Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Паршиной С.В, судей Агарковой И.П, Смородиновой Н.С, при секретаре Смогуновой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Краснослободцева А.А. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации по апелляционной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области на решение Волжского районного суда города Саратова от 28 сентября 2020 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Агарковой И.П, объяснения представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области - Головко Т.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Краснослободцева А.А. и его представителя Яровую Е.В, полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия установила
установила:
Краснослободцев А.А. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области
(далее - ГУ МВД РФ по Саратовской области) о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование исковых требований указано, что 5 марта 2019 года Центральной жилищно-бытовой комиссией ГУ МВД России по Саратовской области (далее - ЦЖБК ГУ МВД России по Саратовской области) постановлено включить Краснослободцева А.А. в список сотрудников, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых на учет до 1 марта 2005 года, с даты включения его в список нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников штаба ГУВД Саратовской области с
30 ноября 1994 года. 15 ноября 2019 года между истцом и ГУ МВД России по Саратовской области заключен договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес". Из договора социального найма следует, что спорное жилое помещение является собственностью Российской Федерации и закреплено на праве оперативного управления за ответчиком. С 25 ноября 2019 года истец зарегистрирован в указанной квартире. 16 марта 2020 года Краснослободцев А.А. обратился с заявлением к ответчику о передаче ему в собственность квартиры, расположенной по адресу: "адрес". В ответе от 29 мая 2020 года ответчиком в приватизации жилого помещения истцу отказано.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения Краснослободцева А.А. в суд с иском, в котором он просил признать за ним право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - квартиру общей площадью 33, 9 кв.м, расположенную по адресу: "адрес".
Решением Волжского районного суда города Саратова от 28 сентября 2020 года с учетом определения об исправлении описки от 9 ноября 2020 года за Краснослободцевым А.А. признано право собственности на квартиру общей площадью 33, 9 кв.м, этаж N 1, расположенную по адресу: "адрес". Прекращено право собственности Российской Федерации и право оперативного управления ГУ МВД России по Саратовской области на квартиру общей площадью 33, 9 кв.м, этаж N 1, расположенную по адресу: "адрес".
В апелляционной жалобе ГУ МВД России по Саратовской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований. Автор жалобы полагает, что судом нарушены нормы материального права, применен закон, не подлежащий применению, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, указывает, что спорная квартира предоставлена истцу без соблюдения очередности.
В возражениях на апелляционную жалобу Краснослободцев А.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.
Поскольку судом первой инстанции принято решение о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области (далее - ТУ Росимущества в Саратовской области), на основании пункта 4 части 4 статьи 330 ГПК РФ судебной коллегией вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 20 января 2021 года по ходатайству истца Краснослободцева А.А. ТУ Росимущества в Саратовской области привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
В судебном заседании истец Краснослободцев А.А. и его представитель
Яровая Е.В. поддержали заявленные исковые требования, просили суд их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ МВД России по Саратовской области
Головко Т.А. возражала относительно заявленных исковых требований, просила суд отказать в их удовлетворении по доводам, изложенным в апелляционной жалобе указанного лица.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, о причинах неявки судебную коллегию не известили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. В связи с чем, учитывая положения части 3 статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Как следует из материалов дела, майор полиции в отставке
Краснослободцев А.А. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации на должностях среднего и старшего начальствующего состава с 29 апреля 1994 года по 7 октября 2014 года. Приказом ГУ МВД России по Саратовской области N 282 л/с от 2 октября 2014 года на основании пункта 4 части 2 статьи 82 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) Закона РФ от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Краснослободцев А.А. уволен.
5 марта 2019 года ЦЖБК ГУ МВД России по Саратовской области постановлено включить Краснослободцева А.А. в список сотрудников, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых на учет до 1 марта 2005 года, с даты включения его в список нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников штаба ГУВД Саратовской области с 30 ноября 1994 года.
Факт включения Краснослабодцева А.А. в список нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников штаба ГУВД Саратовской области подтверждается выпиской из протокола собрания жилищно-бытовой комиссии УВД г. Балаково и Балаковского района от 30 ноября 1994 года, а также материалами личного дела N 19 Краснослободцева А.А.
Согласно записи акта о заключении брака N 1428 7 сентября 2012 года между Краснослободцевым А.А. и К.Ю.А. заключен брак, который прекращен 30 октября 2015 года. От брака у истца и К.Ю.А... имеется дочь К.П.А, 12 октября 2012 года рождения.
Сведений о наличии у истца в пользовании либо на праве собственности объектов недвижимости, об участии истца в приватизации в материалах дела не имеется. Из личного дела N 19 Краснослободцева А.А. следует, что указанному лицу, Краснолободцевой Ю.А, Краснослободцевой П.А. в период прохождения истцом службы в органах внутренних дел жилые помещения на праве собственности не принадлежали. Кроме того, согласно уведомлению филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области от 13 августа 2020 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют сведения о правах Краснослободцева А.А. на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости.
15 ноября 2019 года между ГУ МВД России по Саратовской области (наймодателем) и Краснослободцевым А.А. (нанимателем) заключен договор N 2 социального найма жилого помещения, в соответствии с которым наймодатель передает нанимателю в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в федеральной собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права от 5 октября 2018 года
N, закрепленное на праве оперативного управления за ГУ МВД России по Саратовской области от 5 октября 2018 года N, состоящее из квартиры общей площадью 33, 9 кв.м, расположенное по адресу: "адрес" для проживания в нем.
С 25 марта 2020 года Краснослободцев А.А. зарегистрирован в спорном жилом помещении.
