Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Ивановой Ю.В, Ильичёвой Е.В.
при секретаре
В.А.А.
рассмотрела в судебном заседании административное дело N 2а-4498/2020 по апелляционной жалобе товарищества собственников жилья " "... "" на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 05 октября 2020 года по административному иску Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга к К.В.Н, товариществу собственников жилья " "... "" о признании прекратившим деятельность в качестве юридического лица и исключении сведений об организации из Единого государственного реестра юридических лиц.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, объяснения представителя административного ответчика товарищества собственников жилья " "... "" - адвоката Д.Н.С. (по доверенности и ордеру), возражения представителя административного истца Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга - П.О.Б. (по доверенности), представителя заинтересованного лица ООО "Жилкомсервис N 4 Приморского района" - А.О.А. (по доверенности), судебная коллегия
установила:
Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга обратилась в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к товариществу собственников жилья " "... "" (далее - ТСЖ " "... "") о признании названного товарищества собственников жилья прекратившим свою деятельность и исключении сведений об организации из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование административного иска представитель Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга ссылался на то обстоятельство, что Инспекцией по обращению заявителя проведена внеплановая документарная проверка в отношении ТСЖ " "... "" по вопросу правомерности принятия собственниками помещений в многоквартирном доме "адрес" решений о создании ТСЖ и об утверждении его Устава, по результатам которой установлено, что протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N... от "дата", на котором приняты указанные решения, не соответствует требованиям пункта 1.1 части 1 статьи 136 ЖК Российской Федерации, а именно отсутствуют подписи собственников помещений данного многоквартирного дома, проголосовавших за принятие решения об утверждении устава ТСЖ; кроме того, как указано представителем Инспекции, в протоколе N... от "дата" отсутствует само решение о создании ТСЖ.
По мнению представителя Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, отсутствие принятого решения о создании ТСЖ, а также необходимого количества голосов за утверждение Устава ТСЖ являются существенными и неустранимыми нарушениями порядка создания ТСЖ и служат основанием для прекращения деятельности организации и исключении сведения о ней из ЕГРЮЛ.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 05 октября 2020 года, ликвидировано товарищество собственников жилья " "... "", основной государственный регистрационный N.., ведомственный N...
Этим же решением суда обязанности по ликвидации товарищества собственников жилья " "... "" возложена на председателя Правления Товарищества К.В.Н, "дата" года рождения, место рождения: "адрес", проживающего по адресу: "адрес".
В апелляционной жалобе представитель товарищества собственников жилья " "... "" просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела и нарушение судом норм материального права.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителей сторон, представителя заинтересованного лица, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
При рассмотрении настоящего дела установлены следующие обстоятельства.
Товарищество собственников жилья " "... "" осуществляет управление многоквартирным домом "адрес"; зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц "дата", ОГРН N... на основании решения общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме, оформленного протоколом (т. 1 л.д. 109-111).
"дата" в адрес Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга из администрации Приморского района Санкт-Петербурга поступило обращение N... 1, в котором заместитель главы администрации просил провести проверку законности создания ТСЖ " "... "" (т. 1 л.д. 28-29).
На основании распоряжения временно исполняющего обязанности начальника Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от "дата" N... в период с "дата" по "дата" должностными лицами Государственной жилищной инспекции проведена внеплановая документарная проверка в отношении товарищества собственников жилья " "... "" по вопросам правомерности принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решений о выборе способа управления многоквартирным домом и об утверждении устава ТСЖ, по результатам которой составлен соответствующий акт (том 1 л.д. 24-27).
В ходе проверки должностными лицами Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга выявлено, что представленный ТСЖ " "... "" протокол N... от "дата" не соответствует требованиям пункта 1.1 части 1 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно отсутствуют подписи собственников помещений данного многоквартирного дома, проголосовавших за принятие решения об утверждении устава ТСЖ.
В соответствии с техническом паспортом по адресу: "адрес", установлено, что общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, находящихся в собственности физических и юридических лиц составляет 33 770, 5 кв.м. Следовательно, для наличия кворума в собрании должны принять участие собственники, обладающие помещениями общей площадью (количеством голосов) не менее 16 885, 25 кв.м.
На основании выписок, представленных из Управления Росреестра по Санкт-Петербургу, Инспекцией установлено, что:
- решения собственников квартиры N... являются недействительными, так как в решениях вычеркнуты все возможные варианты решений;
- собственники помещений N.., участвующие в голосовании не оставили в решениях ни одного из возможных вариантов голосования;
- собственник квартиры N... проголосовал после прекращения у него права собственности на жилое помещение, в связи с чем, его голос не может быть учтен;
- согласно данным Росреестра отсутствуют сведения о собственниках квартиры N... ;
- также из подсчета исключены голоса собственников квартир N...
