Курский областной суд
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Курск 15 февраля 2021 г.
Курский областной суд в составе:
председательствующего судьи - Павловой Е.Б, при секретаре: Сибилевой Г.Г, с участием: прокурора - Борисовой Е.С, представителя административного истца - ООО "ГЕЙМ" по доверенности Переверзева С.Н, представителя административного ответчика - комитета по управлению имуществом Курской области по доверенности Олейникова П.С, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГЕЙМ" к комитету по управлению имуществом Курской области об оспаривании нормативных правовых актов в части, установил:
Решением комитета по управлению имуществом Курской области от 27.12.2018 N 01-18/1659 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, на 2019 г. (далее Перечень объектов недвижимого имущества, Перечень на 2019 г.).
29.12.2018 указанный Перечень объектов недвижимого имущества опубликован на официальном сайте комитета по управлению имуществом Курской области http://imkursk.ru.
Под пунктом 2328 в Перечень включено нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
Решением комитета по управлению имуществом Курской области от 30.12.2019 N 01-18/1445 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, на 2020 г. (далее Перечень объектов недвижимого имущества, Перечень на 2020 г.).
31.12.2019 данный нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте комитета по управлению имуществом Курской области http://imkursk.ru.
Нежилое помещение с кадастровым номером N включено в Перечень на 2020 г. под пунктом 2045.
ООО "ГЕЙМ" обратилось в Курский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия пункта 2328 Перечня объектов недвижимого имущества на 2019 г. и пункта 2045 Перечня объектов недвижимого имущества на 2020 г, мотивируя свои требования тем, что указанное в этих пунктах нежилое помещение, собственником которого является общество, не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости, включение его в Перечни не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
В судебном заседании представитель административного истца Переверзев С.Н. поддержал административные исковые требования по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика Олейников П.С. возражал против удовлетворения административного иска, ссылаясь на то, что принадлежащее административному истцу нежилое помещение включено в Перечни на основании сведений, представленных комитетом по управлению муниципальным имуществом города Курска в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При формировании Перечней обследование нежилого помещения на предмет его фактического использования проводилось округами города Курска. Согласно акту обследования от 05.12.2019 нежилое помещение используется в коммерческих целях - производственная деятельность и реализация рекламной (сувенирной) продукции.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон и заключение прокурора Борисовой Е.С, полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения разграничены Налоговым кодексом Российской Федерации.
Статьями 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Пунктом 3 статьи 12 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Указанной нормой предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности указано, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, направить указанный перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и разместить его на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в перечень, формат и порядок их направления в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 8 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Законом Курской области от 26.11.2003 N 57-ЗКО "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон Курской области от 26.11.2003 N 57-ЗКО) на территории Курской области установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости.
Комитет по управлению имуществом Курской области, в соответствии с пунктом 3.58 Положения о комитете по управлению имуществом Курской области, утвержденного постановлением Губернатора Курской области от 25.06.2007 N 286, является органом исполнительной власти Курской области, наделенным полномочиями по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Руководство комитетом осуществляет председатель, который издает приказы и принимает решения по имущественным вопросам в пределах компетенции комитета (пункты 5.1, 5.4 Положения о комитете по управлению имуществом Курской области).
Постановлением Администрации Курской области от 23.01.2018 N 38-па утвержден Порядок формирования, ведения, утверждения и опубликования перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно пунктам 2 - 6 указанного Порядка (в редакции до 20.12.2019 г.), перечень объектов недвижимого имущества формируется, ведется, утверждается и публикуется комитетом по управлению имуществом Курской области. Объекты недвижимого имущества, подлежащие включению в Перечень, определяются в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Основанием для включения объекта недвижимости в Перечень является информация, поступившая от органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курской области и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Комитет формирует Перечень объектов недвижимого имущества на очередной налоговый период на основании сведений об объектах недвижимого имущества, подлежащих включению в Перечень, представленных в комитет не позднее 1 июня года, предшествующего налоговому периоду;
состав сведений, подлежащих включению в Перечень объектов недвижимого имущества, определяется согласно приказу ФНС России от 28.11.2014 N ММВ-7-11/604@ "Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и об утверждении формата их представления в электронной форме";
до 1 ноября года, предшествующего налоговому периоду, комитет размещает на официальном сайте комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" проект Перечня; не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу утверждает Перечень, направляет его в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Курской области и размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с требованиями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и постановления Администрации Курской области от 23.01.2018 N 38-па, решения комитета по управлению имуществом Курской области от 27.12.2018 N 01-18/1659 "Об утверждении перечня объектов недвижимости на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" и от 30.12.2019 N 01-18/1445 "Об утверждении перечня объектов недвижимости на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" были подписаны исполняющим обязанности председателя комитета и 29.12.2018 и 31.12.2019, соответственно, вместе с приложением - Перечнем объектов недвижимого имущества размещены и опубликованы на официальном сайте Комитета по управлению имуществом Курской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - http://imkursk.ru (т. 1 л.д. 8-31, 32-75, л.д. 128, 134).
