Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Брандиной Н.В.
судей
Тихоновой Ж.В.
Гричаниченко А.В.
при секретаре
Егошиной Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1456/2020 по иску Барышникова И. Ю. к Комитету по образованию администрации города Мурманска, Комитету имущественных отношений города Мурманска, Государственному автономному профессиональному образовательному учреждению Мурманской области "Мурманский индустриальный колледж" о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, взыскании денежных средств
по апелляционной жалобе истца Барышникова И. Ю. на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 23 июля 2020 г, Заслушав доклад судьи Тихоновой Ж.В, объяснения представителя истца Барышникова И.Ю. - Тарасовой Э.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, установила:
Барышников И.Ю. обратился в суд с иском, в котором после уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил обязать Комитет по образованию администрации города Мурманска и Комитет имущественных отношений города Мурманска предоставить жилое помещение как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, взыскать с Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Мурманской области "Мурманский индустриальный колледж" (далее - ГАПОУ "Мурманский индустриальный колледж") денежную компенсацию для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования в размере 47 116 рублей 50 копеек, а также взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
В обоснование иска указал, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения совершеннолетия воспитывался в детском доме N 5, затем проходил обучение в ГОУ НГПО "Профессиональный лицей N 19".
Начиная с мая 2007 г. неоднократно содержался под стражей, привлекался к уголовной ответственности и отбывал наказание в виде лишения свободы. В период отбывания наказания ему стало известно о наличии права на обеспечение жилым помещением. В связи с чем, 17 апреля 2012 г. обратился в органы социальной защиты населения, где получил разъяснения относительно предоставления документов и постановки на учет до достижения 23 лет. Вместе с тем, реализовать данное право не представилось возможным ввиду осуждения к лишению свободы, срок отбывания наказания по последнему приговору суда истекает 29 июня 2025 г.
Находясь в местах лишения свободы, истец обращался в администрацию города Мурманска и Комитет имущественных отношений города Мурманска по вопросу предоставления жилого помещения, однако получил отказ в связи с пропуском срока.
Анализируя положения пунктов 1 и 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397, указал на наличие у ответчиков обязанности по включению его в список для получения жилья, независимо от достижения им 23 лет, поскольку не обеспечен жилым помещением, а пропуск срока вызван уважительными причинами.
Судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований Барышникова И. Ю. к Комитету по образованию администрации города Мурманска, Комитету имущественных отношений города Мурманска, Государственному автономному профессиональному образовательному учреждению Мурманской области "Мурманский индустриальный колледж" о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, взыскании денежных средств.
В апелляционной жалобе истец Барышников И.Ю, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения и принять по делу в указанной части новое решение, которым удовлетворить заявленное им требование.
Считает, что подлежит обеспечению жилым помещением, поскольку относится к категории детей-сирот, обладал правом на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, так как не был обеспечен им к моменту своего совершеннолетия.
По мнению заявителя, факт отчуждения принадлежавшей ему 1/3 доли в праве собственности в коммунальной квартире не является основанием для отказа в предоставлении жилья, поскольку указанная доля составляла менее учётной нормы жилой площади.
Кроме того, указывает, что обязанность по реализации права на обеспечение жильем до наступления совершеннолетия была возложена на органы местного самоуправления в соответствии с Порядком обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 17 февраля 2005 г. N 46-ПП, и при добросовестном исполнении органом опеки возложенных обязанностей мог быть поставлен на учет в качестве нуждающегося до достижения им 23 лет.
При этом обращает внимание, что абзац 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей на момент обращения в 2012 г. в органы опеки) не предусматривал обязательного заявительного характера для реализации права на жилье сиротой, достигшим 18 лет.
Полагает, что суду надлежало при оценке доказательств учитывать уровень образования истца, отсутствие жизненного опыта и наличие предпринятых мер для реализации права.
