Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Мызниковой Н.В, судей Рачиной К.А, Дегтеревой О.В.
при помощнике судьи Волгине Г.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А, гражданское дело по апелляционной жалобе Маркарян А.Б.
на решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 30 июня 2020 г, которым постановлено:
И сковые требования Маркарян А.Б. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области включить в подсчет стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", Маркарян А.Б. периоды: с 8 августа 1990 г. по 31 декабря 1990 г, с 1 января 1991 г. по 1 марта 1992 г, с 2 марта 1992 г. по 31 октября 1999 г. в льготном исчислении. В остальной части иска отказать.
установила:
Маркарян А.Б. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главному Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г.Москве и Московской области (далее также - ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области, пенсионный орган) о признании незаконным решения пенсионного органа от 18 ноября 2019 г. об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, об обязании ответчика включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", спорные периоды работы и назначить ей досрочно страховую пенсию по старости. В обоснование заявленных требований Маркарян А.Б. указала, что решением пенсионного органа от 18 ноября 2019 г. ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения) ввиду недостаточности необходимого специального стажа. По мнению Маркарян А.Б, отказ ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области от 18 ноября 2019 г. является незаконным, нарушает ее право на пенсионное обеспечение.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого только в части отказа во включении в специальный страховой стаж периода работы с 1 июня 2007 г. по 31 декабря 2018 г. в должности медицинской сестры в стоматологической клинике ООО "Меркурий-Сервис" по доводам апелляционной жалобы просит истец Маркарян А.Б.
Изучив материалы дела, выслушав истца Маркарян А.Б, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области Ноздри А.И, проверив в соответствии со статьей 327 1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 данной статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 этой статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список от 29 октября 2002 г. N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Абзацем третьим пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", подлежащего применению к соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно, установлено, что исчисление сроков выслуги среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, а также среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии производится как один год работы в этих должностях и подразделениях за один год и 6 месяцев.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Маркарян А.Б. с 20 августа 1987 г. по 12 января 1988 г. работала в должности медсестры стоматологической поликлиники Разданской центральной районной больницы Республики Армения, с 8 августа по 31 декабря 1990 г. - в должности дежурной медсестры в реанимационном отделении в Разданской центральной районной больнице Республики Армения, с 1 января 1991 г. по 1 марта 1992 г. - в должности дежурной медсестры в реанимационном отделении в Разданской центральной районной больнице Республики Армения, с 2 марта 1992 г. по 31 октября 1999 г. - в должности дежурной послеоперационной медсестры в хирургическом отделении в Разданской центральной районной больнице Республики Армения, с 1 ноября 1999 г. по 25 апреля 2000 г. - в должности дежурной послеоперационной медсестры в хирургическом отделении ГЗАО "Разданская городская больница" Республики Армения, а с 1 июня 2007 г. по 31 декабря 2018 г. - в должности медицинской сестры стоматологической клиники ООО "Меркурий-Сервис".
Маркарян А.Б. 11 мая 2019 г. обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Решением ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области от 18 ноября 2019 г. Маркарян А.Б. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по указанному выше основанию из-за отсутствия необходимого специального стажа. По представленным документам стаж Маркарян А.Б. на соответствующих видах работ составил 13 лет 11 месяцев 19 дней.
При этом периоды работы Маркарян А.Б. с 8 августа по 31 декабря 1990 г. в должности дежурной медсестры в реанимационном отделении в Разданской центральной районной больнице Республики Армения, с 1 января 1991 г. по 1 марта 1992 г. в должности дежурной медсестры в реанимационном отделении в Разданской центральной районной больнице Республики Армения, с 2 марта 1992 г. по 31 октября 1999 г. в должности дежурной послеоперационной медсестры в хирургическом отделении в Разданской центральной районной больнице Республики Армения были включены пенсионным органом в стаж истца на соответствующих видах работ в календарном исчислении. Кроме того, пенсионный орган отказал во включении в специальный страховой стаж периода работы Маркарян А.Б. с 1 июня 2007 г. по 31 декабря 2018 г. в должности медицинской сестры стоматологической клиники ООО "Меркурий-Сервис", поскольку такое наименование учреждения здравоохранения не предусмотрено соответствующим списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Разрешая спор в части требований о включении в специальный стаж в льготном исчислении для досрочного назначения страховой пенсии по старости периодов работы истца с 8 августа по 31 декабря 1990 г. в должности дежурной медсестры в реанимационном отделении в Разданской центральной районной больнице Республики Армения, с 1 января 1991 г. по 1 марта 1992 г. в должности дежурной медсестры в реанимационном отделении в Разданской центральной районной больнице Республики Армения, с 2 марта 1992 г. по 31 октября 1999 г. в должности дежурной послеоперационной медсестры в хирургическом отделении в Разданской центральной районной больнице Республики Армения, суд с учетом установленных обстоятельств, а также нормативных положений постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", подлежащих применению к спорным отношениям, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения указанных исковых требований.
