Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В., с удей Дегтеревой О.В., Жолудовой Т.В., при помощнике судьи Иосебашвили Э.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе Нехочиной... на решение Преображенского районного суда города Москвы от 14 октября 2020 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Нехочиной... к ГУ-ГУ ПФР N7 по г. Москве и Московской области об обжаловании решения - отказать в полном объеме", УСТАНОВИЛА:
Нехочина Е.Н. обратилась в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области, просила признать неправомерным отказ ответчика от 24.06.2019 N 1404307/19 об изменении (увеличении) ежемесячной денежной выплаты от 10.06.2019; обязать восстановить право на получение денежной выплаты в тех же размерах, что получают согласно действующему законодательству участники Великой Отечественной Войны, с учетом стоимости набора социальных услуг с даты обращения, то есть с 10.06.2019.
В обосновании заявленных требований ссылалась на то, что ответчик отказал истцу в установлении ежемесячной денежной выплаты в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 23.1 Федерального закона N 5-ФЗ от 12.01.1995г. "О ветеранах".
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого просит истец по доводам апелляционной жалобы.
В судебное заседание апелляционной инстанции стороны не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно статье 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны установлены статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно пункту 3 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), распространяются меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий.
С 1 января 2005 г. согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий и приравненных к ним членов семей военнослужащих, была преобразована в систему мер социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее представлявшихся ветеранам и членам их семей льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой.
В этой связи члены семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), с 1 января 2005 г. имеют право на ЕДВ в размере, установленном подпунктом 4 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ.
Принимая решение об отказе в иске, суд обоснованно исходил из того, что ЕДВ в размере, предусмотренном подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ для участников Великой Отечественной войны, с учетом Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2007 г. N 331-О-П, пунктом 19 статьи 44 и пунктом 5 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны, устанавливается тем членам семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), гибель или смерть которых наступила до 16 января 1995 г. (дата вступления в силу Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ).
При этом суд первой инстанции правомерно исходил из правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в данном Определении, согласно которой, по смыслу статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ), ЕДВ представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей; по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса.
Как правильно указал суд первой инстанции, Конституционный Суд Российской Федерации определилкруг лиц, для которых ЕДВ назначается в размере, предусмотренном подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ для участников Великой Отечественной войны. К числу этих лиц относятся родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо умерших вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, гибель (смерть) которых наступила до вступления в силу Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ (16 января 1995 года).
Рассматривая во взаимосвязи нормы статьи 3 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 и статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ применительно к конституционно-правовому смыслу законоположений статьи 7 Закона СССР от 01.08.1989 N 313-1 и статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 г. М 5-ФЗ, выявленному в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2007 г. N 331-О-П, в рамках длящихся правоотношений, членам семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, у которых до 1 января 2005 г. возникло и было реализовано право пользования льготами в соответствии с Закона СССР от 01.08.1989 N 313-1 (то есть членам семей указанных военнослужащих, гибель или смерть которых наступила до 16 января 1995 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ), ЕДВ должна устанавливаться в размере, предусмотренном подпунктом 2 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ для участников Великой Отечественной войны.
Сын истца Нехочин А.В. умер.., следовательно истец приобрела свой особый правовой статус после вступления в действие Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, и имеет право на меры социальной поддержки, установленные статьей 21, и ЕДВ в размере, предусмотренном подпунктом 4 пункта 4 статьи 23.1 указанного Федерального закона, для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной и ветеранов боевых действий.
При таких обстоятельствах суд обоснованно отказа в удовлетворении исковых требований истца.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с выводами суда, основанному на субъективном толковании норм материального права, судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу, иному толкованию закона, регулирующего возникшие отношения.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Преображенского районного суда города Москвы от 14 октября 2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Нечохиной... без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.