Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю, при секретаре Дмитришиной А.Р, с участием прокурора Суржанской М.П, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-139/2021 по административному исковому заявлению Мельниковой Галины Александровны, Малашенко Божены Львовны, Грубияна Александра Ивановича к Правительству Москвы о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 6 марта 2015 года N102-ПП "О размещении сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания", в редакции постановления Правительства Москвы от 31 марта 2020 года N280-ПП, УСТАНОВИЛ:
Правительством Москвы 6 марта 2015 года принято постановление N102-ПП "О размещении сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания". Нормативный правовой акт опубликован 17 марта 2015 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", спецвыпуск N9, а также размещен 6 марта 2015 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
На момент подачи административного искового заявления и принятии его к производству суда постановление Правительства Москвы от 6 марта 2015 года N102-ПП "О размещении сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания", действовало в редакции постановления Правительства Москвы от 31 марта 2020 года N280-ПП.
Мельникова Г.А, Малашенко Б.Л. обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 6 марта 2015 года N102-ПП "О размещении сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания", в редакции постановления Правительства Москвы от 31 марта 2020 года N280-ПП.
Определением суда от 18 декабря 2020 года к участию в деле в качестве административного соистца привлечен Грубиян А.И.
Требования мотивированы тем, что административные истцы являются жителями города Москвы, собственниками жилых помещений, расположенных в ЦАО города Москвы. Оспариваемое постановление Правительства Москвы нарушает конституционные и конвенционные права административных истцов, в том числе право собственности на общее имущество в многоквартирном доме и право на благоприятную окружающую среду, включая право на тишину. Оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, по следующим основаниям. Согласно пункту 1.2 Правил размещения, обустройства и эксплуатации сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 6 марта 2015 года N102-ПП, (далее Правила) под сезонными (летними) кафе при стационарных предприятиях общественного питания (далее - сезонные кафе) понимаются объекты благоустройства, не являющиеся объектами капитального строительства и для размещения которых не требуется получение разрешения на строительство, оборудованные в соответствии с утвержденными требованиями, предназначенные для дополнительного обслуживания питанием и отдыха потребителей (или без него), расположенные на расстоянии не более 5 метров от стационарного предприятия общественного питания либо на внешних поверхностях здания, строения, сооружения, в котором осуществляется деятельность по оказанию услуг общественного питания предприятием общественного питания.
Однако Законом города Москвы "О благоустройстве в городе Москве" не предусмотрена возможность размещения сезонных кафе на внешних поверхностях здания, строения, сооружения, в котором осуществляется деятельность по оказанию услуг общественного питания предприятием общественного питания. В силу пунктов 1, 2, 3 статьи 36 Жилищного кодекса РФ все внешние поверхности любого многоквартирного дома являются общим имуществом всех собственников помещений в многоквартирном доме и принадлежат им на праве общей долевой собственности. Согласно статям 246, 247 Гражданского кодекса РФ распоряжение, владение, пользование имуществом, находящимся в долевой собственности осуществляется по соглашению всех ее участников. Следовательно, распоряжение "внешними поверхностями" многоквартирных домов возможно только с согласия собственников многоквартирного дома, поэтому положения постановления Правительства Москвы от 6 марта 2015 года N102-ПП нарушают указанные нормы статей 246, 247 Гражданского кодекса РФ, статьи 36 Жилищного кодекса РФ. Согласно пункту 1.3 Правил размещение сезонных кафе на территории города Москвы в границах земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется без оформления земельно-правовых отношений.
Указанное не соответствует положениям статьи 39.33 Земельного кодекса РФ, где предусмотрены исчерпывающие случаи и основания для использования земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без публичного сервитута, в него не входит предоставление земель для размещения сезонных кафе. В силу статьи 36 Жилищного кодекса РФ, статьи 305 Гражданского кодекса РФ, пункта 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ N10, Пленума ВАС РФ N22 от 29 апреля 2010 года, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться земельным участком, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, вправе требовать устранения всяких нарушений указанных прав. Правительство Москвы не вправе распоряжаться земельным участком, предоставленным под строительством и эксплуатацию многоквартирного дома, в той части в которой должен быть сформирован земельный участок под указанным домом. Однако оспариваемое постановление Правительства Москвы от 6 марта 2015 года N102-ПП не предусматривает получение согласия собственников многоквартирного жилого дома для размещения сезонных кафе на земельных участках, тем самым нарушаются права собственников, гарантированных статьёй 35 Конституции Российской Федерации, положения статьи 36 Жилищного кодекса РФ, статьи 305 Гражданского кодекса РФ, статьи 39.33 Земельного кодекса РФ. В нарушение части 1 статьи 15, части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции оспариваемым постановлением Правительства Москвы от 6 марта 2015 года N102-ПП предоставляются отдельным коммерческим организациям бесплатно, без проведения конкурсных процедур, незаконные преимущества пользования государственной землей без платы в целях систематического извлечения прибыли. Указанное также способствует созданию условий для проявления коррупции.
