Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей Михайловой Р.Б., Гордеевой О.В., при секретаре Аликсиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кожемякина Владимира Владимировича к Администрации городского округа Истра Московской области, Административной комиссии городского округа Истра Московской области N 32 об оспаривании представления (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, N2а-337/2020)
по апелляционной жалобе административного истца Кожемякина В.В. на решение Савеловского районного суда г. Москвы от 18 июля 2020 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Михайловой Р.Б, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кожемякин В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации городского округа Истра Московской области, Административной комиссии городского округа Истра Московской области N 32 об оспаривании представления от 20 июня 2019 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В обоснование заявленных требований административный истец указывал на то, что является председателем правления ТСН "Петропарк", перед въездом на территорию которого на землях неразграниченной собственности на основании разрешения Администрации городского округа Истра Московской области N 181 от 21 июня 2018 года установлено ограждающее устройство (шлагбаум); оснований полагать, что территория используется без надлежащего оформления земельно-правовых отношений, совершено административное правонарушение, предусмотренное статьей 6.18 Закона Московской области N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях", не имеется; разрешение на установку шлагбаума было выдано Администрацией городского округа Истра на 5 лет, до 21 июня 2023 года; его отзыв признан незаконным в судебном порядке; Администрацией городского округа Истра Московской области 20 марта 2020 года разрешено ТСН "Петропарк" разместить шлагбаум на спорной территории.
Решением Савеловского районного суда г. Москвы от 18 июня 2020 года в удовлетворении заявленных Кожемякиным В.В. требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит об отмене данного судебного акта как незаконного, утверждая о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушении норм материального права.
Относительно доводов апелляционной жалобы Администрацией городского округа Истра Московской области представлены письменные возражения.
Исследовав материалы дела, сочтя возможным в соответствии со статьями 150, 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения, проверив решение, судебная коллегия находит его подлежащим отмене в силу следующего.
При рассмотрении административного дела установлено, что постановлением главы Истринского района Московской области от 07.08.2003 N2624/8 "Об утверждении проекта планировки и застройки участка под дачное строительство НП "Дарвил-М" в районе д. Петровское Ивановского с/округа" утвержден проект застройки указанного квартала и установлены его границы.
В целях развития данного квартала и содействия гражданам в реализации их прав Администрацией г/о Истра было предоставлено разрешение N181 от 21.06.2018 года на размещение ТСН "Петропарк" элементов благоустройства и малых архитектурных форм на землях неразграниченной собственности перед въездом на территорию ТСН "Петропарк" на срок до 21.06.2023 года.
В Администрацию г.о. Истра поступила жалоба жителей ТСН "Петропарк" по вопросу установки шлагбаума и пункта охраны, ограничивающих въезд к земельным участкам, находящимся в собственности граждан; по результатам проверки составлен акт обследования земельного участка от 18 февраля 2019 года.
Решением Администрации г.о. Истра, изложенным в письме от 14 марта 2019 года, разрешение N181 от 21.06.2018 года на размещение ТСН "Петропарк" элементов благоустройства и малых архитектурных форм на землях неразграниченной собственности перед въездом на территорию ТСН "Петропарк" досрочно отозвано.
Административный истец является председателем ТСН "Петропарк", в отношении которого 21 мая 2019 года составлен протокол N АК-32/46/2019 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 6.18 Закона Московской области N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях", по факту выявленного 17 мая 2019 года по адресу: Московская обл, г.о. Истра, вблизи д. Петровское на земельном участке из земель неразграниченной государственной собственности самостоятельного, в нарушение п. "е" ч. 11 статьи 56 Закона Московской области от 30.12.2014 года N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области", размещения объекта (шлагбаума), ограничивающего движение транспорта, организации КПП.
Административной комиссией г/о Истра Московской области N 32 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении N АК-32/46/2019 председателю ТСН "Петропарк" Кожемякину В.В. по данному факту в связи самовольной установкой объекта - шлагбаума на земельном участке из земель неразграниченной государственной собственности на основании статьи 29.13 КоАП РФ внесено оспариваемое заявителем представление от 20.06.2019 года об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, обязывающее истца произвести демонтаж шлагбаума в срок до 07 июля 2019 года (л.д. 12).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 15 марта 2020 года отменено решение Истринского городского суда от 25 октября 2019 года; признано незаконным решение Администрации г.о. Истра об отзыве разрешения N181 от 21.06.2018 года на размещение ТСН "Петропарк" элементов благоустройства на землях неразграниченной собственности перед въездом на территорию ТСН "Петропарк"; признаны незаконными действия руководителя Администрации г.о. Истра, выразившиеся в направлении ТСН "Петропарк" письма от 14 марта 2019 года с сообщением об отзыве решения, и во внесении в единый муниципальный реестр выданных разрешений записи об аннулировании разрешения N 181 от 21 июня 2018 года (л.д. 56-57, 187-192).
Также установлено, что ТСН "Петропарк" в связи с отзывом разрешения неоднократно обращалось к Административному ответчику за получением муниципальной услуги: получение разрешения на размещение шлагбаума на землях неразграниченной государственной собственности. В выдаче разрешения на установку шлагбаума Администрацией г.о. Истра отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 06 мая 2020 года отменено решение Истринского городского суда от 28 ноября 2019 года, признаны незаконными решения Администрации г. о. Истра об отказе в предоставлении муниципальной услуги, административный ответчик обязан повторно в установленном порядке рассмотреть заявления о предоставлении муниципальной услуги "Выдача разрешения на размещение объектов, которые могут быть размещены на землях или на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена" (л.д. 193-199, 200-207).
