Судья Саратовского областного суда Шмидт Т.Е., при секретаре Кузнецовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Малого В.И. на постановление судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 16 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Малого В.И., установил:
постановлением судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 16 декабря 2020 года Малый В.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
В поданной в Саратовский областной суд жалобе Малый В.И. просит отменить постановление судьи, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы ее автор ссылается на истечение срока давности привлечения к административной ответственности, а также вины в совершении вмененного правонарушения, поскольку он, являясь собственником незначительной доли в праве собственности на объект культурного наследия, кроме того, он лишен доступа в помещения, принадлежащие иным собственникам.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого постановления в полном объеме (часть 3 статьи 30.6 КоАП РФ), заслушав лиц, участвующих по делу, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.
Конституция Российской Федерации закрепляет обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (статья 44, часть 3). Эта конституционная обязанность конкретизирована в Федеральном законе от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ), который регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу части 1 статьи 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Статьей 44 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ установлено, что на объекте могут осуществляться научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны, в том числе реставрация представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия.
Пунктом 11 статьи 47 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ установлено, что охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
В силу подпунктов 1, 2, 4 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, при содержании и использовании выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, которым объект принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
Постановлением Правительства Саратовской области от 25 декабря 2009 года N 659-П "О включении объектов культурного наследия регионального значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" в указанный реестр был включен объект культурного наследия местного (муниципального) значения - здание по адресу: г. Саратов, пр. им. Кирова С.М, д. 18/32, "Дом И.И.Зейферта, 1850-е гг, реконструкция 1889 г, архитектор Шустер О.И, 1902 г.", на указанный объект оформлен паспорт объекта культурного наследия.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости следует, что с 29 октября 2010 года Малому В.И. на основании договора купли-продажи принадлежит на праве собственности помещение площадью "данные изъяты" кв.м, в указанный реестр внесены ограничения (обременения) в отношении дома N 18/32 по пр. им. Кирова С.М. - объект культурного наследия.
Согласно пункту 4 договора купли-продажи недвижимого имущества, заключенного между Р. (продавец) и Малым В.И. (покупатель) 19 октября 2010 года, использование и эксплуатация нежилого помещения должны осуществляться с обязательным выполнением следующих требований: заключить с балансодержателем здания, а также пользователями (собственниками) помещений, расположенных в здании, в котором расположен выкупаемый объект, договор на совместную эксплуатацию здания.
На основании задания начальника управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области N 11/1 от 16 марта 2020 года проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия, расположенного по адресу: г. Саратов, пр. им. Кирова С.М, 18/ул. Горького, 32.
Так, 18 марта 2020 года в ходе осмотра объекта культурного наследия местного (муниципального) значения "Дом И.И.Зейферт, 1850-е гг, ", расположенного по адресу: г. Саратов, пр. Кирова, 18/ ул. Горького, д. 32, установлено, что на уличных фасадах наблюдаются трещины и локальные повреждения штукатурного слоя, разрушение наружной поверхности кирпичной кладки, повреждение штукатурного слоя и кирпичной кладки в карнизной части; повреждение кровельного покрытия, нарушение примыкания кровли к вертикальным поверхностям; со стороны двора имеются обрушения кирпичной кладки стен фасадов, часть междуэтажных перекрытий и кровельного покрытия отсутствует, повреждена система водоотведения, оконные заполнения отсутствуют.
Таким образом, в ходе визуального осмотра объекта культурного наследия были установлены нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия. Указанные обстоятельства явились основанием для составления референтом отдела государственного надзора и контроля объектов культурного наследия управления по охране культурного наследия Правительства Саратовской области в отношении Малого В.И. протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ.
Факт совершения Малым В.И. административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, получившими надлежащую правовую оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Обязанность по соблюдению требований, содержащихся в охранном обязательстве, возложена на собственника здания объекта культурного наследия с момента перехода к нему права владения объектом недвижимости.
Так, в силу пункта 11 статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, если иное не установлено данным пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора; в случае, если к моменту перехода права владения в отношении объекта культурного наследия оформлено охранное обязательство, обязанность нового владельца по выполнению такого охранного обязательства возникает с момента перехода к нему права владения объектом (пункт 13 статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).
Довод жалобы об отсутствии состава административного правонарушения в действиях Малого В.И. в связи с его утверждением об отсутствии у него возможности осуществлении ремонтных работ ввиду отсутствия доступа помещения, принадлежащие иным лицам, а также незначительности площади принадлежащего ему помещения в масштабах здания являются несостоятельными, поскольку не могут служить основанием для освобождения Малого В.И. как собственника помещения в здании, являющемся объектом культурного наследия, от обязанности, установленной законодательством РФ, по содержанию объекта культурного наследия и поддержанию его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Вопреки доводам жалобы срок привлечения Малого В.И. к административной ответственности не нарушен.
Так, в силу части 1 и части 2 статьи 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений, связанных с нарушением законодательства о порядке использования объектов культурного наследия, составляет один год со дня совершения такого правонарушения; при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 указанной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Вмененное Малому В.И. правонарушение, выразившееся в использования объекта культурного наследия с нарушением установленных требований к его сохранению, использованию и охране, по характеру объективной стороны является длящимся, срок давности привлечения к административной ответственности за его совершение необходимо исчислять со дня обнаружения правонарушения.
По смыслу части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, днем обнаружения административного правонарушения следует считать день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт его совершения, такой день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Поскольку правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, относится к длящимся, срок давности привлечения к административной ответственности в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год и на основании части 2 статьи 4.5 КоАП РФ подлежит исчислению со дня его обнаружения, признаки указанного административного правонарушения, послужившие основанием к возбуждению настоящего дела об административном правонарушении, должностными лицами контролирующего органа были выявлены по результатам проведения мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия - 19 марта 2020 года.
Таким образом, срок давности привлечения Малого В.И. к административной ответственности по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ на момент рассмотрения дела судьей первой инстанции не истек.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела.
Административное наказание назначено Малому В.И. в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 7.13 КоАП РФ с соблюдением требований статей 3.1, 4.1 данного Кодекса и является обоснованным.
Обстоятельств, которые могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемого судебного акта, не установлено. При таком положении обоснованность привлечения Малого В.И. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, сомнений не вызывает.
При таком положении каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении в отношении Малого В.И. в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.
Оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу постановления судьи не усматриваю.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 16 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, в отношении Малого В.И. оставить без изменения, жалобу Малого В.И. - без удовлетворения.
Судья Т.Е. Шмидт
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.