Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Масленкиной С.Ю, судей Магденко И.Ю, Панкратовой Е.А, при секретаре Лавровой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2858/2020
по апелляционной жалобе ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Омска
на решение Октябрьского районного суда г. Омска от 12 ноября 2020 года
по иску Мурасова С. В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Омска о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Магденко И.Ю, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мурасов С.В. обратился с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе города Омска (далее - УПФР в Октябрьском АО г. Омска), в обоснование которого указал, что решением органа пенсионного обеспечения от 30 декабря 2019 года ему незаконно отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда. Полагает, что ответчиком необоснованно исключены при подсчете его страхового стажа на соответствующих видах работ периоды работы с 01 марта 1985 года по 10 августа 1988 года мастером строительных работ в ДСУ-1 треста "Ленинабаддорстрой", с 12 мая 1997 года по 31 марта 2000 года в должности маляра в ООО "СМУ-9", с 01 апреля 2000 года по 31 января 2003 года в должности маляра в ООО "ДСК-9", с 06 мая 1982 года по 04 мая 1984 года - период службы в рядах Советской Армии.
Просил обязать ответчика произвести расчет страхового стажа на соответствующих видах работ с учетом спорных периодов работы, признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда с 13 сентября 2019 года.
Истец Мурасов С.В. в судебном заседании участие не принимал по причине болезни, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Журавлев И.Э, действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил отказать в удовлетворении иска.
Судом постановлено решение о частичном удовлетворении заявленных требований: на УПФР в Октябрьском АО г. Омска возложена обязанность включить Мурасову С.В. в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда, периоды работы с 01 марта 1985 года по 10 августа 1988 года в должности мастера в Дорожно-строительном управлении N 2 треста "Ленинабаддорстрой" Минавтодора Тадж.ССР, с 01 апреля 2000 года по 31 января 2003 года в должности маляра ДСК-9 (за исключением периода с 01 января 2002 года по 31 декабря 2002 года, включенного ответчиком в бесспорном порядке); на УПФР в Октябрьском АО г. Омска возложена обязанность назначить Мурасову С.В. досрочную страховую пенсию по старости с 22 сентября 2019 года; с УПФР в Октябрьском АО г. Омска в пользу Мурасова С.В. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе представитель ответчика УПФР в Октябрьском АО г. Омска Журавлев И.Э. выражает несогласие с постановленным решением, просит его отменить. Вновь приводит доводы о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие полную занятость истца в должности маляра на работах с применением вредных веществ не ниже третьего класса опасности, что влечет несоответствие занимаемой истцом в спорный период должности Списку N 2 1991 года. Кроме того, указывает, что работодателем характер и условия труда истца в спорные периоды также не подтверждены, поскольку отражены им на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица без указания кода льготы, тогда как по смыслу действующего законодательства, периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица по общему правилу подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В судебном заседании апелляционной инстанции истец Мурасов С.В. и его представитель Плахин Е.В, допущенный к участию в деле по устному ходатайству истца, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу ответчику без удовлетворения.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание своего представителя не направил, о причинах неявки суд не уведомил, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, сочла возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 327? Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.
Апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра, не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалоб, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, в частности, являются нарушение или неправильное применение норм материального права (статья 330 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Такие нарушения судом первой инстанции были допущены.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Закон о страховых пенсиях).
В силу пункта 1 статьи 8 Закона о страховых пенсиях, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет.
В соответствии со статьей 30 Закона о страховых пенсиях основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.
Согласно части 2 статьи 30 Закона о страховых пенсиях списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется:
- Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших трудовую деятельность на работах с тяжелыми условиями труда, льготных условий приобретения права на страховую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение страховой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 13 сентября 2019 года Мурасов С.В. обратился в УПФР в Октябрьском АО г. Омска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях.
Решением УПФР в Октябрьском АО г. Омска от 30 декабря 2019 года N 63171/19 истцу отказано в назначении данной пенсии по причине отсутствия необходимого страхового стажа на соответствующих видах работ.
При этом ответчиком в такой стаж помимо прочих не включены следующие периоды:
- период службы в рядах Советской Армии с 06 мая 1982 года по 04 мая 1984 года;
- период работы с 01 марта 1985 года по 10 августа 1988 года мастером строительных работ в ДСУ-1 треста "Ленинабаддорстрой";
- с 01 апреля 2000 года по 31 января 2003 года в должности маляра в ООО "ДСК-9".