В судебном заседаниии административный истец Мельникова Г.А, представитель всех административных истцов - Власова О.И, действующая по доверенности, поддержали заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы - Аветисянц Э.Л, действующий по доверенности, и представитель заинтересованного лица Департамента торговли и услуг города Москвы - Пушнина С.Г, действующая по доверенности, административные исковые требования не признали и просили отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснили, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Москвы и с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения его в действие, а содержание нормативного правового акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Выслушав объяснения административного истца, представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, допросив специалиста ***, имеющего высшее образование по специальности архитектура, квалификацию архитектора, занимающего должность начальника ***, проверив оспариваемое положение нормативного правового акта на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Суржанской М.П, полагавшей необходимым отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требованиях, суд приходит к выводу о неправомерности заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:
- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Из преамбулы постановления Правительства Москвы от 6 марта 2015 года N102-ПП "О размещении сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания", в редакции постановления Правительства Москвы от 31 марта 2020 года N280-ПП, усматривается, что его положения приняты в соответствии с Законом города Москвы от 30 апреля 2014 г. N18 "О благоустройстве в городе Москве" и в целях совершенствования порядка размещения сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания в городе Москве.
В соответствии с подпунктом 19 части 1 статьи 14, статьи 79 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 10 части 1 статьи 13 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы" правовое регулирование отношений в области благоустройства относится к полномочиям города Москвы.
Согласно пункту 6 статьи 2 Закона города Москвы от 30 апреля 2014 года N18 "О благоустройстве в городе Москве" объектами благоустройства являются сезонные (летние) кафе.
При таких обстоятельствах и на основании подпункта 19 части 1 статьи 14, статьи 79 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 10 части 1 статьи 13 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы", пункта 6 статьи 2 Закона города Москвы от 30 апреля 2014 года N18 "О благоустройстве в городе Москве" суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Москвы с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области благоустройства.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме постановления Правительства Москвы, подписан Мэром Москвы, размещен на официальном сайте Правительства Москвы.
С учетом изложенного, оспариваемый нормативный правовой акт соответствует требованиям, предъявляемым к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, он введен в действие и опубликован в соответствии с требованиями пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N25 "О правовых актах города Москвы".
Как следует из административного искового заявления и пояснений в судебном заседании, административные истцы не оспаривают соблюдение Правительством Москвы порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, в том числе требований, устанавливающих компетенцию и полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу.
Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 1.1. постановления Правительства Москвы от 6 марта 2015 года N102-ПП утверждены Правила размещения, обустройства и эксплуатации сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания (приложение 1) (далее Правила).
Согласно пункту 1.1 Правил а размещения, обустройства и эксплуатации сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания устанавливают требования к размещению, обустройству и эксплуатации сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания на территории города Москвы, на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений в городе Москве (эксплуатируемых кровлях, стилобатах, террасах, а также на иных открытых площадках, являющихся неотъемлемой частью зданий, строений, сооружений).
Из буквального содержания приведенных положений пункта 1.1 Правил следует, что его положения регулируют правоотношения по размещению, обустройству и эксплуатации сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания на территории города Москвы, на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений в городе Москве.
В этом же пункте 1.1 Правил приведены положения, указывающие что же конкретно понимается под " внешни ми поверхностя ми зданий, строений, сооружений в городе Москве " - эксплуатируемые кровли, стилобаты, террасы, а также иные открытые площадки, являющиеся неотъемлемой частью зданий, строений, сооружений.
Пунктом 3.17а Свода правил СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 года N635/10, стилобатная часть здания (стилобат) - общая цокольная часть с единой отметкой верха этажа, объединяющая несколько зданий.
Согласно пунктам 5.4, 5.6 Свода правил СП 477.1325800.2020 "Здания и комплексы высотные. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 января 2020 года N45/пр, покрытия стилобата высотного здания, комплекса, используемого в качестве зон рекреации, спорта и отдыха используются в целях эвакуации людей.
В соответствии с пунктом 3.4 межгосударственного стандарта ГОСТ 21.501-2018 "Система проектной документации для строительства. Правила выполнения рабочей документации архитектурных и конструктивных решений", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2018 года N1121-ст, фасадом здания является ортогональная проекция наружной стены здания или сооружения на вертикальную плоскость. Различают фасады главный, боковой, дворовой и прочие.