В письменных возражениях комитет по образованию администрации города Мурманска и комитет имущественных отношений города Мурманска просят решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 23 июля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Барышникова И.Ю. - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Барышников И.Ю, представители ответчиков Комитета по образованию администрации города Мурманска, Комитета имущественных отношений города Мурманска и ГАПОУ "Мурманский индустриальный колледж", извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь статьей 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их неявка не является препятствием к судебному разбирательству.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Поскольку решение суда обжалуется только в части отказа в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, то законность и обоснованность выводов суда в остальной части в силу положений статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.
Проверив материалы дела, обозрев материалы гражданского дела Октябрьского районного суда города Мурманска N 2-5221/2019 по иску Барышникова И.Ю. к комитету имущественных отношений города Мурманска, комитету по образованию администрации города Мурманска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", определяющий общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ " О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абзац первый пункта 1).
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй пункта 1).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Таким образом, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ " О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
При этом следует учитывать, что предоставление вне очереди жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Аналогичные положения содержатся и в Законе Мурманской области от 25 декабря 2012 г. N 1567-01-ЗМО "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Барышников И.Ю, _ _ г.р, на основании постановления администрации Ленинского района города Мурманска от 20 мая 1994 г. N 186/2 направлен на воспитание в детское государственное учреждение.
С 11 января 1994 г. по 1 февраля 1994 г. Барышников И.Ю. находился в Центре социально-педагогической помощи детям Ленинского района; с 2 сентября 1994 г. по 26 августа 1996 г. являлся воспитанником детского дома N 7 города Мурманска; с 27 августа 1996 г. по 30 августа 2005 г. - воспитанником детского дома N 5 города Мурманска; 31 августа 2005 г. зачислен в ГОУ НГПО "Профессиональный лицей N19" поселок Росляково Мурманской области и находился на полном государственном обеспечении, отчислен из лицея в связи с выполнением учебных планов и программ и сдачей выпускных экзаменов, обучающихся 5 сентября 2007 г.
На праве собственности Барышникову И.Ю. с 30 марта 2005 г. принадлежала 1/3 доли в праве собственности на комнату, общей площадью 23, 6 кв.м. в квартире, расположенной по адресу:.., где истец был зарегистрирован в период с 17 июля 2008 г. по 15 ноября 2008 г. Закрепленное за несовершеннолетним жилье отчуждено.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда города Мурманска от 17 декабря 1996 г. мать Барышникова И.Ю. - Б.О.В. лишена родительских прав в отношении сыновей Т.С.Ю, _ _ г.р, Барышникова И. Ю, _ _ г.р, и Б.М.М, _ _ г.р. Дети переданы на воспитание органам опеки и попечительства.
Б.О.В. умерла _ _, отец несовершеннолетних записан со слов матери.
Согласно сведениям, представленными ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области, Барышников И.Ю. содержался под стражей в следственном изоляторе: с 19 мая 2007 г. по 15 августа 2007 г, с 20 августа 2009 г. по 29 октября 2009 г, с 27 мая 2012 г. по 18 октября 2012 г, с 31 декабря 2014 г. по 28 мая 2015 г, с 9 октября 2015 г. по 11 декабря 2015 г.
Также из материалов дела следует, что истец приговором Ленинского районного суда города Мурманска от 15 октября 2009 г. осужден к 2 годам 8 месяцем лишения свободы, освобожден 17 апреля 2012 г.
Приговором Первомайского районного суда города Мурманска от 27 июля 2012 г. осужден к лишению свободы на срок 2 года 4 месяца, освобожден 25 сентября 2014 г.
Приговором Ленинского районного суда города Мурманска от 25 марта 2015 г. осужден к 10 годам 6 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строго режима, срок наказания истекает 29 июня 2025 г.
Из переписки, предоставленной в материалы дела, следует, что в ответ на обращение Барышникова И.Ю. по вопросу предоставления жилого помещения администрация города Мурманска письмом от 18 декабря 2018 г. сообщила об отсутствии правовых оснований для обеспечения жильем, поскольку истец не поставлен на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно письму Комитета имущественных отношений города Мурманска N Б-4027 от 18 октября 2019 г, Барышникову И.Ю. указано на отсутствие оснований для включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в связи с достижением им возраста 23 лет.
