Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Масенина П.Е, судей: Дзадзиева Д.А, Зинюшина Н.Н, при помощнике судьи Файзуллине Р.Х, с участием прокурора отдела военной прокуратуры Западного военного округа "данные изъяты" юстиции Плющенко А.С. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-88/2020 по апелляционной жалобе административного истца на решение Брянского гарнизонного военного суда от 14 сентября 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного иска бывшего военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" запаса Давлятшина ФИО8 об оспаривании действий командиров войсковых частей N и N, связанных с отстранением от исполнения должностных специальных обязанностей и исключением из списков личного состава воинской части, соответственно.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н, а также заключение прокурора, полагавшего необходимым обжалуемое решение оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Давлятшин проходил военную службу по контракту в войсковой части N в должности командира медицинской роты - врача, по которой предусмотрена военно-учётная специальность (далее - ВУС) 9010003.
Приказом командира войсковой части N от 5 февраля 2020 года N N административный истец, достигший в январе этого же года общую продолжительность военной службы в льготном исчислении 10 лет, уволен с военной службы в запас по истечении срока контракта.
10 февраля 2020 года в "данные изъяты" гарнизонный военный суд из военной прокуратуры поступило для рассмотрения по существу уголовное дело по обвинению Давлятшина в совершении преступления, предусмотренного "данные изъяты" УК РФ.
Приказом командира войсковой части N от 16 апреля 2020 года N N административный истец временно отстранён от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности в порядке ст. 51 Дисциплинарного устава Вооружённых Сил Российской Федерации (далее - Дисциплинарный устав), утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года N 1495.
В связи с увольнением с военной службы Давлятшин приказом командира войсковой части N от 28 апреля 2020 года N N исключён из списков личного состава войсковой части N с 28 июня этого же года.
Дата исключения его из указанных списков определена с учётом предоставления ему основных отпусков за 2019-2020 г.г. продолжительностью 30 и 20 суток, соответственно, с увеличением последнего отпуска на 15 суток в связи с исполнением должностных обязанностей, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, а также дополнительного отпуска за 2020 год продолжительностью 7 суток, предусмотренного Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В мае 2020 года ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Смоленской, Брянской и Орловской областям" (далее - УФО) отказано в согласовании проекта приказа командира войсковой части N об установлении административному истцу к выплате за период с января по 16 апреля 2020 года ежемесячной надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время.
Полагая свои права нарушенными, Давлятшин обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными и недействующими приказ командира войсковой части N от 16 апреля 2020 года N N в части временного отстранения от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности и приказ командира войсковой части N от 28 апреля 2020 года N N об исключении из списков личного состава воинской части, обязав командира войсковой части N внести изменения в его приказ, и с учётом предоставления причитающихся ему за 2019-2020 г.г. дополнительных и основных отпусков с увеличением последних на 15 суток, установить новую дату исключения его из списков личного состава воинской части, на которую после издания командованием соответствующих приказов обеспечить всеми видами довольствия. Просил засчитать указанный период времени в срок военной службы и в его выслугу лет.
Кроме того, просил взыскать с 1 января 2020 года в его пользу с ФКУ "Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ЕРЦ) ежемесячную надбавку за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, а также компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
Судом первой инстанции в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
В обоснованием жалобы указывает на то, что военную службу он проходил в должности командира медицинской роты - врача и в силу полученного образования по специальности "Медико-профилактическое дело" (ВУС - 907500) и сертификата о специализации "Эпидемиология", согласно п. 227 Руководства по медицинскому обеспечению Вооружённых Сил Российской Федерации на мирное время, утверждённого приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 25 ноября 2016 года N 999 дсп, отвечал за проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В этой связи отмечает, что соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 марта 2015 года N 121, утвердившим Перечень воинских должностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации в медицинских организациях (подразделениях) с вредными и (или) опасными условиями труда на должностях медицинского персонала, которым выплачивается ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, и определении размера указанной надбавки по этим должностям (далее - Перечень), необоснованно лишён этой надбавки.
По этим же основаниям считает ошибочным вывод суда об отсутствии у него права на увеличение основного отпуска на 15 суток.
