Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Поповой Е.И, судей
Есениной Т.В, Чуфистова И.В, при секретаре
Плакунове А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании 01 марта 2021 года административное дело N2а-734/2020 по апелляционной жалобе Санкт-Петербургской общественной организации "Спортивная лига" на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 10 февраля 2020 года по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу к Санкт-Петербургской общественной организации "Спортивная лига" о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Заслушав доклад судьи Поповой Е.И, выслушав доводы представителя административного ответчика - Смирнова Р.В. (по доверенности), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу обратилось в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просило признать Санкт-Петербургскую общественную организацию "Спортивная лига" (основной государственный регистрационный номер 1147800001920, ведомственный регистрационный номер 7812015708) прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование требований Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу указало, что Санкт-Петербургская общественная организация "Спортивная лига" зарегистрирована 28 марта 2014 года УФНС по Санкт-Петербургу, основной государственный регистрационный номер 1147800001920, ведомственный регистрационный номер 7812015708. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц организация находится по адресу: 191186, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, дом 15, литер А, помещение 6-Н. Административный истец указал, что в ходе текущего контроля, осуществляемого Главным управлением в рамках осуществления полномочий, предусмотренных подпунктом 68 пункта 6 Положения, в связи с выявленными нарушениями в деятельности организации, в ее адрес направлялось предупреждение от 25 октября 2018 года N78/07-16829 о необходимости предоставления сведений, предусмотренных статьей 29 Федерального закона от 19 мая 1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", а также 01 июля 2019 года было направлено повторное предупреждение N78/07-11241 о необходимости устранения организацией нарушения по представлению сведений и отчетности. Предупреждение направлялось по адресу организации, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, однако получено не было, вместе с тем, до настоящего времени организацией указанные в Предупреждении нарушения не устранены.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 10 февраля 2020 года удовлетворено административное исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу, признана прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица Санкт-Петербургская общественная организация "Спортивная лига" (ОГРН 11147800001920, ИНН 7812015708), из Единого государственного реестра юридических лиц исключены сведения о Санкт-Петербургской общественной организации "Спортивная лига".
В апелляционной жалобе административный ответчик ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда и направления дела на новое рассмотрение, полагает решение постановленным при неправильном применении норм материального и процессуального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы Санкт-Петербургская общественная организация "Спортивная лига" указывает, что о рассматриваемом деле административный ответчик не был извещен надлежащим образом, а также судом не учтено, что организация не прекращала свою деятельность.
Представитель административного ответчика - Смирнов Р.В, действующий по доверенности, в заседание суда апелляционной инстанции явился, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, представил дополнение к апелляционной жалобе, в которой просил отменить решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 10 февраля 2020 года и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований административного истца, не передавая дело в суд первой инстанции..
Представитель административного истца, Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу, в заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом.
Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, представленные документы, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства.
Санкт-Петербургская общественная организация "Спортивная лига" была зарегистрирована УФНС по Санкт-Петербургу в Едином государственном реестре юридических лиц 28 марта 2014 года за основным государственным регистрационным номером 1147800001920.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц юридическим адресом общественной организации является адрес: Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, дом 15, литер А, помещение 6-Н.
Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу в рамках предоставленных полномочий вынесено и направлено в адрес административного ответчика, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц, письменное предупреждение от 25 октября 2018 года N78/07-16829 о нарушении требований законодательства и необходимости предоставления в срок по 10 января 2019 информации, предусмотренной абзацами 4 и 8 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
От получения направленного предупреждения административный ответчик уклонился.
01 июля 2019 года в адрес Санкт-Петербургской общественной организации "Спортивная лига" было направлено повторное предупреждение N78/07-11241 с установлением срока устранения нарушений по 02 сентября 2019 года, от получения которого административный ответчик также уклонился.
Удовлетворяя заявленный административный иск Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу, суд первой инстанции, пришёл к выводу о том, что Санкт-Петербургской общественной организации "Спортивная лига" допущены неоднократные нарушения требований законодательства, в связи с чем, имеются основания для признания юридического лица прекратившим свою деятельность.
Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции необоснованным по следующим обстоятельствам.
Право каждого на объединение, свобода деятельности общественных объединений гарантируются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями международных договоров Российской Федерации, включая Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами. Данные права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом (часть 4 статьи 15, часть 1 статьи 30, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" разъяснено, что при рассмотрении дел о ликвидации некоммерческой организации осуществляется судебный контроль за законностью и обоснованностью реализации уполномоченными органами или должностными лицами отдельных властных требований к объединениям граждан (пункт 1 части 3 статьи 1 КАС РФ).