В силу пункта 4.3.9. национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 58033-2017 "Здания и сооружения. Словарь. Часть 1. Общие термины", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 декабря 2017 года N2031-ст, терраса - огражденная открытая (без устройства остекления) площадка, пристроенная к зданию, встроенная в него или встроенно-пристроенная, не имеющая ограничения по глубине, может иметь покрытие и устраиваться на кровле нижерасположенного этажа.
Согласно пункту 5.2.44 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 58033-2017 "Здания и сооружения. Словарь. Часть 1. Общие термины" главным фасадом является одна из внешних стен здания, как правило, содержащая вход.
Из разъяснений специалиста ***, имеющего высшее образование по специальности архитектура, квалификацию архитектора, занимающего должность начальника ***, внешние поверхности зданий, строений, сооружений могут быть вертикальными, горизонтальными и наклонными. Стилобаты - пониженная часть здания, из которой вырастает стилобат; общая цокольная часть здания с единой отметкой верха этажа, объединяющая несколько зданий; возвышенный подиум со ступеньками, верхняя часть ступенчатого цоколя здания, по нему можно гулять. В современной архитектуре - верхняя плоскость большого размера и на нее ставиться более высокая часть. Примером является любое сталинское здание. Поверхность стилобата это открытая площадка. Стилобат предназначен для эксплуатации здания, а также может использоваться только для эксплуатации конкретного помещения. Кровля предназначена для эксплуатации здания, но кровля может быть предназначена для эксплуатации преимущественно только 1 этажа. Фасад - внешняя поверхность здания, наружная стена здания, она является вертикальной и не может быть горизонтальной. Терраса - элемент здания открытый или огороженный в виде бортика высотой 1 м, 1, 2 м. Терраса может быть как общим имуществом, так и принадлежать конкретному владельцу помещения в здании. Открытая площадка - площадка, через которую осуществляется вход в здание. Открытая площадка относится к площади входных групп в здание.
При таких обстоятельствах стилобат, кровля, терраса, открытая площадка являются горизонтальными поверхностями зданий, строений, сооружений и их неотъемлемой частью. Фасад здания является вертикальной внешней поверхностью здания.
С учетом изложенного, оспариваемые положения постановления Правительства Москвы от 6 марта 2015 года N102-ПП не содержат норм права, регулирующих правоотношения в области использования вертикальных поверхностей здания, в том числе фасадов зданий, строений и сооружений.
Под используемом в Правилах понятием "внешние поверхности зданий, строений, сооружений" подразумеваются горизонтальные поверхности зданий, строений, сооружений, что прямо закреплено в пункте 1.1 Правил. Поэтому оспариваемым нормативным правовым актом регулируются правоотношения по размещению, обустройству и эксплуатации сезонных (летних) кафе на горизонтальных поверхностях зданий, строений, сооружений - эксплуатируемые кровли, стилобаты, террасы, а также иные открытые площадки, являющиеся неотъемлемой частью зданий, строений, сооружений. Вследствие этого являются несостоятельными доводы административных истцов о том, что оспариваемые нормы права предусматривают возможность размещения сезонных кафе на внешних поверхностях здания, строения, сооружения, в том числе на фасаде зданий.
Согласно пункту 5.3.3 Свода правил 17.13330.2017 "Кровли" (СНиП II -26-76, утвержденному приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31 мая 2017 года N827/пр, разрешено размещение кафе на крыше зданий, строений, сооружения, если слой кровли является плитным или монолитным из материала группы горючести НГ с маркой по морозостойкости не ниже F 150 и прочностью, определяемой на нагрузке в соответствии с СП20.13330.
В пункте 2.4.9 Правил прямо предусмотрен запрет на размещение сезонных кафе н а крышах жилых домов и их встроенно-пристроенных помещений.
Соответственно оспариваемым постановлением Правительства Москвы от 6 марта 2015 года N102-ПП предусмотрено размещение сезонных кафе только на эксплуатируемой кровле нежилых зданий, строений и сооружений и при предоставлении правоустанавливающих документов, подтверждающих имущественные права заявителя на эксплуатацию кровли (п. 2.5.1.1.5 Правил).
В пункте 2.3 Правил предусмотрены условия размещения сезонных кафе, в частности, сезонные кафе должны непосредственно примыкать к стационарному предприятию общественного питания или отстоять на расстоянии не более 5 метров от стационарного предприятия питания либо располагаться на внешних поверхностях здания, строения, сооружения, в котором осуществляется деятельность по оказанию услуг общественного питания предприятием общественного питания, при этом границы места размещения сезонного кафе не должны нарушать права собственников и пользователей соседних помещений, зданий, строений, сооружений.
