Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ягубкиной О.В.
судей
Козловой Н.И, Сальниковой В.Ю.
при секретаре
Чернышове М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 февраля 2021 года гражданское дело N 2-2039/2020 по апелляционной жалобе ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 30 июня 2020 года по иску Буториной Н. В. к Главному управлению МЧС России по г. Санкт-Петербургу о взыскании невыплаченной части компенсации при увольнении, компенсации морального вреда, возложении обязанности перерасчета компенсации при увольнении.
Заслушав доклад судьи Ягубкиной О.В, выслушав объяснения представителя ответчика - Е, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца - Я, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Буторина Н.В. обратилась в суд с иском к Главному управлению МЧС России по г. Санкт-Петербургу (далее - ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу), указав, что в период с "дата" по "дата" истец состояла на государственной службе в Северо-Западном региональном центре МЧС России (далее - региональный центр МЧС) в должности "данные изъяты". Служебный контракт с истцом был расторгнут на основании п.8.3 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) - в связи с упразднением государственного органа. В процессе ликвидации Работодателем были грубо нарушены права истца, поскольку при расчете компенсации при увольнении, расчет произведен без учета ежемесячной поощрительной выплаты. Правопреемником регионального центра МЧС является ГУ МЧС России по г.Санкт-Петербургу.
В связи с чем истец просит обязать ответчика осуществить перерасчет компенсации при увольнении по п.8.3 ч.1 ст.37 Федерального закона N 79-ФЗ и компенсации за неиспользованный отпуск с учетом ежемесячной поощрительной выплаты; взыскании с ответчика в пользу истца невыплаченную части компенсации при увольнении в размере 100 000 руб.; компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 30.06.2020 г. исковые требования Буториной Н.В. удовлетворены частично. С ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу в пользу истца в счет недоплаченной суммы компенсации при увольнении взыскано 100 000 руб, в счет компенсации морального вреда - 3 000 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано. Также решением суда с ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу в доход бюджета Санкт-Петербурга взыскана государственная пошлина в размере 3 500 руб.
В апелляционной жалобе ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, неправильным определением судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушении судом первой инстанции норм материального права. Указывает, что дополнительные выплаты, предусмотренные ч.5 ст.50 Федерального закона N 79-ФЗ и другие выплаты, предусмотренные ч.10 указанной статьи не являются тождественными. Полагает, что другие выплаты, предусмотренные ч.10 ст.50 Федерального закона N 79-ФЗ, в состав месячного денежного содержания гражданского служащего не входят.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика - Е, на доводах апелляционной жалобы настаивала, представитель истца - Я, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции истец Буторина Н.В. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом по правилам ст.113 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), направила для участия в заседании судебной коллегии своего представителя. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст.167, ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке ч.1 ст.327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.1 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с положениями ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела не имеется.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что на основании служебного контракта от "дата" N... Буторина Н.В. была принята на федеральную государственную гражданскую службу на должность "данные изъяты".
Приказом N... от "дата" действие служебного контракта от "дата" N... прекращено, истец освобождена от замещаемой должности и "дата" уволена с федеральной государственной гражданской службы по п.8.3 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с упразднением государственного органа (л.д. 24).
Названным приказом N... истцу установлена выплата денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания.
Согласно расчету денежного содержания, произведенному ответчиком, а также расчетному листку за "дата". истцу указанная компенсационная выплата начислена и выплачена в сумме "СУММА". (л.д. 25, 38).
При этом в расчет денежного содержания при увольнении не включена ежемесячная поощрительная выплата в размере "СУММА", установленная на основании Указа Президента Российской Федерации от 26.12.2006 г. N1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов" для государственных гражданских служащих за добросовестное выполнение должностных обязанностей и проявленную инициативу при выполнении поставленных задач.
Разрешая спор, суд первой инстанции с учетом оценки представленных сторонами по делу доказательств и установленных по делу обстоятельств, руководствуясь положениями ст. 14, 50, 51 Федерального закона N 79-ФЗ, Указом Президента РФ от 25.07.2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 г. N 562, пришел к выводу о том, что поскольку фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств, предусмотренных в ч. 2 и 3 ст.51 Федерального закона N 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами или иными нормативными правовыми актами, выплаченное истцу материальное стимулирование должно учитываться при расчете его месячного денежного содержания для оплаты спорной компенсации, что явилось основанием для удовлетворения исковых требований.
Указанные выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит законными и обоснованными.
Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 ст.50 Федерального закона N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Согласно ч.2 ст.50 Федерального закона N 79-ФЗ (здесь и далее в редакции Федерального закона от 16.12.2019 г. N 432-ФЗ, действующей на дату увольнения истца) денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь (ч.5 ст.50 Федерального закона N 79-ФЗ).
Согласно ч.10 ст.50 Федерального закона N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 г. N 562 (далее - Правила N 562).
Пунктом 2 Правил N 562 предусмотрено, что согласно ч. 2 и 5 ст.50 Федерального закона N 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (далее соответственно - должностной оклад, гражданская служба) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также дополнительных выплат, к которым относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячное денежное поощрение; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно п.8 Правил N 562 в случае, предусмотренном подпунктом "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" п.2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу ч.1 ст.51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для Федеральных государственных органов дифференцировано указами Президента Российской Федерации; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.
В соответствии с ч.3 ст.51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч.2 данной статьи, а также за счет средств на выплату районного коэффициента (коэффициента); на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом РФ; на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч.6 ст.51 Федерального закона N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом РФ по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу п.8 Указа Президента РФ от 25.07.2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: должностных окладов; окладов за классный чин и дополнительных выплат; ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа N 763 предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п.8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом РФ; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 подп. "р" п.2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству РФ было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 601 в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято Постановление Правительства РФ от 27.03.2014 г. N 238-7, предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.
Правительством РФ в 2015 - 2018 гг. принимались постановления, которыми также предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.
Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст.50 Федерального закона N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Поскольку в соответствии с положениями ч.3 ст.51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное истцу материальное стимулирование должно учитываться при расчете ее месячного денежного содержания для выплаты компенсации при увольнении по примененному основанию.
Доводы апелляционной жалобы ответчика об обратном основаны на ошибочном толковании и применении норм материального права.
Удовлетворяя требования истца о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции правильно применил положения статей 11, 237 Трудового кодекса РФ.
На основании ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Выводы суда первой инстанции в части взыскания с ответчика в пользу истца денежной компенсации морального вреда приведенному правовому регулированию в полной мере соответствуют. При определении размера компенсации суд первой инстанции учел характер допущенных ответчиком нарушений, конкретные обстоятельства дела, требования разумности и справедливости. Определенный судом размер взыскиваемой компенсации 3 000 руб. необоснованным и несоразмерным последствиям неправомерных действий ответчика не является, истцом решение суда в части снижения размера взысканной компенсации не обжалуется, правовых доводов, свидетельствующих об ошибочности выводов суда в указанной части, апелляционная жалоба ответчика не содержит. По мнению судебной коллегии, определенная судом к взысканию сумма компенсации морального вреда способствует восстановлению прав истца с соблюдением баланса интересов сторон.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, в целом сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Выводы суда первой инстанции мотивированы, должным образом отражены в принятом судебном постановлении, основаны на установленных фактических обстоятельствах дела и подтверждаются совокупностью исследованных доказательств.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 30 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.