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регламентированы Федеральным законом от 19 мая 1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Согласно статьи 7 Федерального закона от 19 мая 1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественные объединения могут создаваться в форме общественной организации.
Как установлено статьей 8 Федерального закона N 82-ФЗ, общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.
Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.
Статьей 29 Федерального закона от 19 мая 1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" установлена обязанность общественного объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года N212 "О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" указано, что документы, содержащие отчет о деятельности организации, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, организация представляет ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Согласно положениям статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных вышеуказанной статьей, непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой вышеуказанной статьи, неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 июня 2012 года N 1246-О, указанная мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц.
Статья 61 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает общие основания для ликвидации юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, к числу которых, среди прочего, отнесено: осуществление юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (подпункт 3 пункта 3).
Исходя из разъяснений, изложенных в пунктах 26, 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами. Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства. Неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения. Сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, такая мера как ликвидация не может быть применена к юридическому лицу по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократными нарушениями закона; такие нарушения в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о его ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Суды, принимая решение, обязаны, не ограничиваясь установлением одного только формального основания назначения соответствующей санкции или иного правоограничения, учитывать все обстоятельства дела, включая характер нарушений, если они допущены, и давать оценку иным установленным по делу фактам, образующим или исключающим основания применяемых мер.
При рассмотрении дела суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с заявлением, имея в виду, что для принятия решения, вследствие которого организация утрачивает статус юридического лица, факт прекращения ею своей деятельности должен быть доказан. Суд, в частности, может принять во внимание сведения о возврате почтовых отправлений, направленных по адресу организации, явку (как и неявку) в судебное заседание ее руководителей, а равно представленные ими объяснения; суд учитывает и данные о банковских счетах, поскольку движение денежных средств по счетам юридического лица доказывает факт его деятельности, даже если оно нарушает правила отчетности, а полное отсутствие сведений о состоянии банковских счетов может ставить под сомнение достаточность данных для вывода о прекращении организацией своей деятельности.
Непредставление же в установленный срок документов отчетности может свидетельствовать не только о фактическом прекращении организацией своей деятельности, но и о нарушении ею или ее органами законодательства, т.е. об обстоятельствах, образующих основание для решения вопроса о привлечении к ответственности этой организации или обращения в суд с заявлением о ее ликвидации (Определения Конституционного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 1246-0, от 10 ноября 2002 года N 270-О; Постановления Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 года N 14-П, от 06 декабря 2011 года N 26-П).
Действительно, в деятельности административного ответчика установлено нарушение действующего законодательства по предоставлению информации в уполномоченный орган.
Факт допущенных нарушений административным ответчиком не оспаривался.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что Санкт-Петербургской общественной организации "Спортивная лига" были допущены нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности общественного объединения, которые нельзя признать неоднократными и грубыми нарушениями закона.
Выявленные нарушения в деятельности регионального отделения в основном носят устранимый характер, и общественная организация предприняла необходимые и возможные меры для исправления нарушений, представив документы за прошлое периоды о своей деятельности и требуемые отчеты.
Судом апелляционной инстанции также с достоверностью установлено, что деятельность Санкт-Петербургской общественной организации "Спортивная лига" фактически не прекращалась на протяжении всего заявленного административным истцом периода времени.
Таким образом, при рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции не руководствовался правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении от 18 июля 2003 года N 14-П, и пришел к ошибочному выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований ввиду того, что Санкт-Петербургской общественной организации "Спортивная лига" допущены неоднократные нарушения в виде непредставления информации и отчетности.
Суд первой инстанции не учел фактических обстоятельств, подтверждающих активную деятельность Санкт-Петербургской общественной организации "Спортивная лига" и неумышленный характер допущенных нарушений.
По мнению, судебной коллегии, выявленные административным истцом нарушения, не могли являться достаточным основанием для применения такой исключительной меры, как признание общественной организации прекратившей свою деятельность и не свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов других лиц.
Доводы апелляционной жалобы относительно рассмотрения дела в отсутствие административного ответчика, судебная коллегия находит возможным отклонить, поскольку материалами дела подтверждается, что судебные извещения направлялись на юридический адрес административного ответчика, при этом, права административного ответчика нарушены не были, поскольку им было реализовано право на обжалование состоявшегося решения суда.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 10 февраля 2020 года по административному делу N2а-734/2020, отменить, принять по делу новое решение, в удовлетворении административного иска Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу - отказать.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.