Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Балабанова Н.Н, судей:
Ярмонова Р.В. и Масенина П.Е, при помощнике судьи Давлетовой Т.М, с участием представителя административных ответчиков - Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Росгвардия) и Департамента строительства Росвардии (далее - Департамент строительства) Спирина Н.Д. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-317/2020 по апелляционной жалобе указанного представителя административных ответчиков на решение Московского гарнизонного военного суда от 15 июня 2020 г, которым частично удовлетворено административное исковое заявление бывшего военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" юстиции запаса Ванюшина ФИО8 об оспаривании действий Росвардии и Департамента строительства, связанных с невыплатой денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения.
Заслушав доклад судьи Масенина П.Е, доводы представителя административных ответчиков в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Ванюшин, включенный с 21 июня 2014 г. в реестр участников накопительно-ипотечной системы (далее - НИС), приказом командующего Северо-Кавказким округом Росвардии от 29 декабря 2019 г. N N уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе и приказом командира войсковой части N от 13 января 2020 г. N N исключен из списков личного состава воинской части.
Продолжительность военной службы административного истца на дату окончания военной службы составила более 10 лет в календарном исчислении.
На заседании жилищной комиссии войсковой части N, оформленном протоколом от 21 января 2020 г. N N, принято решение о выплате Ванюшину денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения военнослужащих, и на следующий же день командир воинской части направил в адрес заместителя командующего Северо-Кавказким округом Росвардии соответствующий отчет о принятом решении в отношении административного истца с указанием размера причитающихся ему денежных средств, а именно - 2 754 908 руб. 12 коп, а также иные необходимые для этого документы.
Сводный отчет о принятых решениях о выплате участникам НИС денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, в том числе Ванюшину, 3 марта 2020 г. был направлен в Департамент строительства.
Поскольку указанные денежные средства до сих пор не выплачены, Ванюшин обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконным бездействие Росгвардии и руководителя Департамента строительства по реализации его права на получение денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения;
- обязать Росгвардиию и руководителя Департамента строительства в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу организовать работу по выплате ему денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, в размере 2 754 908 руб. 12 коп.;
- обязать Росгвардиию организовать перечисление указанных денежных средств в Северо-Западный округ Росгвардии.
Кроме того, Ванюшин просил взыскать в его пользу судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере 300 руб.
Гарнизонный военный суд административное исковое заявление Ванюшина удовлетворил частично, признав незаконными действия Росгвардии и Департамента строительства, связанные с нерассмотрением вопроса о перечислении денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, и обязал Росгвардиию и Департамент строительства рассмотреть вопрос о перечислении денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения Ванюшина А.В, в установленном действующим законодательством порядке.
Суд также взыскал пользу административного истца судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере 300 руб.
В удовлетворении требований Ванюшина в части, касающейся возложения обязанности на Росгвардию и руководителя Департамента строительства в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу организовать работу по выплате ему денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения в размере 2 754 908 руб. 12 коп, а также на Росгвардию - организовать перечисление этих денежных средств в Северо-западный округ Росвардии, суд Ванюшину отказал.
В апелляционной жалобе представитель административных ответчиков, не соглашаясь с судебным постановлением, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование жалобы, ссылаясь на п. 11 и 20 Положения о Финансово-экономическом департаменте Росвардии (далее - ФЭД), утвержденного приказом Росвардии от 29 ноября 2016 г. N 394, указывает, что обязанность по перечислению денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, участникам НИС возложена на указанный департамент, в связи с чем решение суда о возложении соответствующей обязанности на Департамент строительства является неисполнимым.
Утверждает, что командованием воинской части и округа денежные средства, дополняющие накопления для жилищного обеспечения, в отношении Ванюшина надлежащим образом не истребованы, соответствующая заявка на их выплату войсковой части N не поступала.
Отмечает, что в Департамент строительства поступил только отчет о том, что в отношении Ванюшина принято решение о выплате ему денежных средств, что, по мнению автора жалобы, не является надлежащим документом на истребование таких средств.
В суде апелляционной инстанции представитель административных ответчиков в дополнение к доводам своей жалобы указал, что, несмотря на направленную в феврале 2020 года Департаментом строительства руководителю ФЭД информацию по дополнительной потребности в бюджетных ассигнованиях, в том числе для выплаты Ванюшину денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, запрошенные ассигнования не поступили.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон) реализация права на жилище участниками НИС осуществляется посредством, в том числе и выплаты по решению федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральному органу исполнительной власти и федеральному государственному органу, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник НИС в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 4 Закона выплата денежных средств, указанных в пункте 3 части 1 настоящей статьи, производится участникам НИС, указанным в пункте 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, при общей продолжительности военной службы от десяти до двадцати лет.
В пункте 2 статьи 10 Закона отражено, что основанием возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, в соответствии с настоящим Федеральным законом является увольнение военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет десять лет и более по состоянию здоровья, а также в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В части 3 статьи 4 Закона закреплено, что выплаты денежных средств, указанных в пункте 3 части 1 настоящей статьи, производятся федеральными органами исполнительной власти или федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в трехмесячный срок начиная со дня поступления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти или федеральный государственный орган заявления в письменной форме от участника НИС или членов его семьи с просьбой о получении выплаты.