В период с 2018 г. по 2019 г. Барышников И.Ю. неоднократно обращался в администрацию города Мурманска и Комитет имущественных отношений города Мурманска и ему были даны мотивированные ответы на его обращения по данному вопросу с разъяснениями невозможности предоставления жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Последний ответ на обращение истца от 25 ноября 2019 г. датирован 19 декабря 2019 г.
По информации комитета по образованию администрации города Мурманска от 20 июля 2020 г. N 537/с, при обращении в органы опеки и попечительства в 2012 г. истец получил соответствующие разъяснения о необходимости письменного обращения и предоставления документов в органы исполнительной власти, уполномоченные вести указанный учет.
Также в материалах настоящего дела имеется решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 27 августа 2019 г, вступившее в законную силу, согласно которому Барышникову И.Ю. отказано в иске к Комитету имущественных отношений города Мурманска, Комитету по образованию администрации города Мурманска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учёт нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими возраста 23 лет.
Установив, что Барышников Ю.В. в установленном порядке с заявлением о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по льготной категории детей-сирот в уполномоченный орган не обращался, доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению истца в компетентный орган по вопросу постановки его на учёт в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, в период с 18 до 23 лет материалы дела не содержат, суд пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как с достижением возраста 23 лет они утрачивают статус лица, оставшегося без попечения родителей.
Соответствующая правовая позиция приведена в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г, и суд первой инстанции правильно учел ее при разрешении заявленного иска.
Доводы апелляционной жалобы о том, что достижение 23-летнего возраста не является основанием к отказу в постановке на учет, а право на получение жилья сохраняется за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигшими возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, основаны на ошибочном толковании положений действующего законодательства.
Положения статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, согласно которым право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, распространяются на лиц, своевременно вставших на учет в целях обеспечения жилым помещением.
Согласно статье 4 Федеральному закону от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с 1 января 2013 г, действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона), распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В этой связи ссылка в жалобе на тот факт, что абзац 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции, действующей на момент обращения в 2012 г. в органы опеки, не предусматривал обязательный заявительный характер для реализации права на жилье сиротой, достигшим 18 лет, несостоятельна.
Приводимые в апелляционной жалобе доводы о том, что органами опеки и попечительства и органами местного самоуправления не были приняты меры к постановке Барышникова И.Ю. на учёт нуждающихся в жилых помещениях как лица, оставшегося без попечения родителей, не могут служить основанием для отмены состоявшегося по данному делу решения суда.
Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и направлен на предоставление данной категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет после достижения совершеннолетия самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке таких лиц на учёт нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в период, когда они были несовершеннолетними.
Каких-либо доказательств того, что по достижении совершеннолетия истец был ограничен в реализации права на обеспечение жилой площадью в порядке, установленном частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в рамках настоящего дела стороной истца не представлено.
Нахождение истца в учреждениях исполнения наказания, не является уважительной причиной пропуска срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, поскольку период нахождения в местах лишения свободы не был непрерывным, в период нахождения на свободе истец свое право на обеспечение жильем не реализовал.
Уровень знаний истца и отсутствие у него жизненного опыта на момент обращения в органы опеки в 2012 г. сами по себе не свидетельствуют о нарушении прав истца действиями ответчиков.
Вопреки доводам апелляционной жалобы то обстоятельство, что площадь отчужденной им 1/3 доли в праве собственности жилого помещения составляла менее учётной нормы в данном случае не имеет правового значения, исходя из существа заявленных истцом требований, поскольку данное обстоятельство не являлось основанием для отказа в предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При таком положении судебная коллегия находит выводы и решение суда правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, сводятся к иному толкованию норм материального права, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Процессуальных нарушений, влияющих на законность решения суда, по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 23 июля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Барышникова И. Ю. - без удовлетворения.
председательствующий:
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.