Обращает внимание на то, что о предоставленных до исключения из списков личного состава воинской части отпусках он не знал, отпускной билет ему не выдавался и в указанный период времени находился на службе, сдавая дела по занимаемой воинской должности, а поэтому фактически в отпуска не убывал, что подтверждается справкой ВрИО начальника штаба воинской части от 16 июня 2020 года.
Анализируя основания временного отстранения от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности приказом командира войсковой части N от 16 апреля 2020 года N N во взаимосвязи с положениями ст. 51 Дисциплинарного устава, указывает на то, что на дату этого приказа ранее возбуждённое в отношении него уголовное дело уже находилось в гарнизонном военном суде и ему была избрана мера пресечения в виде обязательства о явке, а поэтому полагает, что у командования не было оснований для отстранения его от обязанностей по занимаемой должности.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Согласно п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
Из материалов дела следует, что Давлятшин, обращаясь в суд и оспаривая приказ командира войсковой части N от 28 апреля 2020 года N N об исключении из списков личного состава воинской части, незаконность этого приказа в части непроизводства с ним окончательного расчёта по денежному довольствию, связывал с невыплатой ежемесячной надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, взыскать которую с января 2020 года просил с ЕРЦ.
В соответствии с п. 63 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат, утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 декабря 2019 года N 727, военнослужащим за военную службу в медицинских учреждениях (подразделениях) с вредными и (или) опасными условиями труда на должностях медицинского персонала выплачивается надбавка в размере до 30 процентов оклада по воинской должности по перечням, утверждаемым Министром обороны Российской Федерации. Конкретный размер надбавки, выплачиваемой военнослужащим, определяется Министром обороны Российской Федерации при утверждении соответствующих перечней в зависимости от условий труда.
Такие же условия для выплаты указанной надбавки ранее предусматривались п. 67 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 2700, действовавшего до 27 января 2020 года.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 марта 2015 года N 121 утверждён Перечень воинских должностей, при прохождении военной службы на которых военнослужащим выплачивается ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время.
Согласно п. 14 и 17 данного Перечня правом на получение спорной надбавки обладают военнослужащие, проходящие военную службу либо на воинских должностях, замещаемых врачами-офицерами, по которым предусмотрен ВУС "Эпидемиология", или в развернутых приёмных отделениях отдельных медицинских батальонов, медицинских рот соединений (бригад, учебных центров), воинских частей.
Верно установив, что Давлятшин проходил военную службу на воинской должности, которая не включена в Перечень, а проект приказа командира войсковой части N об установлении ему к выплате с 1 января 2020 года надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, не был согласован УФО, суд первой инстанции, вопреки доводу жалобы, пришёл к обоснованному выводу о том, что у административного истца отсутствует право на получение данной надбавки, а поэтому её невыплатой не произошло нарушений его прав, в том числе на окончательный расчёт по денежному довольствию при исключении из списков личного состава воинской части.
В соответствии с п. 5 ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет менее 10 лет, предоставляется основной отпуск в количестве 30 суток, а 10 лет и более - 35 суток.
Военнослужащим, проходящим военную службу на воинских должностях, исполнение обязанностей военной службы на которых связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья, продолжительность основного отпуска увеличивается на срок до 15 суток.
Продолжительность основного отпуска в год поступления на военную службу по контракту и в год увольнения с военной службы исчисляется в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.
Из материалов дела следует, что общая продолжительность военной службы Давлятшина в льготном исчислении в январе 2020 года составила 10 лет, следовательно, в указанный год он приобрёл право на основной отпуск в количестве 35 суток.
При этом, как указано выше и правомерно отражено в обжалуемом решении, в связи с прохождением военной службы на воинской должности, исполнение обязанностей по которой не связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья, у административного истца, вопреки доводу жалобы, отсутствовало право на увеличение продолжительности основного отпуска на срок до 15 суток.
Согласно п. 3 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы, продолжительность основного отпуска военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в год поступления его на военную службу по контракту и в год увольнения с военной службы исчисляется путём деления продолжительности основного отпуска, установленной военнослужащему, на 12 и умножения полученного количества суток на количество полных месяцев военной службы, прошедших от начала военной службы до окончания календарного года, в котором военнослужащий поступил на военную службу, или от начала календарного года до предполагаемого дня исключения его из списков личного состава воинской части. Округление количества неполных суток и месяцев производится в сторону увеличения.
