Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при помощнике судьи фио, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело N 2-8204/2020 по апелляционной жалобе фио на решение Мещанского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
Исковые требования фио к наименование организации об обязании назначить субсидию, признании отказа незаконным, взыскании судебных расходов - оставить без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
Истец фио обратился в суд с иском к ответчику наименование организации, указывая на то, что имеет право на получение субсидии, однако, субсидия предоставлена, что и явилось основанием для обращения в суд с иском о возложении на ответчика обязанности назначить с дата субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, признании решения об отказе в ее назначении незаконным, возмещении судебных расходов.
Истец фио в судебное заседание явился, иск поддержал.
Представитель ответчика наименование организации фио в судебное заседание явилась, против удовлетворения исковых требований возражала.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец фио
Истец фио, его представитель по доверенности фио в заседании судебной коллегии доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель ответчика наименование организации по доверенности фио полагала решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав объяснений сторон по делу, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив и оценив фактические обстоятельства дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения в силу следующего.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
2. Неправильным применением норм материального права являются:
1) неприменение закона, подлежащего применению;
2) применение закона, не подлежащего применению;
3) неправильное истолкование закона.
Указанных обстоятельств, которые могли бы послужить основанием к отмене либо изменению оспариваемого решения, при рассмотрении настоящего дела не установлено.
В соответствии с ч. 1, 5 ст. 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Распоряжением Правительства Москва от дата N 246-РП на наименование организации возложена организация и выполнение работ по предоставлению граждан жилищных субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг в адрес.
Порядок предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан установлены Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" и Административным регламентом "Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", утвержденным постановлением Правительства Москвы от дата N 111-ПП" (далее - Административный регламент).
В силу пункта 8 Правил предоставление субсидии носит заявительный характер и предполагает представление получателем субсидий соответствующего заявления и необходимого комплекта документов при обращении в МФЦ любого района адрес.
Право на субсидии имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 41 Правил, субсидия назначается сроком на 6 месяцев.
Пунктом 20 Правил определено, что размер субсидии помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Субсидия предоставляется гражданам с учетом постоянно зарегистрированных с ними членов семьи (п. 4 Правил).
Судом установлено, что дата из МФЦ адрес в районный отдел центра жилищных субсидий N59 "Даниловский" поступило заявление о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг N 814-00268/19 от фио с комплектом документов в соответствии с пунктом 8 Правил.
В жилом помещении по адресу адрес зарегистрированы 6 человек : истец фио, фио- дочь истца, фио ?внук истца, фио - внучка истца, фио - внучка истца, фио - внучка истца. В заявлении поименован также супруг дочери фиоП фио, зарегистрированный по другому адресу и не включенный в заявление на предоставление субсидии.
Согласно пункту 19 Правил уполномоченный орган при решении вопроса о наличии права на предоставление субсидии и расчете ее размера определяет состав семьи заявителя исходя из сведений о составе семьи, содержащихся в заявлении о предоставлении субсидии, а также на основании пунктов 8(1) и 11 Правил. Пунктом 32 Правил установлено, что совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии. При исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи: супругом (супругой); родителями или усыновителями несовершеннолетних детей; несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными (пункт 33 Правил). Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", с учетом, в том числе доходов, указанных в пункте 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 512, за исключением денежных эквивалентов полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в том числе льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых гражданам в виде скидок в оплате (пункт 32 Правил).
Отказывая в удовлетворении искового заявления, суд исходил из того, что ответчик обоснованно отказал в предоставлении субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг в период с дата по дата, поскольку расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг превышают максимально допустимую долю расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи истца, Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах и отвечают требованиям норм материального права.
Порядок предоставления гражданам жилищных субсидий регулируется Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг". Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев (пункт 41 Правил).
Согласно Правилам, при исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семье супругом (супругой), родителями несовершеннолетних детей, несовершеннолетними детьми (пункт 33 Правил), в связи с чем доход супруга дочери истца подлежит учету для исчисления совокупного дохода семьи дочери. При исчислении дохода суммируются среднемесячные доходы дочери, ее супруга, и четырех детей, и полученная сумма делиться на 6 (общее количество семьи дочери).
Так как супруг дочери не зарегистрирован по адресу истца, его полученная часть дохода (1/6) не учитывается при исчислении совокупного дохода истца с дочерью, следовательно, субсидия будет рассчитываться с учетом дохода истца и дохода дочери в размере 5/6 от совокупного дохода ее семьи.
Максимальный совокупный (ежемесячный) доход семьи из 6 человек, дающий право претендовать на субсидию, для собственников жилого помещения, обязанных уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, с дата составлял сумма
Суд обоснованно не нашел оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку совокупный доход семьи истца на дата составлял сумма, т.е. превышал максимальный доход, позволяющий претендовать на получение субсидии, в связи с чем, субсидия истцу не могла быть предоставлена на период с дата по дата.
Доводы жалобы о том, что суд принял расчет субсидии, представленный ответчиком, несостоятелен, поскольку расчет произведен с учетом положений действующих Правил. При этом, ссылка заявителя на положение ст. 31 ЖК РФ, определяющее состав членов семьи истца, не применима к настоящим правоотношениям сторон, свидетельствует о неверном толковании действующего законодательства. Доказательств нарушения порядка исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии (раздел V Правил предоставления субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг) не представлено.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы судебного решения, направлены на иную оценку доказательств, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда адрес от дата - оставить без изменения, апелляционную жалобу фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.