Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Масенина П.Е, судей:
Зинюшина Н.Н. и Уланова А.Е, с участием помощника судьи Мегрибаняна М.И. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-79/2020 по апелляционной жалобе административного истца Бредникова И.М. на решение Тверского гарнизонного военного суда от 28 августа 2020 г, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" запаса Бредникова ФИО7 об оспаривании действий начальника федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области", связанных с отказом в возмещении командировочных расходов.
Заслушав доклад судьи Масенина П.Е, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Бредников, проходивший военную службу по контракту в войсковой части N, дислоцирующейся в г. Твери, в должности "данные изъяты" направлялся командованием в составе экипажа самолета в период с ДД.ММ.ГГГГ г. в г. Минск, с ДД.ММ.ГГГГ г. в г. Анкару, с ДД.ММ.ГГГГ г. в г. Хельсинки, с ДД.ММ.ГГГГ г. в г. Баку, с ДД.ММ.ГГГГ г. в г. Сингапур, с ДД.ММ.ГГГГ г. в г. Тегеран с целью обеспечения визитов первых лиц государства
По прибытии к месту службы административный истец обращался в федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области" (далее - УФО) с документами для возмещения командировочных расходов, но выплата суточных в иностранной валюте в общей сумме 1451 доллар США ему произведена не была.
В ответе на рапорт на имя командира войсковой части N Бредникову предложено обратиться в УФО, что им было выполнено в заявлениях 9 июня и 15 июля 2020 г, ответа на которые он не получил.
Посчитав свои права нарушенными, Бредников обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия УФО, связанные с невыплатой суточных за период нахождения в служебной командировке указанные выше периоды, и обязать УФО произвести ему выплату указанных денежных средств, рассчитанных в долларах США на момент подачи административного искового заявления в военный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Бредникову отказал.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование жалобы указывает, что суд неправильно истолковал положения Инструкции по организации воинских перевозок воздушным транспортом Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2013 г. N 400.
Считает неправильным вывод суда о том, что совершенные им полеты не являются служебными командировками в силу п. 130 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. N 2700 (далее - Порядок), действовавшего на период возникновения спорных правоотношений, и пунктами 5 и 9 Перечня, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 ноября 2014 года N 844дсп.
Отмечает, что его пребывание за границей являлось не полетами, а обеспечением литерных мероприятий, которые в приказе Министра обороны Российской Федерации от 19 ноября 2014 года N 844дсп не упоминаются.
Ссылаясь на пункт 2 Инструкции о планировании служебных командировок, наградного фонда и фонда единовременных денежных пособий, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 мая 2012 г. N 1055, и на пункт 316 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 1 октября 2006 г. N 200, утверждает о наличии всех признаков для отнесения его нахождения за границей к служебным командировкам.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" военнослужащим, направляемым в служебные командировки, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 3 постановления Правительства Российской Федерации N 812 от 26 декабря 2005 г. (с последующими изменениями) "О размерах и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников, заключивших трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работников государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений", указанным работникам при служебных командировках на территории иностранных государств выплачиваются суточные в иностранной валюте. Направление работника в служебную командировку на территорию иностранного государства производится на основании правового акта (приказа, распоряжения) работодателя, представителя нанимателя (руководителя государственного органа или его аппарата либо лица, замещающего государственную должность Российской Федерации) или уполномоченного им лица.
Пунктом 126 Порядка, действовавшего на период возникновения спорных правоотношений, было установлено, что военнослужащим, направленным в служебные командировки на территории иностранных государств, а также военнослужащим воинских частей, дислоцированных на территориях иностранных государств, при командировках в пределах страны пребывания выплачиваются суточные и возмещаются расходы по найму жилых помещений в стране пребывания в размерах, устанавливаемых Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Согласно пункту 130 этого Порядка суточные не выплачиваются военнослужащим за участие в учениях, походах кораблей, в отработке задач боевой (учебно-боевой) подготовки в полевых условиях, а также в других мероприятиях вне пункта постоянной дислокации воинской части при выполнении этих мероприятий за пределами территории Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 5, 9 Перечня, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 ноября 2014 года N 844дсп, к таковым мероприятиям относятся полеты (наблюдательные полеты) воздушных судов, перелеты.
