Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, административное дело N 2а-314/2020 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Департамента городского имущества адрес, действующей на основании доверенности фио, на решение Чертановского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
признать незаконным решение Департамента городского имущества о приостановке перерегистрации учетного дела N...
Обязать Департамент городского имущества повторно рассмотреть вопрос о перерегистрации учетного дела N..,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец фио обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным решение Департамента городского имущества адрес о приостановке перерегистрации учетного дела N.., обязать устранить нарушения путем принятия решения о перерегистрации учетного дела по представленным документам, мотивируя требования тем, что состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "общие основания" с дата в составе семьи из двух человек его и отца - фио с последующим обеспечением жилой площадью семьи из трех человек: фио, фио и фио (жена фио). В дата фио умер, административный истец продолжал состоять на учете нуждающихся. В настоящее время в квартире помимо вышеуказанных лиц зарегистрирован еще и фио, фио, фио При перерегистрации учетного дела Департаментом городского имущества адрес затребованы личные документы (паспорта, свидетельства о рождении, архивные выписки из домовых книг) в отношении фио, фио, фио По мнению административного истца, данное требование носит незаконный характер, поскольку указанные лица членами его семьи не являются, на жилищном учете в составе его учетного дела не состоят, административный ответчик не лишен возможности самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия получить необходимые документы.
Административный истец фио и представитель фио в судебное заседание явились, заявленные требования поддержали.
Представитель административного ответчика Департамента городского имущества адрес, действующая на основании доверенности фио в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленных требований.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного ответчика со ссылкой на неправильное применение норм материального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного истца фио его представителя по доверенности фио, возражавших против доводов жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами статей 150, 152 КАС РФ рассмотреть административное дело в отсутствие административного ответчика, извещенного надлежащим образом, не явившегося в судебное заседание, уважительных причин неявки не представившего, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных статей 310 КАС РФ, для отмены состоявшегося решения суда.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судом первой инстанций и выразились в следующем.
Так, судом установлено, что фио состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "общие основания" с дата в составе семьи из двух человек: он и его отец фио, с последующим обеспечением жилой площадью семьи из трех человек: его и его родителей. фио М.Г. не была включена в учетное дело, так как проживала в Москве менее 10 лет. Указанные лица были зарегистрированы и проживали по адресу: адрес; фио - с дата, фио - с дата, фио - с дата.
дата фио умер, фио остался на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом на момент постановки на учет истца и членов его семьи в квартире по адресу: адрес, были также зарегистрированы: фио с дата и фио - с дата. В настоящее время в квартире помимо вышеуказанных лиц зарегистрированы еще фио с дата, фио - с дата.
дата Департамент городского имущества адрес направил фио уведомление N33-6-264827/19-(0)-1, в котором было указано на необходимость предоставления документов для перерегистрации учетного дела N...
Комплект документов фио был предоставлен.
Письмом от дата N... Департамент городского имущества адрес уведомил фио о том, что перерегистрация его учетного дела была приостановлена, поскольку не представлены копии паспортов фио, фио, фио, включая страницы с информацией о выдаче паспорта, о регистрации по месту жительства, семейное положение, детях, ранее выданных паспортах; копия свидетельства о рождении фио (в случае получения повторного свидетельства о рождении - справку из органов ЗАГС с указанием реквизитов (даты выдачи, серии, номера) первичного свидетельства о рождении); справка о замене паспортов фио с реквизитами паспортов, имевшихся в период с дата по дата; архивная выписка домовых книг/справки с указанием периода проживания с прежних мест жительства фио в период с дата по дата.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что действия Департамента городского имущества адрес носят незаконный характер, поскольку доказательств того, что административный ответчик не может получить самостоятельно в режиме "одного окна" необходимые сведения представлено не было.
С указанным суждением суда согласиться не представляется возможным.
