Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.
судей Гринюк М.А. и Клюкиной О.В, при секретаре Харченко Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Иванова Сергея Николаевича на решение Советского районного суда Республики Марий Эл от 1 декабря 2020 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Иванова Сергея Николаевича к Отраслевому органу администрации "Отдел образования и по делам молодежи администрации Советского муниципального района" и администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления жилого помещения, пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Клюкиной О.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иванов С.Н. обратилась в суд с иском к Отраслевому органу администрации "Отдел образования и по делам молодежи администрации Советского муниципального района" и администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления жилого помещения, пригодное для проживания.
В обоснование иска указал, что он относится к числу детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации Советского района Республики Марий Эл от 26 августа 1997 года "N" он был устроен в Новоторъяльскую школу-интернат, на период его пребывания в детском государственном учреждении за ним была закреплена жилая площадь по адресу: "адрес". 28 августа 2003 года из Новоторъяльской школы-интернат он выбыл в Советскую школу-интернат, откуда выбыл 31 августа 2004 года в ПУ-27 с. Вятское, находился на полном государственном обеспечении. По достижении 18 лет неоднократно обращался в отдел образования по вопросу предоставления ему жилого помещения как ребенку-сироте, однако получал отказ ввиду того, что за ним закреплено жилое помещение в д. Ожиганово Советского района Республики Марий Эл. Учреждения, в которых он находился на полном государственном обеспечении, не предпринимали попыток обратиться в его интересах с заявлением о включении его в списки детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Его родной брат Иванов А.А. был включен в списки детей-сирот и подлежит обеспечению жилым помещением на основании решения Советского районного суда Республики Марий Эл от 6 февраля 2020 года. 1 октября 2020 года он обратился к ответчику с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, приложив все необходимые документы.
Решением администрации Советского муниципального района от 8 октября 2020 года "N" ему отказано во включении в данный список, поскольку его возраст в настоящее время превышает максимальный возраст категории граждан, на которых распространяется действие данного закона, с заявлением о предоставлении жилой площади до достижения возраста 23 лет он не обращался, в списке граждан, имеющих право на предоставление вне очереди жилых помещений он не состоит, на момент обращения в администрацию Советского муниципального района ему исполнился 31 год. Данный отказ считает незаконным.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Иванов С.Н, считая решение незаконным и необоснованным, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований. Указывает, что срок обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилыми помещениями как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им пропущен, поскольку учреждения, на полном государственном обеспечении которых он находился, не принимали никаких мер к защите его прав. Контроль со стороны органов опеки и попечительства за своевременной подачей заявления о включении его в список детей-сирот отсутствовал. На основании акта администрации Советского муниципального района от 15 марта 2011 года N 3 "О назначении попечителя несовершеннолетнему Иванову А.А." был назначен опекуном родного брата "... ", в его интересах обращался с заявлением о включении его в список детей-сирот, собирал необходимые документы, неоднократно обращался в Отдел образования администрации и интересовался возможностью обращения с аналогичным заявлением в своих интересах. Вместе с тем в момент обращения никто не разъяснял ему об установленных законодательством сроках постановки на учет для включения в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Выслушав объяснения Иванова С.Н, его представителя Громовой Е.А, просивших решение суда отменить, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действующей с 1 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 названной нормы, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого Федерального закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона (пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Марий Эл регулируются Законом Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года N 79-З
"Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьей 2 которого предусмотрено, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в случае достижения ими возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были включены в Список, но в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл, действовавшим до 1 января 2013 года, были в установленном порядке до достижения ими возраста 23 лет признаны нуждающимися в жилых помещениях и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в Список.Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как в силу прямого указания данного Закона они утрачивают статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, являющегося необходимым условием получения мер социальной поддержки.
В силу вытекающей из статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определяемых статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой этим Законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте), и предоставляемые государством меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия. Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Вместе с тем отсутствие данных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения или включения в Список. Требование гражданина об обеспечении его жилым помещением может быть удовлетворено в случае признания таких причин уважительными.