При таком подсчете страховой стаж составил 32 года 05 дней, стаж на соответствующих видах работ 3 года 10 месяцев 21 день.
Полагая указанное решение органа пенсионного обеспечения нарушающим его пенсионные права, Мурасов С.В. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор в части включения в страховой стаж, дающий истцу право на досрочное пенсионное обеспечение, периода службы в рядах Советской Армии, суд первой инстанции правовых оснований для удовлетворения указанного требования не усмотрел, исходя из того, что истцом ни до службы, ни непосредственно после нее не осуществлялась работа, дающая право на досрочное назначение пенсии по старости, что является обязательным условием для включения периода службы по призыву в такой стаж в соответствии с положениями законодательства, действовавшего в спорный период.
Удовлетворяя заявленные требования в части включения в стаж на соответствующих видах работ периода работы истца с 01 марта 1985 года по 10 августа 1988 года мастером в ДСУ-1 треста "Ленинабаддорстрой", суд первой инстанции исходил из того, что наименование должности "мастер" прямо предусмотрено Списком N 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 N 1173, а наименование указанной организации позволяет сделать вывод о производстве и выполняемой истцом работе в области строительства объектов, поименованных в разделе XXIX вышеуказанного Списка.
Поскольку в ходе рассмотрения дела было установлено, что период работы истца с 12 мая 1997 года по 31 марта 2000 года маляром в ООО "СМУ-9 КПД" включен ответчиком в бесспорном порядке в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, районный суд обоснованно указал, что оснований для повторного включения данного периода в стаж на соответствующих видах работ не имеется.
В указанной части решение суда сторонами не обжалуется, поэтому по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ проверке судом апелляционной инстанции не подлежит.
Разрешая требования истца о включении в стаж на соответствующих видах работ периода работы с 01 апреля 2000 года по 31 января 2003 года в должности маляра в ООО "ДСК-9", районный суд установил, что часть указанного периода, отраженного на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица как работа в особых условиях (с 1 января по 31 декабря 2002 года), включена ответчиком в такой стаж в бесспорном порядке.
При этом, удовлетворяя заявленные требований в остальной части указанного периода, суд первой инстанции, исходил из того, что факт работы истца маляром, занятым на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, в указанной организации на протяжении всего спорного периода в ходе рассмотрения дела подтверждается представленными письменными доказательствами, в связи с чем отсутствие соответствующих сведений в лицевом счете застрахованного лица само по себе не является основанием для возложения на работника неблагоприятных последствий в области пенсионного обеспечения и лишения его права на зачет спорных периодов в стаж на соответствующих видах работ.
При таких обстоятельствах районный суд определил, что продолжительность стажа истца на соответствующих видах работ в общей сложности составляет 9 лет 2 месяца 3 дня, в связи с чем пришел к выводу о том, что право на указанную пенсию у Мурасова С.В, 22 сентября 1962 года рождения, возникает со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года - по достижении возраста 57 лет, то есть с 22 сентября 2019 года (с учетом даты обращения за пенсией 19 сентября 2019 года).
С такими выводами судебная коллегия не может согласиться, поскольку они основаны на неверном применении норм действующего пенсионного законодательства.
Как было указано ранее, правом на досрочное назначение пенсии пользуются работники, чьи должности и учреждения поименованы в Списке N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 (применительно к работе, имевшей место в спорный период).
Разделом XXXIII "Общие профессии" названного списка предусмотрено, что правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности (позиция 23200000-13450).
В силу абзаца 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 29).
Таким образом, периоды работы после 1 января 1992 года требуют не только подтверждения факта соответствия работы Списку N 2 1991 года, но и факта ее выполнения постоянно в течение полного рабочего дня, то есть в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Как предусмотрено в части 1 статьи 11 Закона о страховых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 указанного закона.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н во исполнение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 названного порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжелыми условиями труда.
В пункте 3 данного Порядка также указано, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются: - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 13 Порядка предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) Персонифицированного учета.
Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий).
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 указанного закона).
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 приведенного закона в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В трудовой книжке истца относительно спорного периода имеются следующие сведения: 1 апреля 2020 года он принят маляром по 5 разряду в ООО "ДСК-9" в порядке перевода из ООО "СМУ-9"; 31 января 2003 года уволен по собственному желанию.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Мурасова С.В, он зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 26 декабря 1999 года.
