Постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 11 марта 2021 г. по делу N 16-361/2021-
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу Ежкова А.В. на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 25 февраля 2020 года N 7-4/70, решение судьи Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 10 июля 2020 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 9 ноября 2020 года в отношении Ежкова А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, у с т а н о в и л а:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю Ильченко Л.А. N7-4/70 от 25 февраля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 10 июля 2020 года и решением судьи Хабаровского краевого суда от 9 ноября 2020 года, должностное лицо - начальник краевого государственного специализированного автономного учреждения "Дальневосточная база авиационной охраны лесов" (далее - КГСАУ "ДВ-авиабаза") Ежков А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, Ежков А.В. просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучение материалов истребованного дела, доводов жалобы, позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 3 статьи 7.30 КоАП РФ установлена административная ответственность за неразмещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
Статьей 8 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) закреплен принцип обеспечения конкуренции, согласно которому контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Перечень случаев закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен положениями статьи 93 Закона о контрактной системе и является исчерпывающим.
Основополагающий принцип открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечивается, в частности, путем размещения информации о контрактной системе в сфере закупок в единой информационной системе (часть 2 статьи 7 Закона о контрактной системе).
В силу положений статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, содержащее предусмотренную настоящей статьей указанного закона информацию.
Положениями Закона о контрактной системе закреплена обязанность заказчика по размещению конкурсной (аукционной) документации по закупке (части 1 статьи 48, части 1 статьи 54.1, части 1 статьи 59), а также иной информации, предусмотренной указанным законом, в том числе сведений об осуществленных закупках, заключенных контрактах, которые включаются в реестр контрактов (статья 103).
Как установлено материалами дела, по договору купли-продажи лесных насаждений N 01-11 от 29 января 2019 года, акту приема-передачи лесных насаждений от 5 февраля 2019 года N 33 Управлением лесами Правительства Хабаровского края в лице КГУ "Амгуньское лесничество" на основании государственного задания на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годы, утвержденного распоряжением Управления лесами Правительства Хабаровского края от 28 декабря 2018 года, КГСАУ "ДВ-авиабаза" переданы лесные насаждения для сплошной санитарной рубки погибших и поврежденных насаждений в Солнечном участковом лесничестве часть 2 квартал 2 деляна 1 выдел 10 (часть) на площади 24.4 га. В целях реализации договора купли-продажи лесных насаждений от 29 января 2019 года N01-11 КГСАУ "ДВ-авиабаза" заключены договоры оказания услуг по санитарным рубкам на территории Солнечного лесничества с ООО "Автоспецтех" без проведения торгов: от 28 января 2019 года N14-У, от 31 января 2019 года N 15-У, от 27 февраля 2019 года N 45-У, от 4 марта 2019 года N 66-У, от 13 марта 2019 года N 74-У и 75-У, от 18 марта 2019 года N 78-У, от 19 марта 2019 года N 84-У. Древесина, полученная в ходе проведения сплошных санитарных рубок на территории Солнечного лесничества Хабаровского края, КГСАУ "ДВ-авиабаза" реализована ООО "Автоспецтех" на основании договоров купли-продажи от 13 марта 2019 года N 76, от 14 марта 2019 года N 77, от 19 марта 2019 года N 85 на общую сумму 12 365, 91 тыс. руб. без проведения торгов, следовательно, без размещения в единой информационной системе в сфере закупок сведений о заключении договоров о санитарных рубках, купле-продаже древесины.
Указанные обстоятельства, свидетельствующие о нарушении указанных выше положений Федерального закона N 44-ФЗ о конкурентных процедурах осуществления закупки, допущенных КГСАУ "ДВ-авиабаза", выступившим в правоотношении, возникшем при исполнении Госзадания в качестве государственного заказчика, повлекли за собой привлечение руководителя учреждения Ежкова А.В. к административной ответственности по части 3 статьи 7.30 КоАП РФ.
Имеющиеся в материалах дела доказательства, подробный перечень и анализ которых приведен в постановлении административного органа и судебных актах нижестоящих судов, обоснованно признаны допустимыми, полученными в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также достаточными для рассмотрения дела по существу, и достоверными относительно обстоятельств правонарушения.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Выводы судей о наличии в действиях Ежкова А.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.30 КоАП РФ, мотивированы со ссылкой на исследованные доказательства и соответствуют правильно установленным фактическим обстоятельствам дела.
Доводы настоящей жалобы о том, что закупка была осуществлена автономным учреждением, которое вправе в соответствии с положениями Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ) произвести закупку услуг по санитарной рубке лесных насаждений с последующей продажей древесины у единственного поставщика, были предметом оценки нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по приведенным в судебных актах мотивам.
В этой связи судами верно указано, что, приняв на себя на основании государственного задания и заключенного для целей его исполнения договора купли-продажи лесных насаждений от 29 января 2019 года N01-1 обязательства по осуществлению сплошной рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, а также выполнению мероприятий, предусмотренных статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации, учреждение приняло на себя соответствующие полномочия органов государственной власти в сфере лесного хозяйства. Выполняя для государственных нужд мероприятия по сохранению лесов, включая работы по их охране, защите, воспроизводству, в ходе которых одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в соответствии с Лесным кодексом, КГСАУ "ДВ-авиабаза" было обязано строго следовать порядку выполнения таких мероприятий, установленному для органов государственной власти.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации для осуществления мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом. При осуществлении закупок работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В этих целях в контракт на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов включаются условия о купле-продаже лесных насаждений.
Заключение КГСАУ "ДВ-авиабаза" договоров на оказание услуг по санитарной рубке и продаже древесины с ООО "Автоспецтех" (единственным поставщиком услуг) противоречит положениям Закона о контрактной системе об организации и проведении аукциона при соблюдении принципов добросовестной конкуренции, открытости, прозрачности информации, обеспечении конкуренции, ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективности осуществления закупок, создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Приняв решение о закупке услуг с единственным поставщиком, начальник КГСАУ "ДВ-авиабаза" не исполнил предусмотренные положениями Закона о контрактной системе обязанности по размещению в единой информационной системе всех сведений о заключении соответствующих договоров, в связи с чем обоснованно признан субъектом предусмотренного частью 3 статьи 7.30 КоАП РФ административного правонарушения.
Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта рассматриваемого административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за соответствие осуществляемой закупки требованиям действующего законодательства.
Возглавляемое Ежковым А.В. автономное учреждение осуществило закупку услуг, которая должна осуществляться только в соответствии с положениями Закона о контрактной системе либо не осуществляться вовсе. Между тем закупка была осуществлена по правилам Федерального закона N 223-ФЗ.
В соответствии с положениями статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Ненадлежащее исполнение организационно-распорядительных полномочий, которыми в силу занимаемой должности начальника учреждения наделен Ежков А.В, повлекло обоснованное привлечение его к административной ответственности по части 3 статьи 7.30 КоАП РФ
Порядок и срок давности привлечения Ежкова А.В. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Ежкову А.В. согласно санкции части 3 статьи 7.30 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах вынесенные по делу акты сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными, оснований для их отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 25 февраля 2020 года N 7-4/70, решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 10 июля 2020 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 9 ноября 2020 года в отношении Ежкова А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Ежкова А.В. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.