САНКТ-ПЕТЕБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 16 февраля 2021 г. по делу N 3а-34/2021
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
судьи Сухаревой С.И.
при секретаре Астрейко М.Н.
с участием прокурора Спассковой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-34/2021 по административному исковому заявлению Исламова Илгара Бедреддина оглы о признании недействующими Приложений N 1-5, утвержденных пунктами 1.1-1.3, 2.1-2.2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2008 N 1604 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной "адрес" в части распространения их действия на земельный участок с кадастровым номером N.., расположенный по адресу: "адрес"
УСТАНОВИЛ:
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2008 N 1604, опубликованным в официальном издании органов государственной власти Санкт-Петербурга "Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга", N 1, 19.01.2009, "Вестник Администрации Санкт-Петербурга", N 1, 26.01.2009, утверждены проект планировки территории, ограниченной "адрес" (далее - Проект межевания территории).
Проект планировки территории утвержден в составе чертежа планировки названной территории, определяющего согласно приложению N 1 красные линии, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур (пункт 1.1), а также чертежа согласно приложению N 2, устанавливающего линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства (пункт 1.2), а также Положения о размещении объектов капитального строительства, характеристиках планируемого развития территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории, ограниченной "адрес"
Проект межевания территории утвержден в составе чертежа территории, ограниченной "адрес", определяющего согласно приложению N4 красные линии, границы зон с особыми условиями использования территории (пункт 2.1), а также чертежа согласно приложению N 5, определяющего границы застроенных земельных участков, границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства (пункт 2.2).
Исламов И.Б.о. обратился в суд с административным иском о признании недействующими Приложений N 1-5, утвержденных пунктами 1.1-1.3, 2.1-2.2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2008 N 1604 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной "адрес" принадлежащей на праве собственности административному истцу.
Административный иск мотивирован тем, что указанный земельный участок, принадлежащий истцу, входит в границы территории, в отношении которой оспариваемым постановлением Правительства Санкт-Петербурга утверждены Проект планировки территории и Проект межевания территории. Часть земельного участка административного истца входит границы территории иного земельного участка, имеющего N... В соответствии с приложением N 5 оспариваемого постановления земельный участок N.., площадью 8600 кв.м. предусмотрен для размещения многоквартирного дома со встроено-пристроенными помещениями, подземный паркинг. В настоящее время в границах земельного участка N... частично расположены 4 земельных участка, находящиеся в частной собственности разных лиц. В соответствии с Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 (далее - Правила землепользовании и застройки Санкт-Петербурга), земельный участок административного истца расположен в границах территориальной зоны N... - жилой зоны среднеэтажных и многоэтажных многоквартирных жилых домов, расположенных вне территории исторически сложившихся районов центральной части Санкт-Петербурга с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры, с видом разрешенного использования: среднеэтажная жилая застройка (4-8 этажей), многоэтажная жилая застройка (9 и более этажей) должна быть предусмотрена минимальная доля озеленения, предусмотрена площадь для размещения минимальной доли машиномест. Смежный с земельным участком административного истца земельный участок с кадастровым номером N.., также частично находящийся в границах земельного участка N.., расположен в границах территориальной зоны ТР2 - зоны рекреационного назначения - зеленых насаждений общего и земельных насаждений ограниченного пользования с включением объектов инженерной инфраструктуры.
Градостроительный регламент указанной территориальной зоны не предполагает строительство капитальных объектов, что препятствует реализации документации по планировке территории в настоящее время и размещению жилого дома в границах земельного участка административного истца. Таким образом, оспариваемое постановление противоречит Правилам землепользования и застройки Санкт-Петербурга, поскольку административный истец как собственник земельного участка лишается возможности использовать его для размещения объекта с иным видом разрешенного использования, что нарушает право собственника земельного участка, установленное подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации, а также противоречит Закону Санкт-Петербурга от 22.12.2005 N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" в части установленного вида разрешенного использования земельного участка N.., в границы которого входит земельный участок, принадлежащий административному истцу.