Учитывая, что спорные периоды работы истца имели место после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то страховой стаж в эти периоды должен подтверждаться выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Вместе с тем, согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, спорный период трудовой деятельности в особых условиях страхователем не подтвержден, основание (код) льготы не проставлен, за исключением части указанного периода с 1 января по 31 декабря 2002 года, который отражен с кодом льготы 27-2, 232000000-13450 и включен ответчиком в страховой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечения, в бесспорном порядке.
При этом, судом первой инстанции в подтверждение работы истца в тяжелых условиях и в оставшийся период с 1 января 2000 года по 31 декабря 2001 года и с 1 по 31 января 2003 года принята выданная ООО "ДСК-9" 31 января 2003 года справка, уточняющая особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии, согласно которой Мурасов С.В. полный рабочий день работал с 01 апреля 2000 года по 31 января 2003 года в названной организации в качестве маляра, занятого на работе с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, что предусмотрено Списком N 2.
Однако, содержание названной справки не соответствует приведенным выше сведениям индивидуального персонифицированного учета застрахованного лица Мурасова С.В.
При этом достаточных и допустимых доказательств, свидетельствующих о недостоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета, истцом не представлено.
Более того, по информации представленной УПФР в Кировском АО г. Омска 10 февраля 2021 года в ответ на запрос судебной коллегии ООО "Домостроительный комбинат-9", прекратившее свою деятельность 13 октября 2007 года, никогда не было зарегистрировано в органе пенсионного обеспечения (отдел оценки пенсионных прав) как организация, предоставляющая места, занятость на которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение, наблюдательное дело не оформлялось, документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку, не представлялись.
Аналогичные сведения содержит и имеющийся в материалах дела ответ УПФР в Октябрьском АО г. Омска из акта документальной проверки достоверности представленных работодателем ИНДС о стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованного лица N 001375 от 15 ноября 2019 года (л.д. 95).
Также судебная коллегия полагает необходимым отметить, что в любом случае, имеющиеся в материалах дела документы (личная карточка формы Т-2, расчетные листки по заработной плате) с должной степенью достоверности и достаточности не подтверждают, что в спорный период истец был занят полный рабочий день (не менее 80 % рабочего времени) на работах с тяжелыми условиями труда - маляром, занятым на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности.
При этом, несмотря на то, что согласно расчетным листкам по заработной плате заработная плата выплачивалась Мурасову С.В. ежемесячно исходя из полностью отработанного времени, сведений о наличии в расчете заработка каких-либо доплат в связи с работой в особых условиях труда не имеется, в связи с чем подтвердить характер работы истица маляром, занятым на работах с применением веществ не ниже 3 класса опасности указанными документами также не представляется возможным.
Таким образом, допустимых и достаточных доказательств, что период работы истца маляром по 5 разряду в ООО "ДСК-9" с 1 января 2000 года по 31 декабря 2001 года и с 1 по 31 января 2003 года соответствовал положениям Списка N 2 и подлежал включению в страховой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, истцом в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах, оснований для возложения на учреждение Пенсионного фонда РФ обязанности по включению таких периодов в стаж на соответствующих видах работ не имелось.
Не свидетельствуют об обратном и материалы пенсионного дела "... " также работавшей в ООО "ДСК 9" в должности маляра с 1 апреля 2000 года по 17 января 2003 года, на которое ссылался истец и которое обозревалось в суде первой инстанции, поскольку орган пенсионного обеспечения включил ей в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, только те периоды, которые, в отличие от спорных периодов работы истца, были отражены работодателем с кодом льготы: с 1 апреля 2001 года по 27 сентября 2001 года и с 29 сентября 2001 года по 31 декабря 2002 года.
Выводы суда первой инстанции о том, что неуплата страховых взносов работодателем не должна влечь нарушения пенсионных прав работника, судебная коллегия находит несостоятельной.
Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов.
Приведенное Верховным Судом РФ толкование стало отражением правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 10 июля 2007 года N 9-п, согласно которому пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
Данный вывод сделан Конституционным Судом РФ при рассмотрении ситуаций, когда сведения, содержащие все предусмотренные Федеральным законом от 1 апреля 1996 года "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" данные о гражданине как застрахованном лице, которые необходимы для назначения трудовой пенсии и определения ее размера, в том числе о периодах его трудовой деятельности и начисленных страховых взносах, были представлены работодателями в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, но страховые взносы не были уплачены или не были полностью уплачены.
