Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" на решение Фрунзенского районного суда города Владивостока от 16 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 5 ноября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" к министерству образования Приморского края об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" (далее - Общественное объединение) обратилось во Фрунзенский районный суд города Владивостока с вышеназванным исковым заявлением к департаменту образования и науки Приморского края и просило признать незаконным решение департамента образования и науки Приморского края в отказе в осуществлении взаимодействия с организатором добровольческой деятельности по проведению патриотического, благотворительного, интерактивного, инклюзивного, просветительского мероприятия "Военный заём 1942-1945" с привлечением добровольческих (волонтерских) организаций для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в помощи и защите государства, в том числе для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, по проведению профориентационных мероприятий и обеспечению реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков.
В обоснование заявленных требований указало, что департамент образования и науки Приморского края письмом от 28 апреля 2020 года N23огр/1044 по незаконным основаниям отказался от взаимодействия с организатором добровольческой деятельности по проведению благотворительного мероприятия для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, детей, нуждающихся в помощи и защите государства. Полагает, что нарушены права, свободы и законные интересы неопределённого круга лиц из числа детей, попавших в трудную жизненную ситуацию в получении благотворительной помощи от благотворителей и добровольцев города Москвы, нарушаются положения Конституции Российской Федерации.
Решением Фрунзенского районного суда города Владивостока от 16 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 5 ноября 2020 года, в удовлетворении административных исковых требований Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" отказано.
19 января 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности", поданная через Фрунзенский районный суд города Владивостока 28 декабря 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение.
В обоснование своей позиции кассатор указал на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права. Так, суды не исполнили положения процессуального закона (пункт 1 части 3 статьи 135 КАС РФ, пункт 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 2020 года N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производстве в суде апелляционной инстанции"). Суд первой инстанции не направил административному истцу копию определения о принятии дела к производству и подготовке дела к судебному разбирательству; судом не исследованы обстоятельства, подлежащие проверке по настоящему административному делу; не истребованы доказательства законности бездействия государственного органа; административный истец не получил в разумный срок возражения административного ответчика и был лишен права заявлять необходимые процессуальные ходатайства. Суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы допущенные судом первой инстанции нарушения процессуального законодательства не устранил. Административный истец не получил возражения административного ответчика на апелляционную жалобу. Таким образом, судами первой и апелляционной инстанции нарушен принцип состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22 января 2021 года кассационная жалоба Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 18 января 2020 года Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" направило в адрес департамента образования и науки Приморского края письмо за N 02518 "О мероприятиях 75-летию Победы в Великой Отечественной войне", в котором сообщалось, что в целях подготовки к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне добровольческим движением УРФИНГРАМ каждое воскресенье проводятся открытые мероприятия по финансовой грамотности на одноименной цифровой платформе полностью на безвозмездной и анонимной основе, не требующей предварительной подготовки (возрастная категория 14+, минимальное количество участников 100 человек, минимальное количество учреждений 10), в связи с чем, общественное движение УРФИНГРАМ просило определить дату и время мероприятия, ответственное должностное лицо за регистрацию участников и межсекторное взаимодействие, предусмотренное распоряжениями Правительства РФ и поручениями Президента РФ.
В соответствии постановлением Администрации Приморского края от 20 августа 2019 года N 547-па "О формировании органов исполнительной власти Приморского края" департамент образования и науки Приморского края переименован в министерство образования Приморского края.
Письмом министерства образования Приморского края от 28 апреля 2020 года за N 23огр/1044 организатору добровольческой деятельности "Благотворительные уроки финансовой грамотности" Королеву Ю.В. сообщено, что письмо от 18 января 2020 года за N 02518 поступило как информационное письмо от организатора добровольческого движение УРФИНГРАМ и, в соответствии с постановлением Правительства Приморского края от 31 октября 2019 года N 708-па "Об утверждении Положения о министерстве образования Приморского края", распространение информации, не прошедшей экспертизу на соответствие установленным требованиям, не входит в полномочия Министерства, и указано, что в целях исполнения Послания Президента РФ Путина В.В, включая вопросы реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, в крае действует План мероприятий Администрации Приморского края и Центрального банка Российской Федерации в области повышения финансовой грамотности населения на 2018-2021 годы, в качестве базовых площадок по внедрению основ финансовой грамотности в образовательный процесс рекомендованы КГАПОУ "Приморский политехнический колледж" и КГБПОУ "Уссурийский агропромышленной колледж". А также заявителю предложено осуществлять совместную деятельность с Управлением Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Центрального банка Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе.
В силу статьи 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Реализация гражданами данного права регулируется Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ).
В силу части 3 статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ гражданин, при рассмотрении его обращения, имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года N59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В соответствии с частью 3 статьи 45 Устава Приморского края органы исполнительной власти Приморского края осуществляют государственное управление на территории Приморского края в соответствии с собственной компетенцией, определенной положениями о них.
Министерство является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере образования и науки на территории Приморского края.
Из содержания указанных норм права следует, что Правительство Приморского края, органы исполнительной власти края самостоятельно реализуют предоставленные им полномочия, вправе самостоятельно определять формы и порядок реализации своих полномочий, в том числе по поддержке и сотрудничеству с общественными организациями, реализации социально ориентированных программ.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций, принимая судебные акты, ссылаясь на положения Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Устав Приморского края, и пришли к обоснованному выводу о законности оспариваемого решения, обращение Общественного объединения рассмотрено административным ответчиком в соответствии с компетенцией и в рамках полномочий, предоставленных в установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ порядке и в срок, дан мотивированный ответ. При этом, административным истцом не доказано, каким образом связано проведение просветительских мероприятий по повышению финансовой грамотности и нарушение прав неопределённого круга лиц из числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на получение благотворительной помощи (в том числе пожертвований) от благотворителей и добровольцев города Москвы, то есть отсутствует необходимая совокупность условий, для признания действий (бездействия), решений незаконными.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе Благотворительным региональным молодежным общественным движением "Уроки финансовой и юридической грамотности" не представлено.
Указания в кассационной жалобе на то, что судом не исследованы обстоятельства, подлежащие проверке по настоящему административному делу; не истребованы доказательства законности бездействия государственного органа, являются несостоятельными, поскольку в силу положений статьи 62, 84 КАС РФ определение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также истребование, прием и оценка доказательств, определение достаточности доказательств является компетенцией суда первой инстанции.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы представленные сторонами доказательства по делу, в том числе заявленные требования и доводы административного истца, и сделаны соответствующие мотивированные выводы.
Ссылка Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" на то, что оно не получило в разумный срок возражения министерства образования Приморского края на своё административное исковое заявление, и не получило возражения на апелляционную жалобу отмену обжалуемых судебных актов не влечёт, поскольку как следует из материалов дела, возражения на административный иск направлены министерством образования Приморского края Королеву Ю.В. посредством электронной почты 15 июля 2020 года, то есть до рассмотрения судом первой инстанции административного дела по существу. Возражения на апелляционную жалобу в суд апелляционной инстанции не поступали.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Несогласие административного истца с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Фрунзенского районного суда города Владивостока от 16 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 5 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.