Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Поповой Е.И, судей
Есениной Т.В, Чуфистова И.В, при секретаре
Плакунове А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании 01 марта 2021 года административное дело N2а-3348/2020 по апелляционной жалобе Автономной некоммерческой организации здоровья "ЕленаКэнтон" на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 07 июля 2020 года по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу к Автономной некоммерческой организации здоровья "ЕленаКэнтон" о ликвидации и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Заслушав доклад судьи Поповой Е.И, выслушав объяснения представителя административного ответчика и заинтересованного лица - Приходько Е.М, заинтересованного лица - Приходько С.Г, судебная коллегия, УСТАНОВИЛА:
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу обратилось в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просило ликвидировать Автономную некоммерческую организацию здоровья "ЕленаКэнтон" (основной государственный регистрационный номер 1037843041940, ведомственный регистрационный номер 78140505556) и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование требований Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу указало, что Автономная некоммерческая организация здоровья "ЕленаКэнтон" зарегистрирована 11 мая 2001 года Регистрационной палатой Администрации Санкт-Петербурга, основной государственный регистрационный номер 1037843041940, ведомственный регистрационный номер 78140505556. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, организация находится по адресу: 193167, Санкт-Петербург, улица Атаманская, дом 3/6, литер Б. Административный истец указал, что в соответствии с письмом УФНС России по Санкт-Петербургу от 22 октября 2019 года N02-27/68874 и протоколом осмотра объекта недвижимости от 02 сентября 2019 года установлено, что организация по юридическому адресу не располагается, при этом, административный ответчик в нарушение действующего законодательства сведения о смене местонахождения в регистрирующий орган не представил. Также административный истец указал, что в нарушение законодательства организация не представляла в уполномоченный орган - Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу, отчётность за период по 2018 год, указанную в пунктах 3, 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". В ходе текущего контроля, осуществляемого Главным управлением в рамках осуществления полномочий, предусмотренных подпунктом 68 пункта 6 Положения, в связи с выявленными нарушениями в деятельности организации, в ее адрес направлялось предупреждение от 22 ноября 2018 года N78/07-19209 и от 28 октября 2019 года N78/07-19112 о необходимости устранения организацией нарушения по представлению сведений и отчетности. Предупреждение направлялось по адресу организации, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, однако получено не было, вместе с тем, до настоящего времени организацией указанные в Предупреждении нарушения не устранены.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 07 июля 2020 года, заявленные требования удовлетворены, постановлено ликвидировать Автономную некоммерческую организацию здоровья "ЕленаКэнтон" основной государственный регистрационный номер 1037843041940, ведомственный регистрационный номер 78140505556, и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
В апелляционной жалобе административный ответчик ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда и принятии нового, полагает решение постановленным при неправильном применении норм материального и процессуального права и оценке доказательств. В обоснование доводов апелляционной жалобы Автономная некоммерческая организация здоровья "ЕленаКэнтон" указывает, что о рассматриваемом деле административный ответчик не был извещен надлежащим образом, а также судом не учтено, что организация не прекращала свою деятельность.
Представитель административного ответчика и заинтересованное лицо - Приходько Е.М, в заседание суда апелляционной инстанции явилась, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала.
Заинтересованное лицо - Приходько С.Г, в заседание суда апелляционной инстанции явился, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель административного истца, Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу, в заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом.
Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, представленные документы, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства.
Автономная некоммерческая организация здоровья "ЕленаКэнтон" была зарегистрирована регистрационной палатой Администрации Санкт-Петербурга зарегистрирована 10 сентября 2012 года в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1037843041940.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц юридическим адресом общественной организации является адрес: город Санкт-Петербург, улица Атаманская, дом 3/6, литер Б.
Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу в рамках предоставленных полномочий вынесено и направлено в адрес административного ответчика, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц, письменное предупреждение от 22 ноября 2018 года N78/07-19209 о нарушении требований законодательства и необходимости предоставления в срок по 30 января 2019 года отчетности за 2015-2017 года, установленной пунктом 3 и 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
От получения направленного предупреждения административный ответчик уклонился.
28 октября 2019 года в адрес Автономной некоммерческой организации здоровья "ЕленаКэнтон" было направлено повторное предупреждение N78/07-19112 с установлением срока устранения нарушений по 09 декабря 2019 года, от получения которого административный ответчик также уклонился.
Удовлетворяя заявленный административный иск Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу, суд первой инстанции, пришёл к выводу о том, что Автономной некоммерческой организацией здоровья "ЕленаКэнтон" допущены неоднократные нарушения требований законодательства, в связи с чем, имеются основания для признания юридического лица прекратившим свою деятельность.
Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции необоснованным по следующим обстоятельствам.
Особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления определены Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Некоммерческой организацией в соответствии пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
В силу пункта 7 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
В силу подпункта "а" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций", действовавшего в юридически значимый период (до 4 июня 2020 года), вышеуказанные документы и сведения предоставляются некоммерческой организацией не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Меры принуждения за неисполнение юридическими лицами требований действующего законодательства установлены положениями пункта 10 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях, согласно которому неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Руководствуясь вышеуказанными правовыми нормами, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, при этом исходил из того, что административный ответчик неоднократно в установленный законом срок не исполнял предусмотренную законом обязанность по предоставлению в уполномоченный орган - Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган - Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу отчетность за прошедшие года, а также не представил сведения о смене юридического адреса.
Приходя к указанному выводу и удовлетворяя заявленные требования, суд не учел следующее.
Статья 61 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает общие основания для ликвидации юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, к числу которых, среди прочего, отнесено: осуществление юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (подпункт 3 пункта 3).
Исходя из разъяснений, изложенных в пунктах 26, 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами. Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства. Неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения. Сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, такая мера как ликвидация не может быть применена к юридическому лицу по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократными нарушениями закона; такие нарушения в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о его ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Суды, принимая решение, обязаны, не ограничиваясь установлением одного только формального основания назначения соответствующей санкции или иного правоограничения, учитывать все обстоятельства дела, включая характер нарушений, если они допущены, и давать оценку иным установленным по делу фактам, образующим или исключающим основания применяемых мер.
При рассмотрении дела суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с заявлением, имея в виду, что для принятия решения, вследствие которого организация утрачивает статус юридического лица, факт прекращения ею своей деятельности должен быть доказан. Суд, в частности, может принять во внимание сведения о возврате почтовых отправлений, направленных по адресу организации, явку (как и неявку) в судебное заседание ее руководителей, а равно представленные ими объяснения; суд учитывает и данные о банковских счетах, поскольку движение денежных средств по счетам юридического лица доказывает факт его деятельности, даже если оно нарушает правила отчетности, а полное отсутствие сведений о состоянии банковских счетов может ставить под сомнение достаточность данных для вывода о прекращении организацией своей деятельности.
Непредставление же в установленный срок документов отчетности может свидетельствовать не только о фактическом прекращении организацией своей деятельности, но и о нарушении ею или ее органами законодательства, т.е. об обстоятельствах, образующих основание для решения вопроса о привлечении к ответственности этой организации или обращения в суд с заявлением о ее ликвидации (Определения Конституционного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 1246-0, от 10 ноября 2002 года N 270-О; Постановления Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 года N 14-П, от 06 декабря 2011 года N 26-П).
Действительно, в деятельности Автономной некоммерческой организации здоровья "ЕленаКэнтон" допущены неоднократные нарушения обязательных требований пунктов 3, 3.1. статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", однако, судебная коллегия не установиланарушений в деятельности административного ответчика, которые носили бы грубый характер, являясь неустранимыми, либо повлекли неустранимые последствий для общества и государства.
В настоящем случае необходимо отметить, что действующим законодательством предусмотрена административная ответственность для некоммерческой организации, которая в рассматриваемом случае является адекватной и достаточной мерой реагирования на нарушение юридическим лицом требований закона, допущенные некоммерческой организацией нарушения носят устранимый характер, а их неоднократность сама по себе не позволяет считать их исключительными и столь существенными, достаточными для ликвидации юридического лица в качестве единственной меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц, принимая во внимание юридический статус и уставные цели создания и деятельности административного ответчика и учитывая социальную значимость деятельности организации.
Судом апелляционной инстанции также с достоверностью установлено, что деятельность некоммерческой организации фактически не прекращалась на протяжении всего заявленного административным истцом периода времени, заключались гражданско-правовые договоры и представлялись в уполномоченные органы документы по налоговой и иной отчетности по деятельности организации.
Таким образом, при рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции не руководствовался правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении от 18 июля 2003 года N 14-П, и пришел к ошибочному выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований ввиду того, что Автономной некоммерческой организацией здоровья "ЕленаКэнтон" допущены неоднократные нарушения в виде непредставления информации и отчетности.
Суд первой инстанции не учел фактических обстоятельств, подтверждающих активную деятельность Автономной некоммерческой организации здоровья "ЕленаКэнтон" и неумышленный характер допущенных нарушений.
По мнению, судебной коллегии, выявленные административным истцом нарушения, не могли являться достаточным основанием для применения такой исключительной меры, как ликвидация юридического лица, поскольку данные нарушения носят устранимый характер и не свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов других лиц.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 07 июля 2020 года по административному делу N2а-3348/2020, отменить, принять по делу новое решение, в удовлетворении административного иска Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу - отказать.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.