Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Масенина П.Е, судей:
Зинюшина Н.Н. и Уланова А.Е, с участием помощника судьи Мегрибаняна М.И. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-73/2020 по апелляционной жалобе административного истца Левченко В.В. - Осипова С.А. на решение Тверского гарнизонного военного суда от 2 сентября 2020 г, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Левченко ФИО8 об оспаривании решения федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о предоставлении субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения не в полном размере.
Заслушав доклад судьи Масенина П.Е, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Левченко, получившему первое офицерское звание в связи с окончанием военного образовательного учреждения профессионального образования в августе 1991 года и подлежащему увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 13 лет, в августе 2001 года был предоставлен государственный жилищный сертификат (далее - ГЖС) для приобретения или строительства жилого помещения с учетом его выслуги лет и состава семьи (3 человека) в размере 231120 руб. ((18 кв.м. х 3 человека) х 5350 рублей х 80%), что соответствовало 43, 2 кв.м. общей площади жилого помещения.
В ноябре того же года административный истец с помощью указанного ГЖС приобрел жилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью 42, 5 кв.м, зарегистрировав на него право долевой собственности по 1/3 на каждого члена семьи.
В апреле 2002 года Левченко уволен с военной службы по вышеуказанному основанию и с 29 июля 2002 г. исключен из списков личного состава воинской части.
29 мая 2003 г. административный истец вновь поступил на военную службу и до настоящего времени проходит ее в войсковой части N.
Решением начальника отделения (территориальное, г. Тверь) федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЗРУЖО) от 23 августа 2016 г. удовлетворено заявление Левченко о принятии его с тремя членами семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Решением заместителя начальника ЗРУЖО от 25 июня 2020 г. N N Левченко на состав семьи 4 человека предоставлена субсидия на приобретение (строительство) жилого помещения (далее - субсидия) в размере 2777643 руб. 50 коп. с учетом наличия у него и членов его семьи в собственности жилого помещения общей площадью 54 кв.м.
Полагая свои права нарушенными, Левченко через своего представителя Осипова обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение ЗРУЖО от 25 июня 2020 г. N N в части, касающейся указания о предоставлении ему субсидии с учетом наличия у него и членов его семьи жилого помещения общей площадью 54 кв.м, и обязать ЗРУЖО произвести доплату субсидии за 10, 8 кв.м. общей площади жилого помещения (54 - 43, 2 кв.м.).
Левченко также просил суд возместить ему судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в сумме 300 руб.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Левченко отказал.
В апелляционной жалобе представитель административного истца, выражая несогласие с принятым судебным постановлением, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование жалобы, ссылаясь на пункт 6 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим, увольняемым с военной службы, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, увольняемым со службы, гражданам, уволенным с военной службы, со службы из органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также гражданам, подлежащим переселению из закрытых и обособленных военных городков (далее - Порядок), утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 марта 1999 г. N 351 (действовавшего на момент выдачи Левченко ГЖС и утратившего силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 19 марта 2002 г. N 168), указывает, что в 2001 году общая продолжительности военной службы Левченко составляла менее 25 лет, в связи с чем ему был предоставлен ГЖС в размере 80 процентов от полной стоимости жилого помещения на состав семьи из трех человек, то есть на покупку жилого помещения общей площадью 43, 2 кв.м.
Отмечает, что в настоящий момент общая продолжительность военной службы Левченко составляет более 25 лет и, исходя из количества членов его семьи и учета ранее представленного, ему следовало предоставить ГЖС на покупку жилого помещения общей площадью 28, 8, в связи с чем он вправе претендовать на доплату субсидии за 10, 8 кв.м. общей площади жилого помещения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что, несмотря на предоставление Левченко в 2001 году лишь 80 процентов денежных средств стоимости покупки жилого помещения, он и члены его семьи, считаются обеспеченными за счет государства жилым помещением в размере 54 кв.м. общей площади жилого помещения.
