Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего Тюмина С.Ю, судей: Манохина В.В, Лаврентьева В.В, с участием помощника судьи Джаббарова Э.Б. и военного прокурора отдела военной прокуратуры Западного военного округа подполковника юстиции Трефилова Д.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-81/2020 по апелляционной жалобе представителя административного истца Грибанова С.М. - Лавриненко А.С. на решение Смоленского гарнизонного военного суда от 30 ноября 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего войсковой части N старшего прапорщика запаса Грибанова ФИО1 об оспаривании действий командира войсковой части N, связанных с увольнением с военной службы.
Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.В. и заключение военного прокурора, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Грибанову отказано в удовлетворении административного искового заявления, в котором он просил признать незаконным приказ командира войсковой части N от 8 июля 2020 года N 61 об увольнении его с военной службы без предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
В апелляционной жалобе административный истец, ссылаясь на нормы абз. 3 п. 1 ст. 15, ст. 15.1 и абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон), ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 сентября 1999 года N 1237 (далее - Положение), п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" и судебную практику Верховного Суда Российской Федерации, считает решение суда незаконным, просит отменить его и принять новое решение об удовлетворении заявленных им требований.
При этом автор жалобы исходит из того, что первый контракт им заключен до 1998 года, он признан нуждающимся в жилом помещении по месту прохождения военной службы, подлежал увольнению по льготному основанию и согласия на увольнение без обеспечения жилым помещением либо жилищной субсидией не давал, а поэтому приказ об увольнении его с военной службы является незаконным.
Кроме того, по мнению автора жалобы, гарнизонный военный суд не учел то, что договор найма служебного жилого помещения заключен с ним на определенный срок, который истек в 2006 году, в связи с чем, он и члены его семьи обязаны освободить жилое помещение, и будут не обеспечены таковым. Вывод суда о том, что он и члены его семьи не подлежат выселению из служебной квартиры, до обеспечения жилищной субсидией является не состоятельным. При этом норма площади предоставленного ему служебного жилого помещения составляет менее 18 кв. м.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Как видно из материалов административного дела, Грибанов проходит военную службу в "адрес". Первый контракт о прохождении военной службы заключил до 1998 года. 13 сентября 2005 года по месту прохождения военной службы с ним заключен договор найма служебного жилого помещения общей площадью 42 м.кв, расположенного по адресу: "адрес", а с 16 мая 2017 года он семьей из 3-х человек состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, в виде получения жилищной субсидии. Приказом командира войсковой части N от 8 июля 2020 года N 61 Грибанов уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. При этом его выслуга лет в календарном исчислении составляет более 27 лет 6 месяцев, жилым помещением по нормам жилищного законодательства (субсидией для приобретения или строительства жилого помещения) он не обеспечен и оставлен на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Федерального закона.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии.
Аналогичный подход сформулирован и в п. 17 ст. 34 Положения.
Из анализа приведенных законодательных норм следует, что при увольнении указанных военнослужащих они должны быть обеспечены жилищной субсидией либо по установленным нормам жильем по месту военной службы или по избранному после увольнения месту жительства.
Таким образом, поскольку административный истец по месту военной службы обеспечен жилым помещением по установленной норме - 14 кв. м (при учетной норме в Вяземском районе Смоленской области 10, 5 кв. м.), то непредоставление ему жилищной субсидии (как формы реализации права на жилье) само по себе не может являться препятствием для увольнения его в запас. К тому же, нахождение на военной службе он связывал не с ее прохождением, а с реализацией своих жилищных прав.
Что касается возможности проживания Грибанова и членов его семьи в служебном жилом помещении после окончания военной службы, то при увольнении командование и жилищный орган сохранили за ним и членами его семьи право на проживания в нем до получения им жилищной субсидии и не препятствуют в этом.
Относительно необходимости обеспечения административного истца и членов его семьи жилым помещением, исходя из нормы, указанной в ст. 15.1 Федерального закона, а именно 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека, то в деле отсутствуют сведения о том, что Грибанов обращался к командованию или в жилищные органы с вопросом об улучшении жилищных условий по месту военной службы. Как изложено выше, на момент увольнения он находился на учете нуждающихся в жилых помещениях с формой обеспечения - жилищная субсидия.
Поскольку судебное решение принято в соответствии с нормами материального права и нарушений процессуальных норм не допущено, то оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Смоленского гарнизонного военного суда от 30 ноября 2020 года по административному исковому заявлению Грибанова ФИО2 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца Лавриненко А.С. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба (представление) в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное определение изготовлено 5 марта 2021 года.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.