16 марта 2020 года и 22 июня 2020 года Краснослободцев А.А. обратился с заявлениями в ГУ МВД России по Саратовской о передаче ему в собственность занимаемого жилого помещения. В ответах за заявления истца ГУ МВД России по Саратовской области выразило возражения относительно приватизации квартиры, расположенной по адресу: "адрес", Краснослободцеву А.А. разъяснено право на обращение в суд.
В соответствии со статьей 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со статьей 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно статье 2 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В силу статьи 6 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
На основании статьи 11 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В силу статьи 8 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.
Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке.
В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 год N 8 "О некоторых вопросах применения судами закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную). При этом за гражданами, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения, поскольку в указанном случае предоставленная этим лицам статьей 11 названного Закона возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз не была реализована при даче согласия на приватизацию жилья другими лицами.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года
N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта
2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в настоящей части, определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, судебная коллегия полагает, что установлен факт того, что Краснослободцев А.А. состоит на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий с 30 ноября 1994 года, спорная квартира относится к государственному жилищному фонду, ограничений в ее приватизации не имеется, Краснослободцеву А.А. она предоставлена на основании действующего договора социального найма.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции
Краснослободцев А.А. уточнил исковые требования, указав в качестве соответчика ТУ Росимущества по Саратовской области.
В соответствии с пунктами 1, 3, 4 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296 ГК РФ).
Согласно пунктам 1, 4, 5.6 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в числе прочего функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти). Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
На основании изложенного судебная коллегия полагает подлежащими удовлетворению заявленные Краснослободцевым А.А. требования к ТУ Росимущества по Саратовской области, как федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему права собственника в отношении спорного имущества, и ГУ МВД России по Саратовской области, за которым на праве оперативного управления закреплен объект недвижимости - квартира, расположенная по адресу: "адрес"
Доводы апелляционной жалобы ГУ МВД России по Саратовской области о том, что спорная квартира предоставлена истцу без соблюдения очередности, не свидетельствует о необоснованности заявленных исковых требований в связи со следующим.
Так, согласно акту проверки ревизора КРУ МВД России от 24 января 2020 года, заключению служебной проверки ГУ МВД России по Саратовской области от 10 апреля 2020 года установлено, что Кранослободцев А.А. 30 ноября 1994 года принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В августе 1998 года в связи с переводом по линии ОВД Краснослободцев А.А. выехал на место жительства в другое муниципальное образование, в связи с чем в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 56 ЖК РФ указанное лицо подлежало снятию с учета в течение тридцати рабочих дней со дня выявления данного обстоятельства, вследствие чего Краснослободцев А.А. потерял бы право состоять в очереди на получение жилья, однако данное требование выполнено не было. Кроме того, супруга Краснослободцева А.А. - Засыпкина И.Н. в период с 13 ноября 1998 года по 14 апреля 1999 года являлась собственником квартиры общей площадью 34, 4 кв.м, расположенной по адресу: "адрес", в связи с чем обеспеченность общей площадью на двух членов семьи Краснослободцева А.А. в период с 13 ноября 1998 года по 14 апреля 1999 года составляла по 17, 2 кв.м, что также являлось основанием для снятия указанного лица с учета. При этом установлено, что Краснослободцев А.А, выехавший на место жительства в г. Санкт-Петербург, не был снят с учета жилищно-бытовой комиссией УВД г. Балаково Саратовской области, перерегистрация указанного лица в период с 13 ноября 1998 года по 14 апреля 1999 года не производилась.
Согласно свидетельству N, выданному отделом ЗАГС Кировского района г. Санкт-Петербурга, брак между Краснослободцевым А.А. и З.И.Н, заключенный 28 августа 1998 года, прекращен с 21 июля 1999 года.
Как следует из послужного списка Краснослободцева А.А, с 20 августа 1998 года по 1 октября 1999 года он занимал должность участкового инспектора милиции 78 отдела милиции УВД Центрального района г. Санкт-Петербурга. С 1 октября 1999 года истец занимал должность участкового инспектора милиции ОВД Октябрьского района г. Саратова и иные должности в ГУ МВД России по Саратовской области.
В силу статьи 32 ЖК РСФСР в редакции, действовавшей по состоянию на 20 августа 1998 года, право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе, в случае выезда на другое постоянное место жительства.
Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет. О снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме.
На основании пунктов 2, 3 части 1, части 2 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Таким образом, как действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений Жилищным кодексом РСФСР, так и действующим в настоящее время Жилищным кодексом РФ, установлены требования к порядку принятия решений о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Однако в материалах дела отсутствуют доказательства того, что жилищно-бытовой комиссией УВД г. Балаково и Балаковского района Саратовской области либо ЦЖБК ГУ МВД России по Саратовской области на основании статьи 32 ЖК РСФСР, статьи 56 ЖК РФ принималось решение в отношении истца о снятии с указанного учета. Факт отсутствия соответствующего решения подтвержден в судебном заседании суда апелляционной инстанции представителем ГУ МВД России по Саратовской области.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что заявленные истцом требования являются обоснованными.
Согласно пункту 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В силу пунктов 1, 2 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
По решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.
В связи с признанием за истцом права собственности на спорное жилое помещение, подлежит прекращению у Российской Федерации право собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес", а у ГУ МВД России по Саратовской области - право оперативного управления на данный объект недвижимости.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда города Саратова от 28 сентября 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Краснослободцева А.А. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Краснослободцева А.А. право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу:
"адрес".
Прекратить право собственности Российской Федерации и право оперативного управления Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области на квартиру, расположенную по адресу:
"адрес".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.