Однако такой вывод суда является ошибочными по следующим основаниям.
В силу положений абзаца 12, 16 и 18 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок предоставления жилищной субсидии и жилого помещения гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом настоящего пункта, устанавливается федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Во исполнение абзаца восемнадцатого пункта 1 статьи 15 Закона приказом Министра обороны РФ от 21 июля 2014 г. N 510 утвержден Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы.
В силу пунктов 2-4 Правил расчета субсидии, предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76 (далее - Правила), расчет субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, по следующей формуле: Р = Н х С х Кс, где:
Н - норматив общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с пунктами 3-6 указанных Правил;
С - норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
Кс - поправочный коэффициент с учетом общей продолжительности военной службы (далее - поправочный коэффициент), устанавливаемый в соответствии с пунктами 7-9 Правил.
Норматив общей площади жилого помещения устанавливается в следующем размере: 33 кв. метра общей площади жилого помещения - на одиноко проживающего военнослужащего; 42 кв. метра общей площади жилого помещения - на семью из 2 человек; 18 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из 3 и более человек.
Норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с п. 3 Правил, уменьшается: на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности; на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения; на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок.
Из материалов дела видно, что с учетом положений пункта 6 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 марта 1999 г. N 351 (утратившего силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 19 марта 2002 г. N 168), Левченко в 2001, как подлежащий увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями году при общей продолжительности военной службы менее 25 лет, имел право на получение ГЖС для приобретения или строительства жилого помещения общей площадью 43, 2 кв.м, то есть в размере 80 процентов от полной стоимости жилого помещения на состав семьи из трех человек.
После приобретения с помощью указанного ГЖС жилого помещения по адресу: "адрес", административный истец в 2002 году был уволен с военной службы и в 2003 году вновь поступил на неё.
В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснено, что если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
В связи с изменением состава семьи и обеспеченностью в связи с этим жилым помещением менее учетной нормы, установленной решением Тверской городской Думы от 1 марта 2006 г. N 74 в размере 14 кв.м, Левченко решением начальника отделения (территориальное, г. Тверь) ЗРУЖО от 23 августа 2016 г. принят с составом семьи из 4-х человек на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Поскольку общая продолжительность военной службы административного истца составляет более 31 года в календарном исчислении, то с учетом количества членов семьи и требований пунктов 2-4 Правил, а также ранее реализованного права на приобретение жилого помещения общей площадью 43, 2 кв.м, то есть в размере 80 процентов от полной стоимости жилого помещения на состав семьи из трех человек, Левченко вправе претендовать на получение субсидии для приобретения жилого помещения общей площадью 28, 8 кв.м, то есть 72 - 43, 2 (кв.м.), в связи с чем решение ЗРУЖО от 25 июня 2020 г. N 03/28/909 о предоставлении административному истцу этой выплаты в размере 2777643 руб. 50 коп, то есть для приобретения жилого помещения общей площадью 18 кв.м, является неправомерным, а требование о доплате ему субсидии за 10, 8 кв.м. общей площади жилого помещения является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
При таких данных решение гарнизонного военного суда в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и неправильным применением норм материального права подлежит отмене с принятием по административному делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309, ст. 310 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тверского гарнизонного военного суда от 2 сентября 2020 г. по административному исковому заявлению Левченко ФИО8 в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и неправильным применением норм материального права отменить и принять по административному делу новое решение.
Административное исковое заявление Левченко В.В. удовлетворить.
Признать незаконным решение федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 25 июня 2020 г. N N в части, касающейся указания о предоставлении Левченко В.В. субсидии на приобретение или строительство жилого помещения с учетом наличия у него и членов его семьи жилого помещения общей площадью 54 кв.м.
Обязать начальника федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации принять решение о доплате Левченко Вячеславу Владимировичу субсидии на приобретение или строительство жилого помещения в размере 10, 8 кв.м. общей площади жилого помещения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное определение изготовлено 7 декабря 2020 г.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.