Кроме того, в соответствии с документацией по планировке территории в границах земельного участка административного истца расположены красные линии, определяющие охранную зону инженерных коммуникаций. Вместе с тем, предполагаемая к размещению ВЛ "адрес" в настоящее время расположена в другом месте и ее размещение не предполагается в границах определенных красными линиями, что следует из письма ПАО "Ленэнерго" от "дата" N N... и распоряжения КИО от "дата" N... (л.д.2-6, 94-95, том 1, л.д.69-71, 86-88, 121-125 том 2).
Административный истец Исламов И.Б.о, его представители Маслов А.В. и Климова Н.Ю, действующие по доверенности от "дата", явились в судебное заседание, поддержали заявленные требования с учетом уточнений.
Представитель административного ответчика Правительства Санкт-Петербурга Курганов С.В, действующий по доверенности от "дата", явился в судебное заседание, против заявленного административного иска возражал, ссылаясь на соблюдение уполномоченным органом порядка принятия и опубликования нормативного правового акта, его соответствие требованиям правовых норм, имеющих большую юридическую силу; представил возражения на административный иск (л.д.103-109 том 1, л.д.32-37, 93-96 том 2), пояснив, что по проекту планировки ранее существовавший земельный участок N... учтен как застроенный; на участке N... отсутствовали и отсутствуют объекты капитального строительства; вид разрешенного использования участка N... по проекту планировки: "размещения многоквартирного дома со встроено-пристроенными помещениями, подземный паркинг". В настоящее время в границах участка N... частично расположены 4 земельных участка (включая находящийся в собственности административного истца земельный участок с кадастровым номером N.., и находящийся в собственности Санкт-Петербурга земельный участок с кадастровым номером N...). Находящийся в собственности административного истца земельный участок не менял функциональное, территориальное зонирование, имеет тот же вид разрешенного использования, что свидетельствует об отсутствии нарушения прав административного истца. Приведение в соответствии с Генеральным планом Санкт-Петербурга планировочной документации в отношении земельного участка, находящегося в государственной собственности с кадастровым номером N... возможно в рамках реализации пунктов 4.6, 4.7 приложения N1 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга", в соответствии с расчетным сроком установленным подпунктом 7 пункта 1 приложения N1 к Закону Санкт-Петербурга N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 19.12.2018 N 763-161).
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении административных требований, приходит к следующему.
Проверяя в порядке части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полномочия Правительства Санкт-Петербурга на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из того, что предметом его регулирования являются общественные отношения в области градостроительной деятельности по вопросу градостроительного зонирования и территориального планирования.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее также - ГрК РФ) и находится в силу комплексного характера регулируемых отношений в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции Российской Федерации и часть 3 статьи 4 ГрК РФ).
Согласно подпункту 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится утверждение схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования, выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется.
В свою очередь частью 2 статьи 63 названного Кодекса предусмотрено, что в случае, если законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга - полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами указанных субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия, установленные часть 3 статьи 8 настоящего Кодекса (в том числе утверждение правил землепользования и застройки), осуществляются органом государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга. Правила землепользования и застройки субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга - утверждаются нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга (часть 4.1. статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, с учетом особенностей осуществлении градостроительной деятельности в городе федерального значения Санкт-Петербурге, предусмотренных статьей 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации, полномочия в области градостроительной деятельности, предусмотренные частью 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить указанному кодексу.
Как следует из положений статьи 41 ГрК РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1).
Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной данным кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (часть 2).
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5).
Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории определен статьей 45 ГрК РФ, частями 1 и 19 которой предусмотрено, что решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается данным кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
На момент принятия оспариваемого постановления действовал Закон Санкт-Петербурга от 30.12.2003 N 778-116 "Об основах регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 778-116), которым был установлен порядок деятельности органов государственной власти Санкт-Петербурга, в частности, в процессах планировки территории.