Также суд верно указал, что период работы истца с 13 августа 1988 года по 07 августа 1990 года включен пенсионным органом в подсчет специального стажа истца в льготном исчислении в бесспорном порядке, оснований для удовлетворения требований в данной части не имелось.
В указанной части решение суда сторонами не обжалуется и проверке в апелляционном порядке не подлежит.
Истцу судом было отказано во включении в подсчет специального стажа в льготном исчислении периодов работы: с 20 августа 1987 г. по 12 января 1988 г. в должности медсестры стоматологической поликлиники Разданской центральной районной больницы Республики Армения; с 1 ноября 1999 г. по 25 апреля 2000 г. - в должности дежурной послеоперационной медсестры в хирургическом отделении ГЗАО "Разданская городская больница" Республики Армения, которые были включены ответчиком в подсчет специального стажа в календарном исчислении, однако в данной части решение суда истец не оспаривает, на что указала и в судебном заседании суда апелляционной инстанции со ссылкой на то, что действительно в данные периоды не осуществляла работу, которая позволила бы учесть эти периоды в льготном исчислении, требований в апелляционной жалобе об отмене решения суда в данной части не имеется.
В апелляционной жалобе Маркарян А.Б. приводит доводы о несогласии с принятым судом первой интанции решением только в части отказа во включении в специальный страховой стаж периода ее работы с 1 июня 2007 г. по 31 декабря 2018 г. в должности медицинской сестры в стоматологической клинике ООО "Меркурий-Сервис".
Отказывая в удовлетворении иска в части требований Маркарян А.Б. о включении в специальный стаж периода ее работы с 1 июня 2007 г. по 31 декабря 2018 г. в должности медицинской сестры в стоматологической клинике ООО "Меркурий-Сервис", которые заявлены истцом ко включению в льготном исчислении в связи с работой, в том числе, с рентген-аппаратом и облучением, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что данная организация, в которой истец работала в спорный период медицинской сестрой, не относится к предусмотренным соответствующими списками учреждениям здравоохранения, тогда как в силу действующего правового регулирования право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах не менее 30 лет, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения именно в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Согласно учредительным документам ООО "Меркурий-Сервис" целями деятельности Общества является осуществление предпринимательской деятельности получение на этой основе прибыли (пункт 2.1 Устава ООО "Меркурий-Севрис"). К основным видам деятельности Общества, помимо стоматологической практики (пункт 85.13), относится, в частности, розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями, розничная торговля алкогольными и другими напитками (пункты 52.11, 52.25) и др. (л.д. 24-27).
Из приведенных положений учредительных документов следует, что основной целью деятельности ООО "Меркурий-Сервис" является извлечение прибыли, в связи с чем в силу пункта 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации названная организация является коммерческой и не может быть отнесена к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Соответственно, данный период работы истца не подлежал включению в подсчет специального стажа как в календарном, так и в льготном исчислении, на что верно указал суд первой инстанции.
Поскольку при включении определенных судом спорных периодов в подсчет специального стажа в льготном исчислении, с учетом периодов, включенных в специальный стаж ответчиком, у Маркарян А.Б. отсутствует необходимый специальный стаж (30 лет), суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для досрочного назначения истцу страховой пенсии по старости с 11 мая 2019 г.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, которым дал оценку по правилам статьи 67 ГПК РФ и постановилправильное по существу решение. Нормы материального права судом применены верно, нарушения норм процессуального права не допущено.
Доводы заявителя в апелляционной жалобе основаны на ошибочном толковании норм пенсионного законодательства, в связи с чем не могут повлечь за собой отмену решения суда в обжалуемой части.
На основании изложенного, судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, определила:
решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 30 июня 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Маркарян А.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.