтажного жилищного строительства, расположенного по адресу: "адрес" (выписка из ЕГРН от 16 января 2020 г. N);
с кадастровым номером N, общей площадью 5 571 +/- 26 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: многоквартирные дома, расположенного по адресу: "адрес" (выписка из ЕГРН от 16 января 2020 г. N);
с кадастровым номером N, общей площадью 4 359 +/- 23 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: многоквартирные дома, расположенного по адресу: "адрес" (выписка из ЕГРН от 16 января 2020 г. N);
с кадастровым номером N, общей площадью 2 552 +/- 18 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: многоквартирные дома, расположенного по адресу: "адрес" (выписка из ЕГРН от 16 января 2020 г. N);
с кадастровым номером N, общей площадью 4 812 +/- 24 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: многоквартирные дома, расположенного по адресу: "адрес" (выписка из ЕГРН от 16 января 2020 г. N);
с кадастровым номером N, общей площадью 4 943 +/- 25 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: многоквартирные дома, расположенного по адресу: "адрес" (выписка из ЕГРН от 16 января 2020 г. N);
с кадастровым номером N, общей площадью 4 742 +/- 24 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: многоквартирные дома, расположенного по адресу: "адрес" (выписка из ЕГРН от 16 января 2020 г. N).
В силу положений статей 387 - 391 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации административный истец в отношении принадлежащих ему на праве собственности земельных участков является плательщиком земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N, N, N утверждена приказом КУИ Тамбовской области от 30 ноября 2018 г. N 854 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов и земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Тамбовской области" и по состоянию на 1 января 2018 г. составляет соответственно: 80 190 900 рублей, 53 460 600 рублей, 213 842 400 рублей, 14 891 450 рублей 13 копеек, 11 651 737 рублей 77 копеек, 6 821 572 рубля 56 копеек, 12 862 620 рублей 36 копеек, 13 212 787 рублей 29 копеек, 12 675 508 рублей 26 копеек.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости, административный истец в обоснование своих доводов представил суду отчёт об оценке от 28 февраля 2020 г. N, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"", согласно которому рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на 1 января 2018 г. составляет 38 744 100 рублей, 25 829 400 рублей, 97 829 600 рублей, 8 175 163 рубля 95 копеек, 6 834 388 рублей 92 копейки, 4 001 229 рублей 76 копеек, 7 544 638 рублей 56 копеек, 7 750 030 рублей 84 копейки, 7 434 886 рублей 96 копеек.
В связи с наличием сомнений о соответствии отчёта об оценке от 28 февраля 2020 г. N требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности", на основании определения Тамбовского областного суда от 1 сентября 2020 г. и в силу положений статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по делу назначена судебная оценочная экспертиза, что полностью согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
По заключению судебной оценочной экспертизы от 21 сентября 2020 г. N, проведённой экспертом автономной некоммерческой организации " "данные изъяты"" ФИО, рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2018 г. составляет 41 309 700 рублей (N), 27 539 800 рублей (N), 109 269 600 рублей (N), 8 745 913 рублей (N), 54 313 263 рубля (N), 8 133 002 рубля (N), 8 354 411 рублей (N), 8 014 691 рубль (N).
Учитывая то обстоятельство, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N судебным экспертом ФИО определена не была, на основании определения Тамбовского областного суда от 6 октября 2020 г. и в соответствии с частью 1 статьи 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по делу назначена дополнительная судебная оценочная экспертиза.
По заключению дополнительной судебной оценочной экспертизы от 21 октября 2020 г. N, проведённой тем же экспертом, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 г. составляет 7 367 364 рубля.
Устанавливая размер кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы и заключения дополнительной судебной оценочной экспертизы, суд первой инстанции исходил из того, что приведённые выше экспертные заключения (от 21 сентября 2020 г. N, от 21 октября 2020 г. N) соответствуют действующему законодательству Российской Федерации об экспертной и оценочной деятельности, содержат указание на применение экспертом при проведении исследований и производстве расчётов нормативных правовых актов и нормативных документов в области оценочной деятельности, стандартов по проведению оценки, учебных пособий, справочной аналитики и коэффициентов корректировок.
Заключение судебной оценочной экспертизы (с учётом дополнительной экспертизы) содержит описание проведённого исследования, указание на использованные методы оценки, подходы и проведённые расчёты, иные сведения, имеющие существенное значение для определения рыночной стоимости объектов недвижимости.
В экспертных заключениях содержатся исчерпывающие суждения и выводы относительно совокупности всех ценообразующих факторов как по объектам- аналогам, так и по объекту оценки. При определении рыночной стоимости объектов оценки экспертом проанализированы рынки недвижимости, все ценообразующие факторы, влияющие на стоимость земельных участков, цены предложений объектов-аналогов скорректированы исходя из их местоположения, площади, других характеристик.
Суд, исследовав и оценив в соответствии с правилами статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации экспертные заключения, признал требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку доказательства, опровергающие выводы, изложенные в приведённом документе, а также содержащие сведения об иной рыночной стоимости спорных земельных участков, лицами, участвующими в деле в материалы административного дела не представлены.
Судебная коллегия признаёт вывод суда первой инстанции о соответствии заключения судебной оценочной экспертизы и дополнительной судебной оценочной экспертизы положениям Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и требованиям федеральных стандартов оценки правильным. Экспертные заключения являются допустимыми доказательствами, достоверно подтверждающими рыночную стоимость спорных земельных участков.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного ответчика с судебным актом, но они не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены при рассмотрении дела судом первой инстанции, который установилвсе юридически значимые обстоятельства и дал надлежащую оценку собранным по делу доказательствам.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного решения в апелляционном порядке. Нарушение норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение Тамбовского областного суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тамбовского областного суда от 12 ноября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Тамбовской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.