Таким образом суд признает, что оспариваемые нормативные правовые акты сформированы и утверждены уполномоченным органом в пределах его компетенции, решения от 27.12.2018 N 01-18/1659 и от 30.12.2019 N 01-18/1445 изданы с соблюдением требований, предъявляемых к форме нормативного правового акта. Порядок принятия, опубликования и введения в действие указанных решений административным ответчиком не нарушены, что не оспаривается стороной административного истца.
Статьей 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административному истцу ООО "ГЕЙМ" на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N, общей площадью 68, 3 кв.м, расположенное по адресу: "адрес" (т. 1 л.д. 12-14).
Указанное нежилое помещение включено в Перечень объектов недвижимого имущества на 2019 г. под пунктом 2328 (т. 1 л.д. 17 оборот), а также в Перечень объектов недвижимого имущества на 2020 г. под пунктом 2045 (т. 1 л.д. 46), в связи с чем оспариваемые нормативные правовые акты применяются к административному истцу, возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество за 2019 г. и 2020 г. исходя из кадастровой стоимости этого объекта недвижимости, и общество вправе требовать признания данных нормативных правовых актов недействующими в части в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50).
Проверяя соответствие оспариваемых в части нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
Пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость и подлежащая применению с 1 января года налогового периода с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 этого Кодекса.
В пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации федеральный законодатель указал, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1) и нежилые помещения (подпункт 2), предусмотрев в абзаце втором пункта 2 статьи 372 названного Кодекса право субъектов Российской Федерации законами устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания соответственно;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания соответственно.
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях указанного пункта здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Нежилое помещение, как это предписано подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признается недвижимым имуществом, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости, если его назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которое фактически используются для размещения перечисленных объектов.
Фактическим использованием нежилого помещения для размещения названных объектов признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения перечисленных объектов (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьей 1.1 Закона Курской области от 26.11.2003 N 57-ЗКО установлено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
2) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
3) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (пункт 3 изложен в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых решений).
Поскольку субъект Российской Федерации не наделен полномочием по ограничению видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения согласно статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, к видам недвижимого имущества, не указанных в статье 1.1 Закона Курской области от 26.11.2003 N 57-ЗКО, положения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации судом применяются без каких-либо особенностей.
Из системного толкования приведенных выше норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
В связи с чем оспариваемые пункты Перечней объектов недвижимого имущества будут соответствовать статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.1 Закона Курской области от 26.11.2003 N 57-ЗКО, если указанное в нем нежилое помещение, находится в здании, отвечающем условиям, указанным в пунктах 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, либо нежилое помещение соответствует требованиям подпункта 2 пункта 1 и пункта 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Однако судом на основании представленных сторонами доказательств установлено, что принадлежащее административному истцу нежилое помещение ни одному из перечисленных выше условий не соответствует.
Так, согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках нежилое помещение с кадастровым номером 46:29:102161:1012, имеющее назначение - нежилое помещение, наименование - "нежилое помещение", расположено на 1 этаже здания с кадастровым номером 46:29:102161:101 площадью 5157, 4 кв.м, имеющего назначение - многоквартирный дом. В свою очередь здание находится на земельном участке с кадастровым номером 46:29:102161:4 площадью 3193 кв.м категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для административно-хозяйственной деятельности, для торговой деятельности, для эксплуатации гаражей, для эксплуатации жилых домов, под иными объектами специального назначения (т. 1 л.д. 76-77, т. 2 л.д. 25-26, 27).
Из технического паспорта на домовладение "адрес" (инвентарный номер N 2470) усматривается, что указанное здание по состоянию на 12.11.2007 имело назначение - общежитие, в состав которого входили нежилые помещения следующей классификацией: бытовое обслуживание основной площадью 8, 8 кв.м, конторская основной площадью 81, 7 кв.м и вспомогательной - 70, 7 кв.м, лечебно-санитарная основной площадью 59, 3 кв.м и вспомогательной - 59, 8 кв.м, культурно-просветительская основной площадью 73, 5 кв.м и вспомогательной - 120.9 кв.м, а также прочая основной площадью 36, 0 кв.м (т. 1 л.д. 143-229).