Пунктом 5 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга N 778-116 было установлено, что порядок подготовки документации по планировке территорий, состав и содержание проектов планировки территорий до их установления законом Санкт-Петербурга определяются нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 3.2.1 Регламента Правительства Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 N 100 "Об утверждении Регламента Правительства Санкт-Петербурга" (далее - Регламент), Правительство Санкт-Петербурга издает нормативные или индивидуальные правовые акты по вопросам, нормативное регулирование которых в соответствии с федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Уставом Санкт-Петербурга и законами Санкт-Петербурга отнесено к компетенции Правительства Санкт-Петербурга.
В силу части 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации проекты планировки и межевания территории до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
В соответствии с частью 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа, с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории, заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку с учетом указанный протокола и заключения.
Материалами дела подтверждено, что публичные слушания по проекту планировки и межеванию территории были проведены 04.12.2006 в соответствии с требованиями действовавших в указанный период времени редакций части 5 статьи 46 ГрК РФ и Закона Санкт-Петербурга от 20.07.2006 N 400-61 "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге".
Из материалов дела усматривается, что оспариваемое постановление N 1604 опубликовано в официальном издании органов государственной власти Санкт-Петербурга "Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга", N 1, 19.01.2009, "Вестник Администрации Санкт-Петербурга", N 1, 26.01.2009, в соответствии с положениями статьи 1.5 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2003 N 173 "О порядке опубликования законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга".
Постановление N 1604 внесено в Реестр нормативных правовых актов 23.12.2008, регистрационный N 7735, в порядке, утвержденном постановлением Губернатора Санкт-Петербурга от 18.06.2004 N 438-пг "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации".
Проанализировав приведенные выше нормы федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление N 1604 принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением установленных законом требований к его форме и порядку опубликования, введения в действие.
Отношения по планировке территории урегулированы главой 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры (часть 1).
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию; является основой для разработки проектов межевания территорий (части 2, 9).
В соответствии с частью 8 статьи 42 ГрК РФ состав и содержание проектов планировки территории, подготовка которых осуществляется на основании документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, документов территориального планирования муниципального образования, устанавливаются данным Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Подготовка проектов межевания территорий, целью разработки которых является определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков, осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, как в составе проектов планировки территорий, так и в виде отдельного документа (части 1 - 3 статьи 43 ГрК РФ).
Согласно части 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Регулирование градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге в период принятия оспариваемого постановления N 1604 осуществлялось на основании Закона Санкт-Петербурга N 778-116, согласно пункту 1 статьи 2 которого единым документом территориального планирования субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга являлся Генеральный план Санкт-Петербурга.
Проанализировав действовавшее в период принятия оспариваемого постановления N 1604 законодательство, суд приходит к выводу о том, что проект планировки с проектом межевания территории на дату его утверждения соответствовал Закону Санкт-Петербурга от 21.12.2005 N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 728-99), при этом в указанный период правила землепользования и застройки в Санкт-Петербурге приняты не были.
В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга N 778-116 в течение переходного периода в тех случаях, когда для территориальной зоны, в которой предполагается строительство (реконструкция) объекта, отсутствуют утвержденный градостроительный регламент и документация по планировке территорий, проектная документация может разрабатываться в соответствии с требованиями временных регламентов застройки территорий, согласно статье 23 данного закона.
Из положений статьи 23 Закона Санкт-Петербурга N 778-116 следует, что временные регламенты застройки территории - это утвержденные Правительством Санкт-Петербурга документы, устанавливающие допустимые виды использования объектов недвижимости и архитектурно-строительные параметры застройки на части территории Санкт-Петербурга, границы которой устанавливаются графической схемой, входящей в документацию временных регламентов застройки территорий.
Виды использования объектов недвижимости и архитектурно-строительные параметры застройки устанавливаются временным регламентом застройки территорий в соответствии с утвержденной градостроительной документацией и Генеральным планом Санкт-Петербурга в составе, определенном Градостроительным кодексом Российской Федерации для градостроительных регламентов территориальных зон в составе правил землепользования и застройки.
Правовой режим, установленный временным регламентом застройки территории, применяется в равной мере ко всем земельным участкам и объектам капитального строительства на соответствующей территории (пункт 1).
