Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио ..., судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, административное дело N 2а-194/2020 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Департамента образования и науки адрес, действующего на основании доверенности фио, на решение Мещанского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
административный иск фио, в интересах фио и фио, фио, в интересах... фио, фио.., в интересах... к Департаменту образования адрес о признании незаконным бездействие, обязании предложить места в дошкольных отделениях государственных образовательных учреждений адрес в непосредственной близости от места пребывания, направить для зачисления на полный день в дошкольное отделение государственного общеобразовательного учреждения адрес в непосредственной близости от места пребывания в адрес удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Департамента образования адрес в организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования фио, фио,... фио,... фио... по их местам пребывания в адрес.
Обязать Департамент образования адрес рассмотреть вопрос о предоставлении мест в дошкольных отделениях государственных образовательных учреждений адрес в непосредственной близости от места пребывания фио, фио,... фио,... фио... в адрес, о направлении фио, фио,... фио,... для зачисления на полный день в дошкольное отделение государственного общеобразовательного учреждения адрес в непосредственной близости от места пребывания в адрес,
УСТАНОВИЛА:
фио А, действующая в интересах несовершеннолетних.., паспортные данные,... паспортные данные, фио, действующая в интересах несовершеннолетнего.., паспортные данные,... фио.., действующая в интересах несовершеннолетнего фио.., паспортные данные, обратились в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Департаменту образования и науки адрес и просили признать незаконным бездействие Департамента образования и науки адрес, выразившееся в непредоставлении несовершеннолетним детям мест в дошкольных образовательных учреждениях, мотивируя требования тем, что административный ответчик не предпринял необходимых мер для зачисления детей в дошкольное образовательное учреждение.
Представитель административных истцов фио, фио.., фио, действующая на основании доверенности фио, в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика Департамента образования и науки адрес, действующий на основании доверенности фио, в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного ответчика, полагая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, допущены нарушения норм материального права.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика Департамента образования и науки адрес, действующего на основании доверенности фио, доводы апелляционной жалобы поддержавшего, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие административных истцов, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщивших об уважительности причин своей неявки, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены.
Разрешая спор и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком были нарушены права и законные интересы административных истцов в соответствии с пунктами 1, 4 части 9 статьи 226 КАС РФ.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статьи 7 и 43).
В соответствии со статьей 3 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН дата, вступила в силу для СССР дата) во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, является Федеральный закон от дата N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), который устанавливает основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, относя к таковым, в частности, обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования (пункт 2 части 1 статьи 3).
Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования (статья 5 названного закона).
В соответствии со статьей 9, частью 5 статьи 63 Закона об образовании организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, которые ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей.
В соответствии со статьей 67 Закона об образовании получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (часть 1). Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (часть 2). Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (часть 3). В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (часть 4).
Организация предоставления дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего образования, дополнительного образования детей и дополнительного профессионального образования в образовательных организациях адрес согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона адрес от дата N 25 "О развитии образования в адрес" относится к полномочиям органов исполнительной власти адрес в области образования.
В силу подпунктов 2, 3 статьи 14, пункта 3 статьи 9 Закона адрес от дата N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы в пределах своих полномочий осуществляет развитие сети организаций социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры; обеспечивает развитие дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования в адрес, принимает меры по совершенствованию городской государственной системы бесплатного образования, сохранению гарантированного уровня доступности образовательных услуг; Правительство Москвы осуществляет свои полномочия в том числе, через подведомственные ему органы исполнительной власти адрес.
Согласно пунктам 4.2.16, 9.5 Положения о Департаменте образования именно к ведению последнего относится принятие решений об организации предоставления общего образования в государственных образовательных организациях в адрес.
Согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от дата N 08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях (далее также - ДОУ) родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. Информация направляется родителям (законным представителям) в личный кабинет на Портале. Родителям (законным представителям) предлагается в течение 14 календарных дней выбрать ДОУ из предложенных (пункт 19). При отказе родителей (законных представителей) или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных (предложенного) ДОУ изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет. Информация об изменении желаемой даты поступления ребенка размещается в личном кабинете на Портале (пункт 20). В случае если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в ДОУ ребенка из списка поставленных на учет с дата текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях (пункт 21). При этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в ДОУ с дата следующего года (пункт 22).