С учетом указанных выше замечаний по представленным документам по вопросу N... "За" утверждение устава ТСЖ " "... "" проголосовали собственники в многоквартирном доме, обладающие помещениями общей площадью 16 676, 39 кв.м, что составляет 49, 38% от общей площади всех помещений в многоквартирном доме, в связи с чем, Инспекция пришла к выводу о том, что, требование части 2 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии решения об утверждении устава ТСЖ " "... "" не выполнено, решение не может считаться принятым.
Кроме того, как указано в акте, в протоколе N... от "дата" отсутствует само решение о создании ТСЖ.
Удовлетворяя административный иск Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что, при создании ТСЖ " "... "" допущены существенные нарушения требований законодательства, которые носят неустранимый характер, в связи с чем, имеются основания для признании юридического лица прекратившим свою деятельность.
Выводы суда первой инстанции следует признать обоснованными.
В соответствии с частью 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации товарищества собственников жилья в случае выявления нарушений порядка создания такового товарищества, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Согласно пунктам 1.2-1 Положения о Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 ноября 2004 года N 1849, ГЖИ Санкт-Петербурга является органом, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 291 Гражданского кодекса Российской Федерации и частями 1 и 5 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме и осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами могут создавать товарищества собственников жилья. Товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации.
Частью 1 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.
Как следует из части 2 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации устав товарищества собственников жилья принимается на общем собрании, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 названного Кодекса, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 1.1 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором приняты решения о создании товарищества собственников жилья и об утверждении его устава, подписывается всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за принятие таких решений.
Порядок организации и проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме установлен статьями 45-48 ЖК Российской Федерации.
В силу статьи 44.1 ЖК Российской Федерации, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может проводиться посредством очного голосования (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование); заочного голосования (опросным путем или с использованием системы в соответствии со статьей 47.1 названного Кодекса); очно-заочного голосования.
В соответствии с частью 3 статьи 45 ЖК Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
Частью 1 статьи 46 ЖК Российской Федерации предусмотрено, что решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Из протокола N... от "дата" собрания собственников помещений следует, что в период с "дата" по "дата" в многоквартирном доме "адрес" проводилось общее собрание собственников помещений в форме очно-заочного голосования (л.д. т. 1 30-34).
Согласно протоколу, в повестку дня общего собрания собственников помещений включены, в том числе, вопросы выбора способа управления многоквартирным домом, утверждения устава ТСЖ (т.2 л.д. 27).
Однако, вопрос о создании ТСЖ " "... "", а также об утверждении Устава названного товарищества в повестку дня общего собрания не включался, решение о создании ТСЖ с указанным наименованием и об утверждении его Устава собственниками помещений не принималось.
Кроме того, протокол N... от "дата", в нарушение требований части 1.1 статьи 136 ЖК Российской Федерации, подписан только председателем собрания, секретарем и членами счетной комиссии, что является существенным нарушением норм ЖК Российской Федерации.
Следовательно, указанные нарушения, допущенные при создании товарищества собственников жилья " "... "", правильно признаны судом первой инстанции грубыми нарушениями, носящими неустранимый характер.
Согласно части 1 статьи 141 Жилищного кодекса Российской Федерации ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправлении, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.
При таких обстоятельствах, поскольку доводы истца о допущенных при создании товарищества собственников жилья " "... "" нарушениях требований статей 135, 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, выразившихся в отсутствии принятия решения о создании данного ТСЖ и решения об утверждении устава Товарищества, нашли своё подтверждение при рассмотрении дела, выявленные нарушения носят неустранимый характер, постольку у суда первой инстанции имелись правовые основания для удовлетворения заявленного Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга иска.
Довод апелляционной жалобы ТСЖ " "... "" о том, что административным истцом пропущен установленный законом срок на обращение в суд, несостоятелен.
Согласно части 1 статьи 219 КАС Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
"дата" должностным лицом Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга составлен акт проверки, по результатам которой установлено нарушение порядка создания ТСЖ " "... "" (т. 1 л.д. 24).
При таких обстоятельствах, срок для обращения в суд с заявлением о ликвидации товарищества собственников жилья исчисляется в соответствии с частью 3 статьи 92 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на следующий день после события, которым определено его начало, то есть с "дата" и в силу части 1 статьи 93 названного Кодекса истекает "дата" - в соответствующее число последнего месяца установленного срока.
Административный иск Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, подписанный "дата" направлен в адрес Приморского районного суда Санкт-Петербурга посредством почтовой связи "дата", то есть с соблюдением установленного законом срока на обращение в суд (том 1 л.д. 5, 102).
Других оснований, предусмотренных статьёй 310 КАС Российской Федерации для отмены решения суда, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 05 октября 2020 года по административному делу N 2а-4498/2020, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.