Порядок разработки и согласования временных регламентов застройки территорий утверждается Правительством Санкт-Петербурга (пункт 2).
В соответствии с положениями действовавшего в период принятия оспариваемого нормативного правового акта постановления Правительства Санкт-Петербурга от 08.06.2004 N 973 "Об утверждении временных регламентов застройки" полномочия по утверждению временных регламентов застройки земельных участков были предоставлены Комитету по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, которым 29.04.2005 издано распоряжение N 695 "О порядке разработки, согласования и утверждения временных регламентов застройки земельных участков", утвердившее, в том числе, Положение о составе, порядке разработки, согласования и утверждения Временных регламентов застройки земельных участков.
Порядок организации и проведения публичных слушаний по документации по планировке территории в Санкт-Петербурге определен Законом Санкт-Петербурга от 20.07.2006 N 400-61 "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 400-61).
Временный регламент застройки территории, в отношении которой утверждено оспариваемое постановление, являлся предметом обсуждения на публичных слушаниях, состоявшихся 04.12.2006, утвержден 23.08.2008 распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре N 3523.
Тем самым, по состоянию на 16.12.2008 - дату принятия оспариваемого постановления N 1604, в отношении указанной территории были разработаны и утверждены нормативы градостроительного проектирования и градостроительный регламент.
При этом вопреки доводам административного иска противоречий в утвержденном проекте планировки с проектом межевания территории в отношении земельного участка административного истца требованиям Генерального плана Санкт-Петербурга, Временного регламента застройки судом не установлено.
Из сведений государственной информационной системы Санкт-Петербурга "Автоматизированная информационная система управления градостроительной деятельностью" (постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.08.2014 N776 "О государственной информационной системе Санкт-Петербурга "Автоматизированная информационная система управления градостроительной деятельностью") следует, что земельный участок административного истца с кадастровым номером N... был образован "дата" вследствие последовательного и неоднократного раздела ранее существовавшего земельного участка, а именно: из земельного участка с кадастровым номером N... площадью 16235 кв.м. (образованного "дата" и снятого с кадастрового учета "дата" после его раздела и образования земельного участка с кадастровым номером N...); из земельного участка с кадастровым номером N... площадью 16143 кв.м. (образованного "дата" из земельного участка с кадастровым номером N... и снятого с кадастрового учета "дата" после его раздела). Также из сведений государственной информационной системы Санкт-Петербурга "Автоматизированная информационная система управления градостроительной деятельностью" следует, что в отношении земельного участка с кадастровым номером N... вновь "дата" были проведены изменения.
Из договора купли-продажи, заключенного между "... " и административным истцом "дата", выписки из единого государственного реестра недвижимости следует, что Исламов И.Б.о. приобрел вышеназванный земельный участок в собственность, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения жилого дома (жилых домов), имеющий ограничения прав и обременение объекта недвижимости: - вид: Охранная зона воздушных линий электропередач. Площадью 3375 кв.м. Право прохода и проезда, площадь 391 кв.м. Зона градостроительных ограничений, площадь 1504 кв.м. (л.д.74-84 том 1).
Таким образом, находящийся в настоящее время в собственности административного истца земельный участок с кадастровым номером N... площадью 3635 кв.м, был образован после утверждения Правительством в 2008 году документации по планировке территории вследствие последовательного раздела находящихся в собственности ООО "Дальпитерстрой" земельных участков с кадастровыми номерами N... и N...
При этом образование (формирование) указанных земельных участков осуществлялось их правообладателями не по процедуре, установленной Градостроительным кодексом Российской Федерации (то есть, не при подготовке документации по планировке и межеванию территории в составе проекта межевания территории), а по процедуре, установленной Земельным кодексом Российской Федерации (то есть путем раздела ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером N...). При этом необходимых изменений в ранее утвержденные оспариваемым постановлением проекты планировки и межевания территории не вносились.