Вступившим в законную силу решением Истринского городского суда от 28 января 2020 года удовлетворены административные исковые требования ТСН "Петропарк", суд обязал Администрацию г.о. Истра предоставить Товариществу муниципальную услугу "Выдача разрешения на размещение объектов, которые могут быть размещены на землях или на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена" (л.д. 208-212).
Администрация г.о. Истра выдала ТСН "Петропарк" разрешение N 73 от 20 марта 2020 года на размещение шлагбаума и разрешение N74 на размещение элементов благоустройства, в связи с чем исполнительное производство, возбужденное на основании решения Истринского городского суда от 28 января 2020 года, было окончено фактическим исполнением на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из того, что оснований полагать оспариваемое представление незаконным, нарушающим права заявителя, не имеется; по состоянию на 20.06.2019 года разрешение на установку ограждающего устройства было отозвано, в связи с чем у административного ответчика имелись основания и полномочия для внесения административному истцу представления; кроме того, в настоящее время обстоятельства изменились, представление в части демонтажа шлагбаума исполнению не подлежит и прав заявителя не затрагивает.
Вместе с тем, согласиться с такими выводами суда не представляется возможным, они не учитывают должным образом фактические обстоятельства дела и нормы законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца.
При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий (часть 1 статьи 29.13 КоАП РФ).
Из буквального содержания и смысла статьи 29.13 КоАП РФ следует, что основанием для внесения представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, является рассмотрение дела об административном правонарушении, доказанность факта совершения правонарушения и установление причин и условий, способствовавших совершению правонарушения либо обеспечивших его совершение.
При этом меры, предписанные к принятию в соответствии с таким представлением, должны способствовать устранению указанных причин и условий, способствовавших совершению установленного и доказанного конкретного административного правонарушения.
Как следует из материалов административного дела, оспариваемое представление внесено в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении по части 3 статьи 6.18 Закона Московской области N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях" (самовольное размещение в местах общего пользования и (или) использование самовольно размещенных устройств, если такие устройства препятствуют или ограничивают проход пешеходов и проезд транспортных средств, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей) по факту самовольной установки шлагбаума на земельном участке из земель неразграниченной государственной собственности.
В связи с указанным, содержание оспариваемого представления сводится к возложению на административного истца обязанности принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению соответствующего административного правонарушения, демонтировать незаконно размещенный шлагбаум.
В то же время никаких объективных данных о том, что Кожемякин В.В. привлечен к административной ответственности, в его действиях установлена вина в совершении и событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 6.18 Закона Московской области N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях", административным ответчиком не представлено, а в ходе судебного разбирательства не установлено; из выписки из протокола N 25 заседания Административной комиссии г.о. Истра N 32 от 14 июня 2019 года по результатам рассмотрения указанного дела об административном правонарушении, таких фактов не следует (л.д. 181-182).
Наряду с этим, вступившим в законную силу решением Истринского городского суда от 25 октября 2019 года с учетом апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 15 марта 2020 года признано незаконным решение Администрации г.о. Истра, оформленное письмом от 14 марта 2019 года, об отзыве разрешения N 181 от 21 июня 2018 года ТСН "Петропарк" на размещение объектов благоустройства и малых архитектурных форм на землях неразграниченной собственности на срок до 21 июня 2023 года, со ссылкой на то, что это противоречит утвержденному постановлением Правительства Московской области от 08.04.2015 N 229/13 Порядку и условиям размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Порядок), которым установлено, что размещение объектов на территории Московской области осуществляется на основании разрешения на размещение объектов (далее - разрешение), выдаваемого, в частности, органом местного самоуправления, уполномоченным в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, и который не предусматривает отзыва выданного в соответствии с данным Порядком разрешения, а также статье 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку такого рода решения не может быть оформлено в виде информационного письма администрации муниципального образования.
Более того, судом на Администрацию г.о. Истра возложена обязанность выдать ТСН "Петропарк" разрешение на размещение спорного шлагбаума, разрешение на размещение которого ранее было незаконно отозвано.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства (часть 2 статьи 64 КАС РФ).
При таких данных, оснований полагать оспариваемое представление законным, внесенным в адрес административного истца без нарушения его прав, не имеется; доказательств этому административными ответчиками в нарушение части 11 статьи 226 КАС РФ не представлено; наличие в действиях административного истца состава правонарушения по названной выше статье регионального закона, самовольного размещения шлагбаума не установлено; само по себе то, что в настоящее время административным ответчиком повторно выдано разрешение на размещение объектов на спорной территории, об отсутствии нарушения прав и законных интересов административного истца также не свидетельствует.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда, которое этого не учитывает, законным и обоснованным быть признано не может, на основании пунктов 3 и 4 части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с принятием по административному делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований Кожемякина В.В, признании незаконным представления от 20 июня 2019 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 6.18 Закона Московской области N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях".
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Савеловского районного суда г. Москвы от 18 июля 2020 года отменить; принять по административному делу новое решение, которым административное исковое заявление Кожемякина Владимира Владимировича к Администрации городского округа Истра Московской области, Административной комиссии городского округа Истра Московской области N 32 об оспаривании представления удовлетворить.
Признать незаконным представление N 32 от 20.06.2019 года Административной комиссии городского округа Истра Московской области об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.