Так, к уважительным причинам несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей на учет нуждающихся в жилом помещении, могут быть отнесены следующие: незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Иванов С.Н. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением Советского районного суда Республики Марий Эл от 14 ноября 2002 года его мать "... " лишена родительских прав.
Постановлением администрации Оршинского сельсовета Советского района Республики Марий Эл от 4 августа 1997 года "N" за Ивановым С.Н. закреплена жилая площадь по адресу: "адрес" на период его пребывания в детском государственном учреждении (в школе-интернат).
Мать истца "... " умерла "дата", что подтверждается свидетельством о смерти "N".
Как видно из архивной справки ГБУ Республики Марий Эл "Волжский центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 28 сентября 2020 года "N", Иванов С.Н. поступил в Советскую школу-интернат 28 августа 2003 года из Новоторъяльской школы-интернат, выбыл 31 августа 2004 года в ПУ-27 с. Вятское для продолжения учебы.
Согласно акту администрации Советского муниципального района от 15 марта 2011 года "N" Иванов С.Н. назначен опекуном "... " на срок до 1 сентября 2011 года.
Решением Советского районного суда Республики Марий Эл от 6 февраля 2020 года на администрацию Советского муниципального района возложена обязанность предоставить "... " благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения из специализированного жилищного фонда.
1 октября 2020 года Иванов С.Н. обратился в администрацию муниципального образования "Советский муниципальный район" Республики Марий Эл с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Согласно ответу администрации Советского муниципального района от 8 октября 2020 года "N" на заявление Иванова С.Н. на момент обращения в администрацию ему исполнился 31 год. Документов о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения возраста 23 лет к заявлению не приложено, у администрации указанные сведения также отсутствуют.
Таким образом, установив, что Иванов С.Н. до достижения им 23 лет с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не обращался, впервые обратился к ответчику с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в жилом помещении только в октябре 2020 года в возрасте 31 года, каких-либо уважительных причин несвоевременной постановки его на учет не установлено и доказательств этому не представлено, суд пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, подтверждены и обоснованы доказательствами, имеющимися в деле, которым в соответствии со статьями 59, 60, 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Действительно, из материалов дела следует, что Иванов С.Н. имел реальную возможность самостоятельно обратиться в уполномоченный орган для принятия его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей после достижения им совершеннолетия и до достижения 23 лет.
Иных причин, которые можно посчитать уважительными, в том числе исходя из разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2013 года, как то: незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, состояние здоровья, которое объективно не позволяло встать на учет, попытки встать на учет нуждающихся были, но отказано в связи с отсутствием необходимых документов, истцом не представлено.
Ссылки в апелляционной жалобе на неисполнение государственными органами и учреждениями обязанностей по защите прав истца, а именно, отсутствие контроля со стороны органов опеки и попечительства за своевременной подачей заявления о включении в списки детей-сирот, не могут быть приняты во внимание, поскольку законом предусмотрена возможность защиты прав таких лиц самостоятельно в течение пяти лет после достижения возраста совершеннолетия.
Ссылки в жалобе на то, что Иванов С.Н. являлся опекуном брата "... ", собирал необходимые документы для включения брата в списки детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, по поводу включения себя в указанный список неоднократно устно обращался в отдел образования администрации, не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку, как было указано выше, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно лишь при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют доводы искового заявления и правовую позицию истца, выраженную в судебном заседании при рассмотрении дела судом первой инстанции, в связи с чем эти доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку по существу сводятся к переоценке выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, и не содержат каких-либо подтверждений, которые могли бы послужить основаниями принятия судом иного решения, а потому не могут быть положены в основу отмены решения суда.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям законности и обоснованности, нарушений норм материального и процессуального права судом допущено не было, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений на нее.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда Республики Марий Эл от 1 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Иванова Сергея Николаевича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий А.Е.Соснин
Судьи М.А.Гринюк
О.В.Клюкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.