В отношении функционального и территориального зонирования территории, на которой после утверждения в 2008 году оспариваемым постановлением документации по планировки и межевания территории был образован земельный участок административного истца с кадастровым номером N... необходимо отметить следующее.
Функциональная зона "ЗЖД" (зона среднеэтажной и многоэтажной многоквартирной жилой застройки с включением объектов общественно-деловой застройки, а также объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны) была установлена в отношении рассматриваемой территории Законом Санкт-Петербурга от 22.12.2005 N728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга".
Территориальная "ТЗЖ2" (жилая зона среднеэтажных и многоэтажных многоквартирных жилых домов, расположенных вне территории исторически сложившихся районов центральной части Санкт-Петербурга, с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры) была установлена в отношении рассматриваемой территории в 2016 году в составе Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524.
Изменение функциональной зоны и территориальной зоны в отношении земельного участка административного истца не произошло, вид разрешенного использования данного участка также предполагает размещения на нем жилого дома (жилых домов).
Таким образом, ссылки административного истца о несоответствии постановления Правительства Санкт-Петербурга N 1604 оспариваемого в части распространения его действия на земельный участок, принадлежащий административному истцу, Генеральному плану Санкт-Петербурга и Правилам землепользования и застройки, суд находит несостоятельными.
Доводы административного иска о том, что рядом расположенный с земельным участком истца земельный участок с кадастровым номером N... отнесен в настоящее время к территориальной зоне ТР2, что не предполагает строительство капитальных объектов, не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку административный иск заявлен в отношении земельного участка, принадлежащего на праве собственности Исламову И.Б.о. При этом, земельный участок с кадастровым номером N.., находящийся в собственности Санкт-Петербурга имеет функциональное назначение "для благоустройства территории".
В 2015 году на земельном участке с кадастровым номером N... проведено благоустройство и организован сквер "70-летия Победы в Великой Отечественной войне".
Законом Санкт-Петербурга от 19.12.2018 N763-161 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" на земельный участок с кадастровым номером N... установлена функциональная зона "Р2" (рекреационная зона зелёных насаждений общего и ограниченного пользования с включением объектов, допустимых в соответствии с законодательством об охране зелёных насаждений, включая плоскостные спортивные сооружения).
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2019 N464 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N524" на земельный участок с кадастровым номером N... установлена территориальная зона "ТР2" (зона рекреационного назначения - зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением объектов инженерной инфраструктуры).
Изменение функционального и территориального зонирования земельного участка, находящегося в государственной собственности и отнесение его к рекреационной зоне зелёных насаждений общего и ограниченного пользования с включением объектов, допустимых в соответствии с законодательством об охране зелёных насаждений, включая плоскостные спортивные сооружения и зоне рекреационного назначения - зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением объектов инженерной инфраструктуры не противоречит положениям пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Закону Санкт-Петербурга от 08.10.2007 N 430-85 "О зеленых насаждениях общего пользования".
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 08.10.2007 N 430-85 "О зеленых насаждениях общего пользования" (в ред. Закона Санкт-Петербурга от 30.06.2010 N 410-92) территории зеленых насаждений общего пользования являются территориями общего пользования и могут включать земельные участки, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга; земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена; земельные участки, переданные в собственность внутригородских муниципальных образований С.-Петербурга.
Приведение в соответствии с Генеральным планом Санкт-Петербурга планировочной документации в отношении земельного участка, находящегося в государственной собственности с кадастровым номером N... возможно в рамках реализации пунктов 4.6, 4.7 Приложения N1 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга", в соответствии с расчетным сроком установленным подпунктом 7 пункта 1 Приложения N1 к Закону Санкт-Петербурга N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 19.12.2018 N 763-161).
Таким образом, отнесение земельного участка с кадастровым номером N... к указанным функциональной и территориальной зонам не нарушает прав административного истца.
Ссылка административного истца на заключение Строительно- монтажного управления N.., выполненного "... "л.д.126-170 том 2), из которого следует, что строительство многоквартирного дома высотой более 9 этажей на участке с кадастровым номером N... невозможно с учетом имеющихся ограничений, не может быть принята во внимание в силу следующего.