Пунктами 3, 6-9, 11 и 12 Правил выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспеченияПравил выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. N 686, определено, что выплата дополнительных средств производится по последнему месту военной службы участника НИС 1 раз за весь период военной службы.
Выплата дополнительных средств производится заинтересованным федеральным органом в 3-месячный срок со дня поступления соответствующего заявления (рапорта) участника НИС или члена его семьи, к которому прилагаются установленные данными Правилами документы.
Указанное заявление (рапорт) участник НИС или член его семьи подает в 3-месячный срок со дня исключения участника НИС из списков личного состава воинской части.
По результатам проверки принимается решение о выплате либо об отказе в выплате дополнительных средств.
О принятом решении о выплате дополнительных средств заинтересованные федеральные органы ежемесячно, до 10-го числа, сообщают в уполномоченный федеральный орган по согласованной с ним форме.
Основаниями для отказа в выплате дополнительных средств являются: непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 6 настоящих Правил; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.
Порядок организации работы по выплате участникам НИС или членам их семей дополнительных средств определяется заинтересованными федеральными органами.
Дополнительные средства перечисляются заинтересованным федеральным органом в безналичном порядке для возврата задолженности перед уполномоченным федеральным органом, для погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу), полученному участником НИС, либо на счет участника или члена его семьи.
Подобные положения нашли своё отражение и в Порядке реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации, утверждённой приказом Росгвардии от 14 марта 2017 г. N 79, в соответствии с пунктами 65-67 и 72 которого командиры воинских частей по результатам проверки ответственным должностным лицом документов, предоставленных получателем дополнительных денежных средств, принимают решение о выплате либо об отказе в выплате дополнительных денежных средств. О принятом решении получатель дополнительных денежных средств уведомляется в письменной форме.
Указанное решение принимается в срок не более 10 дней со дня подачи рапорта (заявления).
После принятия решения о выплате дополнительных денежных средств командирами воинских частей осуществляется установленным порядком истребование ассигнований на выплату дополнительных денежных средств.
Ответственное должностное лицо воинской части составляет отчет о принятом решении о выплате участникам НИС или членам их семей дополнительных денежных средств.
В течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о выплате дополнительных денежных средств ответственное должностное лицо воинской части направляет отчет и заверенные копии рапортов (заявлений) на выплату дополнительных денежных средств и документов, указанных в пункте 6 Правил выплаты, в вышестоящий орган управления (по подчиненности). Ответственное должностное лицо воинской части, непосредственно подчиненной директору, направляет указанные документы в регистрирующий орган.
Ответственное должностное лицо вышестоящего органа управления при получении отчета и заверенных копий документов обобщает представленные отчеты и ежемесячно до 1 числа направляет отчет в регистрирующий орган.
Регистрирующий орган формирует сводный отчет и ежемесячно до 10 числа направляет его в уполномоченный федеральный орган.
Дополнительные денежные средства выплачиваются в срок, указанный в пункте 6 Правил выплаты, на основании приказа командира воинской части, в котором указываются дата и номер приказа об увольнении военнослужащего с военной службы (исключении из списков личного состава воинской части), получатель дополнительных денежных средств, а также размер дополнительных денежных средств.
Анализ приведенного законодательства позволяет прийти к выводу, что в случае принятия командиром воинской части решения о выплате участнику НИС денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, она производится не позднее 3-месячного срока со дня поступления соответствующего заявления (рапорта) от участника НИС.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что со дня подачи административным истцом рапорта на выплату ему денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, прошло более 3 месяцев, то, вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о нарушении прав Ванюшина на своевременное обеспечение оспариваемыми денежными средствами, обосновано возложив обязанность на Росгвардиию и Департамент строительства рассмотреть вопрос о перечислении денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения Ванюшина, в установленном действующим законодательством порядке.
Доводы автора жалобы об обратном судебная коллегия находит основанными на неправильном понимании норм действующего законодательства.
Утверждение автора жалобы о том, что обязанность по перечислению денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, участникам НИС возложена на ФЭД, в связи с чем решение суда о возложении соответствующей обязанности на Департамент строительства является неисполнимым, является несостоятельным, поскольку в силу п. 2 приказа Росгвардии от 14 марта 2017 г. N 79, функция по организации в войсках национальной гвардии работы по выплате участникам НИС или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения возложена именно на Департамент строительства.
Отсутствие или недостаточное финансирование не является основанием для невыполнения органом государственной власти свих обязательств перед гражданами в установленный законом срок.
Данный вывод согласуется с позицией Европейского Суда по правам человека, изложенной, в том числе в постановлениях по делу "Бурдов (Burdov) против России" (жалоба N 59498/00) от 7 февраля 2002 г. и по делу Федулов (Fedulov) против Российской Федерации" (жалоба N 53068/08) от 8 октября 2019 г, согласно которой орган государственной власти не вправе ссылаться на недостаточное финансирование в качестве оправдания неисполнения им своих обязательств.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, опровергающих выводы оспариваемого судебного постановления, и сводятся по существу к иной оценке установленных по делу обстоятельств.
При таких данных решение гарнизонного военного суда является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба представителя административных ответчиков удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 15 июня 2020 г. по административному исковому заявлению Ванюшина ФИО8 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административных ответчиков - Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Департамента строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации Спирина Н.Д. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.