Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 2 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 сентября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю, Управлению Росреестра по Хабаровскому краю, заинтересованное лицо ООО "Опора Маркет" о признании незаконным решения от 29 января 2020 года N 1 об определении кадастровой стоимости земельного участка.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее - КУМИ администрации Хабаровского МР Хабаровского края, Комитет) обратился в Хабаровский краевой суд с вышеназванным административным исковым заявлением к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Хабаровскому краю, Управлению Росреестра по Хабаровскому краю, и просил признать недействительным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю от 29 января 2020 года N 1 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости, равной "данные изъяты" рублей, установленной в отчёте об оценке по состоянию на 1 января 2016 года.
В обоснование заявленных требований Комитет указал, что Комиссия рассмотрела заявление лица, не имеющего права оспаривать кадастровую стоимость объекта недвижимости. ООО "Опора Маркет", заявление которого было разрешено Комиссией, владеет земельным участком с кадастровым номером N на основании договора аренды от 14 октября 2019 года, зарегистрированного в установленном порядке 24 января 2020 года. Следовательно, ранее 24 января 2020 года Общество не могло обращаться в Комиссию с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости. Тем не менее, такое заявление было подано в Комиссию 31 декабря 2019 года, принято и рассмотрено по существу.
Определением судьи от 3 июня 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено ООО "Опора Маркет".
Решением Хабаровского краевого суда от 2 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 сентября 2020 года, в удовлетворении административных исковых требований КУМИ администрации Хабаровского МР Хабаровского края отказано.
22 января 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба КУМИ администрации Хабаровского МР Хабаровского края, поданная через Хабаровский краевой суд 30 декабря 2020 года, которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и принятии нового решения об удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование своей позиции кассатор указал на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права. Так, договор аренды земельного участка, на момент обращения ООО "Опора Маркет" в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю, не прошёл государственную регистрацию, а поскольку обременение в виде аренды на спорном земельном участке отсутствовало, принятия Комиссией от ООО "Опора Маркет" заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка противоречит законодательству.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 26 января 2021 года кассационная жалоба КУМИ администрации Хабаровского МР Хабаровского края передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 245 КАС РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Как установлено судами и следует из материалов дела, приказом Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края от 21 сентября 2018 года N 42 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Хабаровского края" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2016 года установлена в размере "данные изъяты" рублей.
14 октября 2019 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района ("Арендодатель") и ООО "Опора Маркет" ("Арендотор") заключен договор аренды земельного участка N А351/19, согласно которому Арендатор предоставил, а Арендатор принял во временное владение и пользование земельный участок из категории земель - земли населённых пунктов, с кадастровым номером N, площадью 2600 кв.м, с условно разрешённым видом использования - объект торгового значения - торговый центр, местоположение участка: "адрес", для строительства объекта торгового назначения - торгового центра. Срок договора установлен с 14 октября 2019 года по 13 октября 2022 года.
Согласно пункту 3.1. данного договора аренды, размер арендной платы определён на основании пункта 14 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ в размере начальной стоимости годового размера арендной платы за земельный участок, равной 55 % от кадастровой стоимости земельного участка, что составляет "данные изъяты" рублей.
Пунктом 3.3. договора аренды установлено, что арендная плата начисляется с момента фактического предоставления земельного участка, указанного в акте приёма-передачи земельного участка.
Акт приёма-передачи земельного участка в аренду от 14 октября 2019 года подписан ООО "Опора Маркет" 16 декабря 2019 года.
24 января 2020 года Управлением Росреестра по Хабаровскому краю произведена государственная регистрация договора аренды земельного участка N А351/19 от 14 октября 2019 года.
31 декабря 2019 года ООО "Опора Маркет" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N и установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, приложив выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19 декабря 2019 года, договор аренды земельного участка N А351/19от 14 октября 2019 года, отчёт об оценке N 676/2019 от 27 декабря 2019 года.
По результатам рассмотрения заявления ООО "Опора Маркет" 29 января 2020 года Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю принято Решение N 1 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, и определена кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере рыночной стоимости объекта недвижимости, установленной в отчёте об оценке по состоянию на 1 января 2016 года в размере "данные изъяты" рублей.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций в судебных актах сослались на положения Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", и пришли к обоснованному выводу о законности оспариваемого решения, поскольку ООО "Опора Маркет", как арендатор земельного участка, и плательщик арендной платы, имело право оспорить кадастровую стоимость земельного участка, независимо от даты регистрации договора аренды в Управлении Росреестра по Хабаровскому краю.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе КУМИ администрации Хабаровского МР Хабаровского края не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, право обратиться с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости спорного земельного участка у ООО "Опора Маркет" возникло с момента фактического получения объекта недвижимости в пользование (16 декабря 2019 года), на дату которого сведения о кадастровой стоимости уже были внесены в Единый государственный реестр недвижимости, а не с даты государственной регистрации договора аренды земельного участка.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Несогласие КУМИ администрации Хабаровского МР Хабаровского края с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Хабаровского краевого суда от 2 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.