Как было указано выше образование (формирование) указанных земельных участков осуществлялось их правообладателями путем раздела ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером N.., без учета ранее утвержденных оспариваемым постановлением проектов планировки и межевания территории. Приобретая земельный участок с кадастровым номером N... в 2019 году, действуя в своем интересе в силу пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, административный истец был уведомлен об имеющихся ограничениях права, что отражено в договоре купли-продажи и выписке из единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с документацией по планировке территории в границах земельного участка административного истца расположены красные линии, определяющие охранную зону инженерных коммуникаций.
Следует отметить, что положения градостроительного законодательства не ставят возможность непосредственной разработки документации по планировке территории, в том числе применительно к установлению красных линий, в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки в границах территории, на которую разрабатывается проект планировки, и не содержат требований учитывать фактическое использование земельных участков при разработке и утверждении проектов планировки территории, равно как не содержат требований о разработке документации по планировке территории в целом, допуская возможность планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (определения от 06.11. 2003 N 387-О, от 15.07.2010 N 931-О и от 25.02.2016 N 242-О).
Установление планируемых к размещению автомобильных дорог местного значения, иных линейных объектов, их реконструкция определяется генеральным планом городского округа и, соответственно, отражается в разрабатываемых на его основании проектах планировки территории. При этом разработка красных линий в составе планировки территории обусловлена публично-правовыми целями градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территории.
Таким образом, наличие указанных красных линий на земельном участке административного истца не свидетельствует о нарушении его права, учитывая также, что приобретая земельный участок, административный истец знал о данных ограничениях.
Доводы административного иска о том, что предполагаемая к размещению ВЛ 35 кВ Шушарская-1 в настоящее время расположена в другом месте и не будет проходить в границах определенных красными линиями, что следует из письма ПАО "Ленэнерго" от "дата" N ЛЭ/06-13/521 и распоряжения КИО от "дата" N... -РЗК, не могут служить основанием для признания оспариваемого в части постановления недействующим. При этом административный истец не лишен возможности в соответствии со статьей 45 ГрК РФ и в установленном Законом N4-5 "О порядке подготовки документации по планировке территории в Санкт-Петербурге, порядке внесения изменений в такую документацию, порядке отмены такой документации или ее отдельных частей, порядке признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению и внесении изменений в некоторые законы Санкт-Петербурга", постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.09.2020 N 781 "Об утверждении Положения о порядке подготовки заключения, содержащего сведения о наличии или отсутствии оснований и соблюдении или несоблюдении условий для принятия решения об отмене документации по планировке территории или ее отдельных частей, решения о признании отдельных частей документации по планировке территории не подлежащими применению" и приказом КГА от "дата" N... порядке, самостоятельно инициировать процедуру отмены оспариваемой в части документации по планировке территории в отношении земельного участка с кадастровым номером N.., касающейся размещенных на нем красных линий, в случае если размещение объекта инженерной инфраструктуры - линии ЛЭП в границах земельного участка в настоящее время не требуется.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22.04.2014 N 12-П, преобразование отношений в той или иной сфере жизнедеятельности, не может осуществляться вопреки нашедшему отражение в статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации общему (основному) принципу действия закона во времени, который, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (часть 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность).
Статьей 2 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная документация, в том числе генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Из пункта 4 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга N 728-99 следует, что документация по планировке (застройке) территории Санкт-Петербурга, утвержденная до вступления в силу данного закона, действует в части, не противоречащей Генеральному плану Санкт-Петербурга.
Пунктом 1 статьи 15 Закона Санкт-Петербурга от 24.11.2009 N 508-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" установлено, что со дня вступления в силу данного Закона Санкт-Петербурга правовые акты Санкт-Петербурга действуют в части, не противоречащей указанному Закону Санкт-Петербурга.