Как установлено из объяснений представителя административного истца, спорное нежилое помещение площадью 68, 3 кв.м. в указанном техническом паспорте обозначено под номером IV и состоит из следующих помещений: три кабинета, три коридора, три шкафа и туалет (т. 1 л.д. 163, 217).
Таким образом, указанные выше сведения не свидетельствуют однозначно о том, что в нежилом помещении, включенном в Перечни, предусмотрено размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Из объяснения представителя административного ответчика следует, что спорное помещение включено в Перечни на 2019 и 2020 гг. на основании информации, поступившей от комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска.
Однако суд приходит к выводу, что ни сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в отношении здания и нежилого помещения, ни техническая документация на здание не позволяли административному ответчику отнести здание, в котором находится нежилое помещение административного истца, для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а вид разрешенного использования земельного участка в целях применения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации имеет значение только для правовой оценки такого вида недвижимого имущества как отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) и не применяется в отношении нежилых помещений, не входящих в состав административно-деловых или торговых центров. В связи с чем для включения нежилого помещения в Перечень должно было выясняться его фактическое использование.
Между тем, как установлено судом, до принятия решения от 27.12.2018 N 01-18/1659 мероприятий по обследованию нежилого помещения с кадастровым номером 46:29:102161:1012 с целью определения вида его фактического использования для включения в Перечень на 2019 г. не проводилось.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким нормативным правовым актом является Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость, утвержденный постановлением Администрации Курской области от 26.10.2018 N 840-па (далее - Порядок определения вида фактического использования помещений).
В обоснование своих возражений против удовлетворения административных требований, представителем комитета по управлению имуществом Курской области представлен акт обследования фактического использования нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", от 05.12.2019. Как следует из объяснений представителя административного ответчика, обследование проводилось на основании обращения ООО "ГЕЙМ" с заявлением об исключении принадлежащего ему объекта недвижимости из Перечня на 2019 г. и не согласием в связи с включением его в Перечень на 2020 г. (т. 1 л.д. 129-132).
Однако данный акт обследования нельзя признать допустимым доказательством наличия у спорного нежилого помещения признаков недвижимого имущества, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Так, представленный акт не соответствует по форме, указанной в приложении к Порядку определения вида фактического использования помещений (здесь и далее в редакции постановления Администрации Курской области от 26.10.2018 N 840-па, действовавшей на момент составления акта обследования).
При этом суд исходит из того, что на акт от 05.12.2019 распространяются требования Порядка определения вида фактического использования помещений, поскольку Порядком формирования, ведения, утверждения и опубликования перечня объектов недвижимого имущества, утвержденном постановлением Администрации Курской области от 23.01.2018 N 38-па, в соответствии с которым рассматривалось заявление ООО "ГЕЙМ" о повторном обследовании объекта недвижимости, не установлена форма акта обследования фактического использования нежилого помещения.
Согласно акту обследования от 05.12.2019 нежилое помещение общей площадью 68, 3 кв.м фактически используется под производственную деятельность и реализацию рекламной (сувенирной) продукции.
Из объяснений представителя административного истца следует, что спорное нежилое помещение используется как ранее, так и в настоящее время, как производственное помещение для производства рекламной (сувенирной) продукции. В помещении находится письменный стол руководителя и стенд с образцами продукции, которые занимают менее 10 процентов общей площади данного помещения.
Суд принимает во внимание перечень назначений нежилых помещений, приведенный в пункте 20 письма Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 09.03.1977 N 15-1-103 "О классификации помещений зданий гражданского назначения", о разграничении площади таких помещений на две категории - основную и вспомогательную: основной является площадь помещений, в которых осуществляются основные функциональные процессы и сопутствующие им действия соответствующих предприятий; к вспомогательной площади нежилых строений отнесены вестибюли, лестничные клетки, коридоры, уборные, гардеробные, кубовые и душевые, а также подвальные помещения при магазинах, не используемые под торговый зал.
Согласно пункту 21 письма от 09.03.1977 N 15-1-103 площадь помещений нежилых зданий, а также нежилых помещений, встроенных в жилые строения, учитывается в экспликации к поэтажному плану, исходя из фактического назначения этих помещений, характеризующегося примерно следующим:
а) торговые помещения предназначаются для размещения предприятий оптовой и розничной торговли. Это магазины, крытые рынки, а также другие торговые предприятия, в помещениях которых осуществляется реализация (купля-продажа) товаров.
К основной торговой площади следует относить торговые залы, кассы, витрины, комнаты администрации и другие помещения, в которых осуществляется торговый процесс или сопутствующие ему действия (расфасовочные, холодильники, помещения для временного хранения товаров и т.п.).