Между тем, указанные положения в рассматриваемом споре применению не подлежат в связи со следующим.
Во-первых, Конституционным Судом РФ проверялись указанные выше положения Федерального закона "О трудовых пенсиях", который в данной части с 1 января 2015 года признан недействующим, тогда как конституционность положений Федерального закона "О страховых пенсиях", регулирующих указанные правоотношения в настоящее время, предметом проверки Конституционного Суда РФ не являлась.
Во-вторых, в рамках настоящего спора имеет место быть ситуация, когда спорный период трудовой деятельности в особых условиях труда страхователем в системе обязательного пенсионного страхования не подтвержден, основание (код) льготы не проставлено, следовательно, указанная выше позиция Конституционного Суда РФ и разъяснения Верховного Суда РФ не относятся ни к предмету, ни к основанию заявленного иска.
Судебная коллегия также полагает необходимым отметить, что с 1 января 2015 года, с момента вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" в Российской Федерации введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения пенсии, который направлен в первую очередь на достижения возможности за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации полностью обеспечивать реализацию мероприятий в области обязательного пенсионного страхования и исключения зависимости пенсионной системы от трансфертов из федерального бюджета.
Данное реформирование пенсионной системы продолжает введенную законодателем в 2002 году концепцию страховой природы пенсионного обеспечения, когда одним из условий для получения пенсии является наличие не просто трудового, а страхового стажа - суммарной продолжительности периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно части 1 статье 4 Закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Такое правовое регулирование направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест, с учетом уплаты работодателями за такие периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу.
Вопреки суждениям суда застрахованные лица имеют право беспрепятственно получать от работодателя информацию о начислении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в Пенсионный фонд Российской Федерации; беспрепятственно получать от работодателя информацию об исчислении и удержании дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", осуществлять контроль за их перечислением в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также получать информацию о взносах работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица в соответствии с указанным Федеральным законом; защищать свои права, в том числе в судебном порядке (статья 15 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Таким образом, по смыслу действующего в настоящее время пенсионного законодательства реализация застрахованными физическими лицами своего права на пенсию поставлена в зависимость от надлежащего выполнения работодателем обязанности по ведению и передаче Пенсионному фонду Российской Федерации сведений индивидуального персонифицированного учета, за исполнением которой в целях реализации своего права на пенсионное обеспечение должно следить именно застрахованное лицо.
При этом необходимо учесть, что в рассматриваемом случае работодатель исполнил свою обязанность по предоставлению сведений на своего работника, однако достоверность этих сведений относимыми и допустимыми доказательствами не опровергнута.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований о включении в страховой стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, вышеназванных периодов работы истца в должности маляра по 5 разряду в ООО "ДСК-9", не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
Поскольку при исключении указанного периода из страхового стажа истца на соответствующих видах работ его продолжительность составит - 7 лет 4 месяца 1 день (с учетом зачтенного судом периода работы с 01 марта 1985 года по 10 августа 1988 года продолжительностью 3 года 5 месяцев 10 дней и периодов, учтенных ответчиком в бессрочном порядке, продолжительностью 3 года 10 месяцев 21 день), решение суда подлежит отмене также и в части возложения на пенсионный орган обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 22 сентября 2019 года (по достижении возраста 57 лет).
В то же время наличие у истца стажа на соответствующих работ вышеуказанной продолжительности является основанием для назначения ему такой пенсии по правилам абзаца 2 пункта 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях с уменьшением общего пенсионного возраста на 2 года - в 58 лет, то есть с 22 сентября 2020 года.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Омска от 12 ноября 2020 года отменить в части включения в страховой стаж Мурасову С. В, дающий право на досрочную страховую пенсию по стрости, периода работы с 1 января 2000 года по 31 декабря 2001 года и с 1 по 31 января 2003 года, а также в части возложения на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Омска обязанность назначить Мурасову С. В. досрочную страховую пенсию по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда с 22 сентября 2019 года, принять в этой части новое решение
Отказать Мурасову С. В. во включении в страховой стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по стрости в связи с тяжелыми условиями труда, периода работы с 1 января 2000 года по 31 декабря 2001 года и с 1 по 31 января 2003 года в должности маляра в обществе с ограниченной ответственностью "Домостроительный комбинат-9".
Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Омска обязанность назначить Мурасову С. В. досрочную страховую пенсию по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда с 22 сентября 2020 года.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.