Таким образом, действующим законодательством допускается применение ранее принятой градостроительной документации в части, не противоречащей нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Пунктом 3 части 8 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта выясняет соответствие оспариваемого правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В рассматриваемом случае проект планировки с проектом межевания территории разрабатывался в целях выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства (реконструкции) и, как уже указывалось ранее, на момент утверждения проект Генеральному плану Санкт-Петербурга, Временному регламенту застройки соответствовал, в отношении земельного участка административного истца функциональная, территориальная зоны и вид разрешенного использования в соответствии с действующими Генеральным планом Санкт-Петербурга и Правилами землепользования и застройки не изменились, следовательно, в указанной части, оспариваемое постановление также не противоречит Генеральному плану Санкт-Петербурга и Правилам землепользования и застройки, то есть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Пунктом 2 статьи 4-1 Закона N4-5 т 22.01.2015 N 4-5 (ред. от 22.10.2020) "О порядке подготовки документации по планировке территории в Санкт-Петербурге, порядке внесения изменений в такую документацию, порядке отмены такой документации или ее отдельных частей, порядке признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению и внесении изменений в некоторые законы Санкт-Петербурга" установлен случай, позволяющий отмену документации по планировке территории (в том числе в части земельного участка с кадастровым номером N...).
В силу приведенной нормы права отмена отдельных частей документации по планировке территории осуществляется на основании заявления заинтересованного лица, в том числе случаи, если размещение объектов капитального строительства в соответствии с параметрами застройки территории и характеристиками объектов капитального строительства, установленными в документации по планировке территории, невозможно осуществить в связи с размещением общественных пространств, отображенных на Генеральном плане Санкт-Петербурга, или включением территории в перечень территорий зеленых насаждений общего пользования в соответствии с законом Санкт-Петербурга, вступившим в силу после утверждения документации по планировке территории, или в связи с требованиями к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особым режимом использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, ограничениями использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, режимами зон охраны объектов культурного наследия.
Ссылку административного истца на несоответствие основной части оспариваемого проекта планировки территории материалам по его обоснованию, а именно, что "Проектом чертежа планировки территории. Чертеж линий, обозначающих линии связи, объекты инженерной инфраструктуры" (далее - материал по обоснованию) на части земельного участка N.., на которой расположен земельный участок административного истца, предусмотрено размещение котельной. В материале по обоснованию указанный объект обозначен за N... (стр.12 материалов по обоснованию)", суд находит несостоятельной.
Перечень сведений, подлежащих отображению на чертежах планировки и межевания территории, а также в пояснительных записках к проекту планировки территории установлен статьями 42 и 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Так, согласно части 3 статьи 42 ГрК РФ основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе: линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур.
Состав материалов проекта планировки территории в графической форме по обоснованию установлен частью 5 статьи 42 ГрК РФ и содержит схемы: 1) расположения элемента планировочной структуры; 2) использования территории в период подготовки проекта планировки территории; 3) организации улично-дорожной сети и схему движения транспорта на соответствующей территории; 4) границ территорий объектов культурного наследия; 5) границ зон с особыми условиями использования территорий; 6) вертикальной планировки и инженерной подготовки территории; 7) иные материалы в графической форме для обоснования положений о планировке территории.
Также, согласно частям 4 и 6 статьи 42 ГрК РФ, документация по планировке территории содержит пояснительную записку, содержащую описание и обоснование вопросов планировки территории.
Законодательство не содержит единых требований к форме пояснительной записки, а также к тому, на каких чертежах (схемах) документации по планировке территории подлежат отображению перечисленные статьями 42 и 43 ГрК РФ сведения. При разработке документации по проекту планировки той или иной территории в каждом отдельном случае компоновка на чертежах и схемах указанных сведений, а также степень детализации таких сведений различна.
В рассматриваемом случае, в документации по планировки территории информация о линиях связи и объектах инженерной инфраструктуры представлены на одном чертеже.
Иная предусмотренная к отображению информация, в том числе информация об объектах транспортной структуры отображена на иных чертежах и схемах. При этом вся отображаемая на чертежах и схемах информация, а также содержащаяся в пояснительной записке информация составляет единый документ, составные части которого дополняют и поясняют друг друга.