В связи с изложенным, суд исходит из того, что актом от 05.12.2019 назначение площади "основная" в нежилом помещении с кадастровым номером 46:29:102161:1012 соотносимо с производственной и торговой деятельностью.
Как установлено в пункте 3.1 Порядка определения вида фактического использования помещений, для целей определения вида фактического использования объектов недвижимости применяются следующие основные понятия:
1) общая площадь объекта - суммарная площадь всех помещений объекта недвижимости, в том числе помещений общего пользования, расположенных в нем;
2) площадь помещения - площадь отдельного помещения в объекте недвижимости, фактически используемого для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), а также для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
3) торговая или офисная площадь - суммарная площадь помещений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта.
Согласно пункту 3.2 Порядка определения вида фактического использования помещений, на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости, документов технического учета (инвентаризации), договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования на объекты недвижимости, а также результатов измерений (обмера) объекта недвижимости подлежат определению:
1) общая площадь объекта (Sобщ.);
2) площадь помещения (Sисп.);
3) торговая или офисная площадь (Sсумм.).
При этом доля фактически используемой в целях, указанных в пунктах 3 - 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, площади объекта недвижимости определяется как отношение площади, используемой для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, к общей площади соответствующего объекта недвижимости. Процентное соотношение торговой или офисной площади к общей площади объекта рассчитывается посредством деления Sсумм. на Sобщ, умноженного на 100 процентов (пункты 3.3 и 3.4 Порядка определения вида фактического использования помещений).
Однако в представленном акте отсутствуют сведения о площади, долях и процентном соотношении с расчетом фактического использования нежилого помещения с кадастровым номером N под производственную и торговую деятельность.
Более того, из приложенных к акту фотоматериалов следует, что в нежилом помещении отсутствует кассовый аппарат, на представленных образцах не имеется ценников, а режим работы общества не присущ для торговых заведений, поскольку предусмотрены выходные дни суббота и воскресенье. Вместе с тем, из фотографий наглядно усматривается, что в помещении осуществляется производственная деятельность по изготовлению рекламной и сувенирной продукции.
Таким образом, акт обследования от 05.12.2019, как и приложенные к нему фотографии нежилого помещения не подтверждают использование не менее 20 процентов его площади под цели, перечисленные в пунктах 3 - 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу положений части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в Перечень объектов недвижимого имущества.
Однако, относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие нежилого помещения условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в Перечень, комитетом по управлению имуществом Курской области суду не представлено.
При этом суд учитывает, что по смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическое использование здания или его части для размещения торговых объектов подразумевает осуществление самостоятельной деятельности по реализации (купля-продажа) товаров, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности. Однако соответствующих доказательств о торговой деятельности ООО "ГЕЙМ" в спорном нежилом помещении административным ответчиком не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административный ответчик включил нежилое помещение с кадастровым номером N в Перечни на 2019 год и на 2020 года с нарушением требований Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем административные исковые требования ООО "ГЕЙМ" являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50, нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого оспариваемые в части нормативные правовые акты следует признать недействующими, суд принимает во внимание, что административный истец являлся плательщиком налога на имущество в 2019 - 2020 г.г, оспариваемые пункты Перечней объектов недвижимого имущества имеют ограниченный срок действия, в связи с чем признание отдельных их положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, поэтому суд приходит к выводу, что оспариваемые в части решения подлежат признанию недействующими со дня принятия.
В силу части 11 статьи 11 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения судов по административным делам подлежат обязательному опубликованию в случаях, предусмотренных Кодексом. Такому опубликованию подлежат, в частности, решения либо сообщения о его принятии по делам об оспаривании нормативных правовых актов (пункт 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Исходя из обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что опубликованию подлежит сообщение о принятом судом решении на официальном сайте комитета по управлению имуществом Курской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
На основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче административного иска в размере 4 500 рублей (л.д. 7).
На основании изложенного, руководствуясь статями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Курский областной суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "ГЕЙМ" удовлетворить.
Признать не действующим со дня принятия пункт 2328 Перечня объектов недвижимого имущества на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденного решением комитета по управлению имуществом Курской области от 27 декабря 2018 г. N 01-18/1659.
Признать не действующим со дня принятия пункт 2045 Перечня объектов недвижимого имущества на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденного решением комитета по управлению имуществом Курской области от 30 декабря 2019 г. N 01-18/1445.
Возложить на комитет по управлению имуществом Курской области обязанность по публикации сообщения о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу на сайте комитета по управлению имуществом Курской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Взыскать с комитета по управлению имуществом Курской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "ГЕЙМ" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей (четыре тысячи пятьсот рублей).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Курский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 1 марта 2021 г.
Председательствующий: судья Е.Б. Павлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.