Законом адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" установлен порядок и условия признания жителей адрес нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона адрес от дата N 29 члены семьи заявителя - супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда. Для отдельных жилищных программ Правительство Москвы вправе установить круг членов семьи, учитываемых для данной программы. В квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с адрес в установленном порядке, в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты).
С дата порядок учета в целях реализации Закона адрес от дата N 29 определен Постановлением Правительства Москвы от дата N 815-ПП "О порядке учета граждан в целях реализации городских жилищных программ".
В соответствии с п. 1.1. Приложения к постановлению Правительства Москвы от дата N 815-ПП "О порядке учета граждан в целях реализации городских жилищных программ" (далее - Постановление) учет граждан в целях реализации городских жилищных программ - регистрация граждан, подавших заявление в целях реализации своего права на жилище и соответствующих требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами адрес, с занесением в соответствующие списки, а также ведение таких списков.
На основании п. 7.3. Постановления при необходимости у граждан, состоящих на учете, могут быть затребованы документы, которые Департамент городского имущества адрес не может получить самостоятельно в режиме "одного окна" (паспорт, свидетельство о рождении ребенка и иные документы, удостоверяющие личность).
В соответствии с п. 7.6. Постановления при проведении перерегистрации граждан, состоящих на учете, наряду с проверкой сохранения за ними оснований и права состоять на жилищном учете или быть признанными нуждающимися в содействии адрес уточняются имеющиеся в деле паспортные и иные личные данные заявителей, состав семьи, а также подтверждается наличие льгот (в случае если они были установлены).
В силу пункта 4.4. Постановления критерием, определяющим единицу учета, является адрес жилого помещения (комнаты в коммунальной квартире, квартиры или индивидуального жилого дома). На каждую единицу учета формируется одно учетное дело. Разделение учетных дел не производится.
Как усматривается из материалов дела в жилом помещении, расположенном по адресу: адрес, по состоянию на дата были зарегистрированы фио с семьей из шести человек: он, отец фио, мать фио, бабушка фио, сестра фио, сын сестры фио дата фиоЭ умер, с дата в квартире зарегистрирована дочь сестры - фио, с дата - муж сестры фио
Учитывая, что вышеуказанные лиц объединены признаками родства, проживают на жилой площади совместно с фио, то требования Департамента городского имущества о предоставлении необходимых документов в отношении данных лиц носят законный характер.
Нельзя согласиться с суждением суда о том, что Департамент городского имущества адрес вправе самостоятельно получить требуемые документы.
Постановление Правительства Российской Федерации от дата N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия" определяет назначение и правила формирования и функционирования единой системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - система взаимодействия), а также основы информационного обмена, осуществляемого с ее применением между информационными системами федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, многофункциональных центров, иных органов и организаций (далее - органы и организации) в целях предоставления государственных и муниципальных услуг, документов (сведений), размещенных в государственных информационных системах и иных информационных системах, и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
Подключению к системе взаимодействия подлежат в том числе региональные системы межведомственного электронного взаимодействия, создаваемые в субъектах Российской Федерации в целях обеспечения предоставления в электронной форме государственных услуг и исполнения государственных функций исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также предоставления муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций органами местного самоуправления (пункт 10).
Перечень документов (сведений), обмен которыми осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации дата N 2147-р, вступил в силу с дата и не предусматривает получение информации от органов государственной власти по всем вопросам, которые затронуты Департаментом городского имущества адрес в уведомлении от дата, поскольку в порядке межведомственного взаимодействия может быть получена информация только на основании истребуемых документов, в частности, копий паспортов.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у административного ответчика имелись основания для приостановки перерегистрации, поскольку фио был представлен неполный комплект документов.
При таких обстоятельствах, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем, подлежит отмене на основании части 2 статьи 310 КАС РФ как поставленное с нарушением норм материального права, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований фио в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чертановского районного суда адрес от дата отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении требований фио к Департаменту городского имущества адрес о признании незаконным решения о приостановке перерегистрации учетного дела, обязании устранить нарушения путем принятия решения о перерегистрации учетного дела по представленным документам - отказать.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.