Из документации по планировке и межеванию территории следует, что на образуемом земельном участке N... предусмотрен к размещению многоквартирный дом со встроенными и пристроенными помещениями, подземный паркинг.
В пояснительной записке (том 1 стр.10, 11, 16) Основной части проекта планировки указано, что панельные жилые 10-25-этажные дома будут иметь встроенные помещения, чердачные и подвальные помещения.
На страницах 39-42 представлены расчеты долговременного и кратковременного хранения автомобилей, в том числе для квартала образуемого квартала 16106-14 (в границах которого находится образуемый участок 28).
Из выполненных в соответствии с требованиями Территориальными строительными нормами "Градостроительство. Реконструкция и застройка нецентральных районов Санкт-Петербурга" 30-305-2002 расчетов следует, что для долговременного хранения автомобилей планируется проектирование подземных и полуподземных стоянок под жилыми домами и общественными зданиями.
Согласно разделу 4.4 Теплоснабжение (том 1 стр. 59), источником теплоснабжения является котельная по адресу: "адрес" с приведенными характеристиками указанной котельной. Развитие инфраструктуры теплоснабжения в районе планировки не планируется. На страницах 61-62 тома 1 содержится расчет потребителей тепла и тепловых потоков для существующих потребителей (таблица 6), а также расчет тепловых потоков с учетом нового строительства общественных и жилых зданий на проектируемом участке (таблица 7).
Также из пояснительной записки (том 1. Газоснабжение, стр.68, 69) Основной части проекта планировки следует, что потребителями газа являются как котельные отдельно стоящие, так и котельные пристроенные, встроенные и крышные на территории предприятий, производственных, общественных, административных, бытовых и жилых зданий. Существующая котельная находится по адресу: г "адрес"
В основной и обосновывающей частях проекта планировки, а также в приложении N3 к оспариваемому постановлению Правительства не определено, какой тип источника теплоснабжения будет иметь планируемый к размещению на земельном участке N... многоквартирный дом (от указанной выше котельной, либо это будет автономная пристроенная, встроенная или крышная котельная).
Это вопрос подлежит определению непосредственно при разработке проекта многоквартирного дома.
Отдельно стоящие, пристроенные, встроенные и крышные котельные являются одним из видов объектов инженерной инфраструктуры. Поэтому на "Чертеже линий, обозначающих линии связи, объекты инженерной инфраструктуры" котельная отображена как вариант возможного автономного источника теплоснабжения планируемого к размещению на участке N... многоквартирного дома со встроенными и пристроенными помещениями.
Следует отметить, что информация, содержащаяся на чертежах и схемах основной части и обосновывающей части проекта планировки, а также информация пояснительной записки, содержит комплексное обоснование вопросов планировки территории и в совокупности составляет единый многотомный документ.
Указанным документом на земельном участке N... предусмотрен к размещению многоквартирный дом (кирпично-монолитный) со встроенными и пристроенными помещениями и подземным паркингом, что отражено в приложении N... к оспариваемому постановлению Правительства.
Таким образом, противоречий между оспариваемым постановлением Правительства и сведениями основной и обосновывающей частей документации по планировке и межеванию территории не установлено.
Учитывая изложенное, отсутствуют основания для признания оспариваемого постановления N 1604 недействующим в части Приложений N1-5, утвержденных пунктами 1.1-1.3, 2.1-2.2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2008 N 1604 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной "адрес" в части распространения их действия на земельный участок с кадастровым номером N.., поскольку оспариваемое в части постановление принято в установленном законом порядке компетентным органом, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, права либо законные интересы административного истца не нарушает.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Исламова Илгара Бедреддина оглы о признании недействующими Приложений N1-5, утвержденных пунктами 1.1-1.3, 2.1-2.2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2008 N 1604 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной "адрес" в части распространения их действия на земельный участок с кадастровым номером N.., расположенный по адресу: "адрес" - отказать.
Возложить на Правительство Санкт-Петербурга обязанность опубликовать данное решение суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.gov.spb.ru).
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Санкт-Петербургского городского суда С.И.Сухарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.