1-й Западный окружной военный суд в составе председательствующего Гогина А.В., судей Царькова В.Н. и Ершова К.Г. при секретаре судебного заседания Валюке И.В. рассмотрел в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Выборгского гарнизонного военного суда от 11 декабря 2020 года по административному исковому заявлению "данные изъяты" Лазарева Олега Валерьевича об оспаривании приказа командира войсковой части N об исключении его из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Ершова К.Г, объяснения административного истца, поддержавшего апелляционную жалобу, а также заключение военного прокурора "данные изъяты" Балеевских В.Ю, полагавшего решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Названным решением, принятым в предварительном судебном заседании, отказано в удовлетворении административного иска Лазарева, в котором он просил признать незаконным приказ командира войсковой части N от 13 декабря 2019 года N об исключении его из списков личного состава воинской части. Кроме того, административный истец просил взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.
При этом суд указал о пропуске Лазаревым без уважительных причин предусмотренного частью 1 статьи 219 КАС РФ срока обращения в суд с административным иском об оспаривании приказа командира войсковой части N.
В апелляционной жалобе Лазарев просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об удовлетворении иска.
Автор жалобы отмечает, что суд не дал оценки его неоднократным обращениям в органы прокуратуры по вопросу незаконного исключения из списков личного состава воинской части без обеспечения положенными видами довольствия.
Лазарев обращает внимание в жалобе, что с материалами разбирательства по его обращению в "данные изъяты" военную прокуратуру он ознакомился только в июле 2020 года. Тогда же ему стало известно об издании командиром войсковой части N приказа от 25 марта 2020 года N и позиции командования относительно непредоставленного ему отпуска за 2015 год. Кроме того, сообщение военной прокуратуры о нарушении порядка выплаты ему единовременного пособия при увольнении получено им только 15 октября 2020 года.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд не находит оснований к ее удовлетворению.
При рассмотрении настоящего дела судом верно установлены обстоятельства, подлежащие доказыванию, выводы суда соответствуют исследованным в судебном заседании доказательствам, которым в решении дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену либо изменение судебного постановления, судом не допущено.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о пропуске Лазаревым предусмотренного статьёй 219 КАС РФ срока обращения с административным иском в суд.
Из материалов дела видно, что приказом командира войсковой части N от 25 ноября 2019 года N Лазарев уволен с военной службы в запас на основании подпункта "б" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (контракт о прохождении военной службы заключен до 10 ноября 2019 года), а приказом от 13 декабря 2019 года N - исключен из списков личного состава воинской части с 13 декабря 2019 года (л.д. 64-65).
17 февраля 2020 года, то есть более чем через два месяца после его исключения из списков личного состава воинской части, Лазарев обжаловал в военную прокуратуру действия командира воинской части по вопросу исключения его из названных списков без предоставления части отпуска за 2015 год, оплаты командировочных расходов и без производства единовременной выплаты при увольнении (л.д. 42-44).
По результатам рассмотрения обращения "данные изъяты" сообщил административному истцу об установленных в ходе проведенной проверки нарушениях, связанных с неполным обеспечением положенными выплатами и отпуском за 2015 год. Кроме того, Лазареву было разъяснено право на обращение в суд об оспаривании действий командования, необходимость соблюдения предусмотренного статьёй 219 КАС РФ процессуального срока и возможность его восстановления на основании соответствующего заявления. Это сообщение получено Лазаревым лично 20 марта 2020 года (л.д. 72).
В апреле 2020 года командир войсковой части N сообщил, что во исполнение внесенного военным прокурором протеста приказом от 25 марта 2020 года N в приказ от 13 декабря 2019 года N внесены изменения: Лазареву предоставлена часть основного отпуска за 2019 год, пропорционально прослуженному времени продолжительностью 5 суток, в связи с чем перенесена дата его исключения из списков личного состава воинской части на 31 января 2020 года (л.д. 88-89).
Сообщение о результатах рассмотрения командиром войсковой части N акта прокурорского реагирования было направлено Лазареву 15 июня 2020 года, а 7 июля того же года он ознакомился с приказом командира войсковой части N от 25 марта 2020 года N о переносе даты исключения его из списков личного состава воинской части и выплате надбавки к денежному довольствию (л.д. 92-93, 149).
В силу статей 27 и 28 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении возложенных на прокурора функций он рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина. Прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт. Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.
В соответствии со статьёй 6 этого же закона требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению соответствующими должностными лицами, а уклонение от их исполнения влечет за собой установленную законом ответственность.
По смыслу частей 6 и 7 статьи 219 КАС РФ несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд, по которой он может быть восстановлен судом.
К числу таких должностных лиц относится и прокурор, поскольку это должностное лицо государственного органа, осуществляющего надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, в силу предоставленных ему полномочий могло повлиять на разрешение спорного вопроса о предоставлении Лазареву отпусков и денежных выплат и, в случае выявления нарушения закона, принести соответствующий протест (внести представление) командованию, что подлежало обязательному рассмотрению и принятию соответствующих мер.
Таким образом, о предполагаемом нарушении своих прав Лазареву стало известно не позднее 7 июля 2020 года.
Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
С настоящим административным иском Лазарев обратился в суд только 28 октября 2020 года, что свидетельствует о пропуске им установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ трехмесячного срока обращения в суд. При этом с момента издания оспариваемого приказа прошло более чем 10 месяцев.
Какие-либо причины, объективно препятствовавшие ему своевременно обратиться в суд, в иске приведены не были, не содержалось в нем и ходатайство о восстановлении срока подачи административного искового заявления.
Таким образом, административный истец без уважительных причин пропустил установленный законом срок обращения в суд об оспаривании приказа командира войсковой части N от 13 декабря 2019 года N о его исключении из списков личного состава воинской части.
В силу части 5 статьи 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требования административного искового заявления является правильным.
Иные доводы жалобы правового значения для разрешения настоящего дела не имеют, а поэтому не могут служить и основаниями для отмены обжалуемого судебного постановления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 309, 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Выборгского гарнизонного военного суда от 11 декабря 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Лазарева Олега Валерьевича оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Кассационный военный суд.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ
СУДЬИ:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.