Пунктом 14 этой же статьи Положения о порядке прохождения военной службы предусмотрено, что в случаях, когда основной отпуск и (или) дополнительные отпуска не были предоставлены военнослужащему в текущем календарном году в связи с его болезнью или другими исключительными обстоятельствами, допускается перенос основного и (или) дополнительных отпусков на следующий календарный год.
В силу п. 16 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы предоставление отпусков военнослужащему осуществляется с таким расчётом, чтобы последний из них был использован полностью до дня истечения срока его военной службы. При невозможности предоставления основного и дополнительных отпусков до дня истечения срока военной службы они могут быть предоставлены военнослужащему при его увольнении последовательно, без разрыва между отпусками. В этом случае исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части производится по окончании последнего из отпусков и после сдачи военнослужащим дел и должности.
Таким образом, общая продолжительность основных и дополнительных отпусков, причитающихся и подлежащих безусловному предоставлению Давлятшину при исключении из списков личного состава воинской части в июне 2020 года, должна была составить 62 суток, из которых 30 - основной отпуск за 2019 год, 18 - основной отпуск за 2020 год пропорционально прослуженному в году времени и по 7 календарных дней (суток) в счёт дополнительных отпусков за 2019-2020 г.г, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Поскольку приказом командира войсковой части N от 28 апреля 2020 года N N административный истец исключён из списков личного состава войсковой части N с 28 июня 2020 года, и указанная дата, что согласуется с п. 16 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы, установлена с учётом последовательного и без разрыва предоставления Давлятшину отпусков, то последним днём его военной службы должен считаться день, в котором оканчивался последний из причитающихся ему отпусков, в данном случае 28 июня 2020 года.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции по существу пришёл к обоснованному выводу о том, что командир войсковой части N, исключая административного истца оспоренным приказом от 28 апреля 2020 года N N из списков личного состава воинской части с 28 июня 2020 года, не допустил нарушений его прав как на отдых, так и на прохождение военной службы, поскольку до дня исключения из указанных списков ему в связи с увольнением были предоставлены все отпуска, общая продолжительность которых составила 62 суток, причитающихся ему в соответствии с действующим законодательством.
По вышеизложенным основаниям обстоятельства, связанные с тем, что в период отпусков Давлятшин осуществлял сдачу дел по занимаемой воинской должности, а поэтому в отпуск не убывал, вопреки доводу жалобы, не свидетельствуют о незаконности обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 51 Дисциплинарного устава в целях пресечения дисциплинарного проступка, установления личности нарушителя, а также подготовки материалов о дисциплинарном проступке и обеспечения своевременного и правильного их рассмотрения военнослужащий может быть временно отстранён от исполнения должностных и (или) специальных обязанностей.
При этом в соответствии со ст. 52 этого же устава при совершении военнослужащим дисциплинарного проступка командир (начальник) должен учитывать, что применяемое взыскание как мера укрепления воинской дисциплины и воспитания военнослужащих должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины, установленным командиром (начальником) в результате проведенного разбирательства.
Таким образом, поскольку в отношении Давлятшина, совершившего не просто дисциплинарный проступок, а уголовно наказуемое деяние, было возбуждено уголовное дело по "данные изъяты" УК РФ, которое 10 февраля 2020 года поступило в "данные изъяты" гарнизонный военный суд, приговором которого от ДД.ММ.ГГГГ 2020 года он осуждён по данной статье, то при таких обстоятельствах приказом командира войсковой части N от 16 апреля 2020 года N N он обоснованно был временно отстранён от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности, а поэтому, вопреки доводу жалобы, суд первой инстанции правомерно не нашёл оснований для признания этого приказа незаконным и его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст.311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Брянского гарнизонного военного суда от 14 сентября 2020 года по административному иску Давлятшина ФИО8 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба (представление) в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное определение изготовлено 22 декабря 2020 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.