Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Масенина П.Е, судей: Дзадзиева Д.А, Зинюшина Н.Н, при помощнике судьи Файзуллине Р.Х, с участием заместителя прокурора отдела военной прокуратуры Западного военного округа "данные изъяты" юстиции Плющенко А.С. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-108/2020 по апелляционной жалобе административного истца на решение Курского гарнизонного военного суда от 10 сентября 2020 года, которым частично удовлетворён административный иск бывшего военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" запаса Лялюшкина ФИО8 об оспаривании действий командиров войсковых частей N и N, связанных с исключением из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н, а также заключение прокурора, полагавшего необходимым решение суда изменить, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Лялюшкин, заместитель командира полка по тылу, приказом командующего войсками Западного военного округа от 22 октября 2019 года N N уволен с военной службы по истечении срока контракта.
Во исполнение данного приказа административный истец с 12 ноября 2019 года приступил к сдаче дел по занимаемой воинской должности, которые сдал 5 декабря того же года, о чём командиром войсковой части N издан приказ от 5 декабря 2019 года N N.
В соответствии с приказом командира воинской части от 6 декабря 2019 года N N Лялюшкин в период с 7 декабря 2019 года по 22 января 2020 года находился в основном отпуске за 2019 год, после которого с 28 января по 7 февраля 2020 года проходил медицинское обследование в военном госпитале.
Приказом командующего войсками Западного военного округа от 2 апреля 2020 Лялюшкину присвоено очередное воинское звание "данные изъяты" с 22 января 2019 года.
Приказом командира войсковой части N от 8 апреля 2020 года N N и приказом командира войсковой части N от 17 апреля 2020 года N N административный истец с учётом предоставленного в период с 8 по 23 апреля 2020 года основного отпуска исключён из списков личного состава воинской части с 23 апреля этого же года.
Окончательный расчёт по денежному довольствию, в том числе с учётом присвоения с 22 января 2019 года очередного воинского звания, а также вещевому обеспечению Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЕРЦ) произвёл с Лялюшкиным 7 мая 2020 года.
При этом, несмотря на приказ командира войсковой части N от 30 апреля 2020 года N N, административному истцу не была выплачена материальная помощь за 2020 год, о которой он просил в рапорте от 10 февраля 2020 года.
Полагая, что несвоевременным производством окончательного расчёта по денежному довольствию и невыплатой материальной помощи нарушены его права, Лялюшкин обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными и отменить приказы командиров войсковых частей N и N, соответственно, от 8 апреля 2020 года N N и от 17 апреля 2020 года N N об исключении из списков личного состава воинской части, обязав командование восстановить его в указанных списках, а также принять меры, направленные на производство ему материальной помощи, обязанность по выплате которой возложить на ЕРЦ.
Решением суда первой инстанции административный иск удовлетворён частично.
Суд признал незаконными действия командиров войсковых частей N и N, связанные с исключением Лялюшкина из списков личного состава воинской части с 23 апреля 2020 года, и обязал должностных лиц изменить в этих приказах дату исключения административного истца из указанных списков на 7 мая 2020 года и совместно с ЕРЦ принять меры по обеспечению его по новую дату денежным довольствием.
В удовлетворении требований об отмене оспоренных приказов, восстановлении в списках личного состава воинской части, а также выплате материальной помощи административному истцу отказано.
В апелляционной жалобе Лялюшкин, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование жалобы её автор, ссылаясь на вышеприведённые обстоятельства административного дела и анализируя положения Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" во взаимосвязи со ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, считает, что поскольку до дня исключения из списков личного состава воинской части он проходил военную службу на воинской должности и в распоряжение не зачислялся, то при таких обстоятельствах он необоснованно лишён права на получение материальной помощи, что в силу п. 16 ст. 34 приведённого Положения свидетельствует о непроизводстве с ним окончательного расчёта по денежному довольствию.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Согласно п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
Установив, что Лялюшкин исключён из списков личного состава воинской части с 23 апреля 2020 года, а окончательный расчёт по денежному довольствию с ним произведён только 7 мая этого же года, суд первой инстанции, вопреки доводу жалобы, пришёл к правильному выводу о том, что нарушение прав административного истца на получение при исключении из списков личного состава воинской части данного расчёта может быть устранено без отмены оспоренных им приказов и восстановления его в списках личного состава воинской части путём возложения на командиров войсковых частей N и N обязанности по внесению изменений в изданные ими приказы от 8 апреля 2020 года N N и от 17 апреля 2020 года N N, соответственно, и переносу даты исключения административного истца из списков личного состава воинской части с 23 апреля на 7 мая 2020 года.