Аналогичные положения содержатся во Временных правилах регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования адрес (в редакции от дата и дата).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, фио, являясь матерью фио паспортные данные и фио паспортные данные, дата подала заявление на зачисление сына фио, дата - на зачисление фио в государственную образовательную организацию системы образования адрес. Заявлениям присвоены номера... от дата и... от дата соответственно; фио, являясь матерью... паспортные данные, дата подала заявление на зачисление сына в государственную образовательную организацию системы образования адрес. Заявлению присвоен номер... от дата;... фио.., являясь матерью... фио паспортные данные, дата подала заявление на зачисление сына в государственную образовательную организацию системы образования адрес. Заявлению присвоен номер... от дата, однако дети не были зачислены в дошкольные образовательные учреждения.
Таким образом, судом первой инстанции установлено, что административными истцами были соблюдены необходимые условия для получения для детей мест в общеобразовательных организациях, уполномоченный орган обязан принять меры к устройству детей в образовательное учреждение, чего сделано не было; свободные места в других организациях данного или смежных районов в доступной близости от места проживания детей, в том числе возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, как того требует законодательство об образовании Департаментом образования и науки адрес, не предлагались.
Судебная коллегия полагает правильным вывод суда о существенном нарушении прав детей, в интересах которых обратились в суд административные истцы, на бесплатное дошкольное образование. Обеспечение интересов ребенка во всех действиях является приоритетными задачами государства, не принятие мер к своевременному увеличению числа либо вместимости дошкольных образовательных учреждений, либо отсутствие условий по осуществлению образовательной деятельности, не может влечь негативных последствий для детей в сфере получения доступного дошкольного образования.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии возможности предоставления мест в выбранных административными истцами образовательных организациях в силу их полной укомплектованности судебной коллегией отклоняется, поскольку в рассматриваемом случае уполномоченный орган при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях обязан был предложить свободные места в других учреждениях, в доступной близости от места проживания ребенка, а также принять меры по обеспечению возможности получения ребенком дошкольного образования в иных формах, с сохранением учета ребенка в списке очередников. Доказательств совершения указанных действий в материалы дела не представлено.
Ссылка административного ответчика на то, что Департамент образования адрес не обладает достаточным объемом полномочий для решения вопроса об увеличении количества детских садов, судебной коллегией во внимание не принимается.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от дата N 39-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 1 статьи 61 и части 5 статьи 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина фио" Конституция Российской Федерации устанавливает, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится защита прав и свобод человека и гражданина (статья 72, пункт "б" части 1), в том числе в сфере воспитания и образования (статья 72, пункт "е" части 1), защита детства (статья 72, пункт "ж.1" части 1), что предполагает обязанность субъектов Российской Федерации в рамках предоставленной им регулятивной компетенции конкретизировать механизмы реализации права на образование с учетом региональных особенностей при обязательном соблюдении конституционных требований о соответствии законов субъектов Российской Федерации федеральным законам (статья 76, части 2 и 5) и допустимости ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом (статья 55, часть 3), а также возможность устанавливать на региональном уровне дополнительные гарантии права на образование. Департамент образования и науки адрес является отраслевым органом исполнительной власти адрес, осуществляющим государственное управление и проводящим государственную политику в сфере образования с учетом региональных социально-экономических особенностей адрес, обеспечивающим функционирование в интересах жителей адрес системы образования и реализацию конституционного права на образование, а также организацию и предоставление государственных услуг в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного, среднего профессионального, высшего образования (пункт 1 Положения о Департаменте образования, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 227.09.2011 N 447-ПП).
Суд первой инстанции дал надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу; правильно применил нормы материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену решения суда, по настоящему административному делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174-177, 316 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента образования и науки адрес по доверенности фио - без удовлетворения.
Решение районного суда и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.