Из пункта 2 Инструкции о планировании служебных командировок, наградного фонда и фонда единовременных денежных пособий, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 мая 2012 г. N 1055, следует, что служебная командировка - это направление военнослужащего по распоряжению командира (начальника) на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне пункта постоянной дислокации или расквартирования воинской части (организации, подразделения), в которой военнослужащий проходит военную службу.
Вместе с тем в силу подп. "з", "и" п. 125 вышеуказанного Порядка, не считаются командировками, в том числе поездки военнослужащих, направленных в составе воинских частей (подразделений) для отработки задач по боевой (учебно-боевой) подготовке в учебные центры, учебные воинские части военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования, лагеря, на полигоны и запасные аэродромы; принимающих в составе воинских частей (подразделений, в том числе сводных подразделений) непосредственное участие в маневрах, полевых и командно-штабных учениях (играх), походах кораблей, а также в других мероприятиях вне пункта постоянной дислокации воинской части, определенных в пункте 58 настоящего Порядка.
Военнослужащим за период непосредственного участия в составе воинской части (подразделения, сводного подразделения) в учениях, походах кораблей, в отработке задач боевой и учебно-боевой подготовки в полевых условиях, в других мероприятиях вне пункта постоянной дислокации воинской части по перечню, определяемому Министром обороны Российской Федерации, выплачивается надбавка в размере 2 процентов оклада по воинской должности за каждый день участия в указанных мероприятиях, но не более 60 процентов оклада по воинской должности в месяц.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено участие военнослужащих в мероприятиях, за которые военнослужащим не выплачиваются суточные, а предусмотрены иные социальные компенсационные выплаты.
Правильно установив, что полеты Бредникова в составе экипажа воздушного судна в периоды: с ДД.ММ.ГГГГ г. в г. Минск, с ДД.ММ.ГГГГ г. в г. Анкару, с ДД.ММ.ГГГГ г. в г. Хельсинки, с ДД.ММ.ГГГГ г. в г. Баку, с ДД.ММ.ГГГГ г. в г. Сингапур, с ДД.ММ.ГГГГ г. в г. Тегеран осуществлялись по линии ОАО "Государственная авиакомпания "224 летный отряд" в целях обеспечения заграничных визитов первых лиц государства, при этом представленные в суд документы, явившиеся основанием для выделения войсковой частью N этого воздушного судна, не содержат каких-либо указаний на то, что отмеченные полеты осуществлялись в порядке, установленном Инструкцией по организации воинских перевозок воздушным транспортом Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2013 г. N 400, а также указаний на то, что за осуществление днных полетов экипажу воздушного судна подлежат к выплате суточные в иностранной валюте и отмеченную выплату надлежит осуществить именно через УФО, кроме того Бредниковым не представлено доказательств сдачи в УФО авансового отчета с оправдательными документами за поездку с 15 по 16 июня 2019 года в г. Тегеран, гарнизонный военный суд пришел к верному выводу о том, что пребывание Бредников за границей в указанные периоды не являются командировками, в связи с чем основания для возмещения ему УФО суточных в иностранной валюте за указанные в заявлении периоды нахождения его на территории иностранных государств отсутствуют.
Ссылка автора жалобы на приказ Министра обороны Российской Федерации от 1 октября 2006 г. N 200 в обоснование наличия всех признаков для отнесения его нахождения за границей к служебным командировкам, является несостоятельным, поскольку данный документ утратил силу в связи с изданием Приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 2758.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела, обстоятельства, которые каким-либо образом повлияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
При таких данных и учитывая, что основания для признания неправомерными оспариваемых действий УФО отсутствуют, принятое судом первой инстанции решение об отказе в удовлетворении требований Бредникова по существу является правильным, а его апелляционная жалоба по изложенным выше обстоятельствам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тверского гарнизонного военного суда от 28 августа 2020 г. по административному исковому заявлению Бредникова ФИО7 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное определение изготовлено 7 декабря 2020 г.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.