Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N 2а-330/2020 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Управления Россреестра по адрес по доверенности фио на решение Гагаринского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
признать незаконным решения Управления Федеральной службы кадастра и картографии по Москве от дата N... о приостановлении государственной регистрации права оперативного управления административного истца на объекты недвижимости:
-... ;
-... ;
-... ;
-... ;
Обязать Управление Федеральной службы кадастра и картографии по Москве осуществить государственную регистрацию права оперативного управления Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт металлургии и материаловедения им. фио Российской Академии наук на объекты недвижимости по заявлениям о государственной регистрации права на недвижимое имущество от дата N N... на основании представленных документов,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец "ИМЕТ РАН" обратилось в суд с административным иском, в котором просило признать незаконными решения Управления Росреестра по Москве N... о приостановлении государственной регистрации права оперативного управления на объекты недвижимости:... адрес;... адрес;... адрес;... ; возложить на административного ответчика обязанность осуществить государственную регистрацию права оперативного управления. Требования мотивированы тем, что административный истец на основании постановления Президиума РАН от дата N.., передаточного акта от дата, акта приема-передачи объектов недвижимости от дата, Устава "ИМЕТ РАН", сведений из ЕГРЮЛ, обладает правом оперативного управления на объекты недвижимости:... дата ИМЕТ РАН обратилось в МФЦ адрес с заявлениями о государственной регистрации права оперативного управления на указанные объекты, однако Управлением Росреестра по Москве была приостановлена государственная регистрация права оперативного управления, поскольку административным истцом не представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации права оперативного управления в соответствии с п. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и подтверждающие закрепление объектов недвижимого имущества на праве оперативного управления за ИМЕТ РАН. По мнению административного истца, приостановление государственной регистрации права оперативного управления является незаконным, поскольку учитывая организационно-правовую форму ИМЕТ РАН, в силу закона объекты принадлежат ему на праве оперативного управления, а Российской Федерации - на праве собственности, в связи с чем Управлением Росреестра не могут быть применены нормы, регулирующие возникновение права собственности, на которые указал регистратор в своем уведомлении.
Представитель административного истца ИМЕТ РАН по доверенности фио в судебное заседание явилась, на удовлетворении административного истца настаивала.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по адрес, представитель заинтересованного лица Министерства науки и высшего образования, адрес Москвы в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного ответчика Управления Росреестра по адрес, полагая, что выводы суд, изложенные в решении, несоответствуют обстоятельствам административного дела, нарушены нормы процессуального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и... КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, неявившихся в судебное заседание, об уважительных причинах не сообщивших, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, ? на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Материалами дела установлено, что Постановлением Президиума Российской академии наук от дата N... ИПК РАН реорганизован в форме присоединения в ИМЕТ РАН. На основании передаточного акта от дата ИПК РАН передал ИМЕТ РАН активы и пассивы, а также все права и обязанности.
дата ИМЕТ РАН в МФЦ адрес направлены заявления о государственной регистрации права оперативного управления на объекты:... ;... адрес;... ;... адрес.
Также дата от имени Российской Федерации направлены заявления о государственной регистрации права собственности на указанные выше Объекты.
Уведомлением от дата N..,... Управление Росреестра сообщило о приостановлении государственной регистрации права оперативного управления на срок до дата указав, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации решение вопроса о закреплении объекта на праве оперативного управления на недвижимое имущество входит в компетенцию публичного собственника недвижимого имущества и представляет собой распорядительное действие последнего в отношении объекта недвижимости (ст. 209 ГК). Основания для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав перечислены в ч. 2 ст. 14 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Однако в дело правоустанавливающих документов не представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации прав оперативного управления в соответствии с п. 2 cт. 14 Закон N 218-ФЗ и подтверждающие закрепление объектов на праве оперативного управления за ИМЕТ РАН.
Также дата Управлением Росреестра по Москве приняты решения N..,... о приостановлении государственной регистрация права собственности Российской Федерации на объекты в связи с тем, что документы, являющиеся основанием для регистрации прав на объекты, необходимые для государственной регистрации, отвечающие требованиям п. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве не представлены.
дата ИМЕТ РАН обратилось с жалобой в Росреестр на решение Управления Росреестра по адрес от дата N.., которая оставлена без удовлетворения.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исходил из того, что административным истцом были представлены все необходимые документы, подтверждающие право оперативного управления, которые являются основанием для осуществления государственной регистрации права оперативного управления ИМЕТ РАН.
Судебная коллегия оснований не согласиться с такими выводами суда не усматривает; они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и содержанию исследованных судом и получивших надлежащую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ доказательств, а также нормам действующего законодательства, регламентирующего рассматриваемые правоотношения.
В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В соответствии с п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в форме присоединения одного юридического лица к другому юридическому лицу.
Согласно абз. 2 п. 4 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации, при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
В силу п. 2 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
В силу ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании статьи 27 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как усматривается из материалов дела, "ИМЕТ РАН" на основании Постановления Президиума академии наук N... от дата, передаточного акта от дата является правопреемником "ИПК РАН", приняло активы и пассивы реорганизуемой организации, а также все права и обязанности последней.
Данные документы имеют действительный характер, никем не оспорены.
Пунктом 3 Устава "ИМЕТ РАН", утвержденного приказом Минобрнауки России дата предусмотрено, что Учредителем и собственником имущества Института является Российская Федерация. Пунктом 45 Устава установлено, что имущество Института является Федеральной собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления.
Согласно описи документов, принятых для оказания государственных услуг, "ИМЕТ РАН" были представлены все необходимые документы для регистрации права оперативного управления на заявленное имущество, а также принимая во внимание тот факт, что право собственности на регистрируемое имущество у административного истца не возникло, то оснований для приостановления регистрации у Управления Росреестра по адрес отсутствовали.
При таких данных судебная коллегия находит правомерным вывод суда об удовлетворении заявленных требований и возложении на административного ответчика обязанности осуществить регистрацию права оперативного управления.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика Управления Россреестра по адрес по доверенности фио - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.