Данный вывод суда первой инстанции соответствует разъяснениям, содержащимися в п. 49 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих".
Отказывая в удовлетворении требования о выплате материальной помощи, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку Лялюшкин сдал дела по занимаемой воинской должности 5 декабря 2019 года, то с указанной даты военную службу стал проходить не на воинской должности, а именно в распоряжении командира воинской части, а поэтому в силу п. 84 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат (далее - Порядок), утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 декабря 2019 года N 727, во взаимосвязи с п. 6 Правил выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодной материальной помощи (далее - Правила), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года N 993, данная помощь выплате ему не подлежит.
Между тем данный вывод суда является ошибочным по следующим основаниям.
Действительно, согласно п. 84 Порядка и п. 6 Правил материальная помощь не выплачивается военнослужащим по контракту в период нахождения в распоряжении командиров (начальников).
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Согласно п. 1 и 4 ст. 42 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий проходит военную службу на воинской должности, за исключением случаев нахождения в распоряжении командира (начальника).
Назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей в силу п. 1 ст. 43 этого же Федерального закона осуществляются в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы, в п. 1 ст. 13 которого определено, что для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2012 года N 3733 утверждён Порядок реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий, согласно п. 1 которого назначение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождение их от воинских должностей, увольнение с военной службы и присвоение им воинских званий осуществляются приказами соответствующих командиров (начальников) по личному составу.
Таким образом, прохождение военнослужащим военной службы по контракту не на воинской должности возможно лишь на основании приказа соответствующего воинского должностного лица об освобождении его от занимаемой должности и зачислении в распоряжение командира (начальника). До освобождения такого военнослужащего от занимаемой воинской должности на основании приказа соответствующего командира (начальника) он считается проходящим военную службу на воинской должности.
Поскольку со дня увольнения с военной службы по истечении срока контракта и до дня исключения из списков личного состава воинской части административный истец установленным порядком не освобождался от занимаемой им воинской должности и в распоряжение командира (начальника) не зачислялся, то при таких данных он необоснованно был лишён права на получение материальной помощи за 2020 год, о выплате которой он просил в рапорте от 10 февраля 2020 года, удовлетворённом приказом командира войсковой части N от 30 апреля 2020 года N N.
В этой связи обжалуемое решение в указанной части не может быть признано законным и обоснованным, а поэтому в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и неправильным применением норм материального права оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения, в соответствии с которым на ЕРЦ следует возложить обязанность по выплате Лялюшкину материальной помощи за 2020 год в размере, предусмотренном действующим законодательством.
Так как на момент возникновения спорных правоотношений невыплата административному истцу материальной помощи носила спорный характер в связи с чем, в том числе и произошло его обращение в суд, то при таких обстоятельствах, вопреки доводу жалобы, восстановление нарушенного права в силу разъяснений, содержащихся в п. 49 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8, также возможно без восстановления Лялюшкина в списках личного состава воинской части.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309, ст. 310 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Курского гарнизонного военного суда от 10 сентября 2020 года по административному иску Лялюшкина ФИО8 в части, касающейся отказа административному истцу в удовлетворении требования о возложении на ФКУ "Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации" обязанности по выплате материальной помощи за 2020 год, в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и неправильным применением норм материального права отменить и принять по административному делу в указанной части новое решение.
Обязать ФКУ "Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации" выплатить Лялюшкину ФИО8 материальную помощь за 2020 год в размере, предусмотренном действующим законодательством.
В остальной части это же решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Лялюшкина А.С. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба (представление) в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное определение изготовлено 22 декабря 2020 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.