Согласно пункту 3.8 Правил элементы оборудования сезонного кафе размещаются в границах места его размещения, установленных генеральным планом участка в соответствии с пунктом 1.7.2 настоящих Правил, а также в пределах площади внешних поверхностей здания, строения, сооружения, соответствующей размерам помещения, занимаемого стационарным предприятием общественного питания, при их размещении на таких поверхностях.
В пункте 3.10.1 Правил предусмотрено, что высота зонтов и пергол не должна превышать высоту первого этажа (линии перекрытий между первым и вторым этажами) здания, строения, сооружения, занимаемого стационарным предприятием общественного питания.
Согласно пункту 3.18 Правил высота элементов оборудования сезонного кафе не должна превышать высоту первого этажа (линии перекрытий между первым и вторым этажами) здания, строения, сооружения, занимаемого стационарным предприятием общественного питания.
Таким образом, сезонные кафе могут лишь примыкать к фасадам зданий и только непосредственно к стационарному предприятию общественного питания, а границы места размещения сезонного кафе не должны нарушать права собственников и пользователей соседних помещений, зданий, строений, сооружений. Высота элементов оборудования сезонного кафе не должна превышать высоту первого этажа, занимаемого стационарным предприятием общественного питания.
Более того, пунктом 1.2 постановления Правительства Москвы от 6 марта 2015 года N102-ПП утвержден а дминистративный регламент предоставления государственной услуги города Москвы "Включение сезонного (летнего) кафе при стационарном предприятии общественного питания в схему размещения сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания (внесение изменений в схему размещения)" (приложение 2) (далее Административный регламент).
В силу пункта 2.3 Административного регламента полномочия по предоставлению государственной услуги осуществляются префектурой административного округа города Москвы (далее - префектура).
Согласно пунктам 2.5.1.1.5, 2.5.1.1.7, 2.5.1.1.8, 2.5.1.1.9, 2.5.1.1.10 Административного регламента предоставление государственной услуги осуществляется на основании, в том числе следующих документов (информации):
- правоустанавливающие документы, подтверждающие имущественные права заявителя на занимаемое здание, строение, сооружение, нежилое помещение, в котором размещено стационарное предприятие общественного питания, на эксплуатируемую кровлю, на которой предполагается размещение сезонного кафе (в случае размещения сезонного кафе на такой поверхности);
- при размещении сезонного кафе на земельном участке вне границ земельных участков и земель, находящихся в государственной собственности города Москвы либо государственная собственность на которые не разграничена, заявитель в обязательном порядке предоставляет проект размещения сезонного (летнего) кафе при стационарном предприятии общественного питания, который содержит: пояснительную записку; ситуационный план участка, выполненный на инженерно-топографическом плане в масштабе 1:2000; генеральный план участка, выполненный на инженерно-топографическом плане в масштабе 1:500; материалы фотофиксации.
- при размещении сезонного кафе на территории города Москвы в границах земельных участков и земель, находящихся в государственной собственности города Москвы либо государственная собственность на которые не разграничена, - сведения о площади грунтовой (незапечатанной) поверхности, травяного покрова/газона (в случае размещения сезонного кафе над грунтовыми (незапечатанными) поверхностями и над травяным покровом/газоном).
- поэтажный план первого этажа, а в случае размещения сезонного кафе на внешних поверхностях здания, строения, сооружения - план соответствующей части здания, строения, сооружения, в котором размещено стационарное предприятие общественного питания и на которых предполагается размещение сезонного кафе, выданный уполномоченной организацией.
- фотомонтаж (графическая врисовка в существующую ситуацию типового проекта архитектурно-художественного решения сезонного кафе, границ размещения сезонного кафе, а также площади грунтовой (незапечатанной) поверхности, травяного покрова/газона (в случае размещения сезонного кафе над грунтовыми (незапечатанными) поверхностями и над травяным покровом/газоном) с указанием линейных размеров в масштабе 1:50.
В соответствии с пунктами 3.3.3.1.2.1.1.1, 3.3.3.1.2.1.1.2, 3.3.3.1.2.2 Административного регламента поданные заявление и документы направляются Префектурой на согласование в:
- Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы, который в течение 10 рабочих дней организует разработку проекта размещения сезонного (летнего) кафе при стационарном предприятии общественного питания (далее - проект размещения сезонного кафе) либо направляет обоснованное заключение о невозможности разработки проекта размещения и невозможности размещения сезонного кафе при наличии оснований, указанных в пункте 2.9 Регламента;
- в совет депутатов муниципального округа. Совет депутатов муниципального округа отказывает в согласовании размещения сезонного кафе в случае нарушения интересов жителей при размещении сезонного (летнего) кафе. Решение совета депутатов муниципального округа о согласовании или об отказе в согласовании размещения сезонного кафе не позднее трех рабочих дней со дня его принятия направляется в префектуру административного округа города Москвы.
Основания для отказа в предоставлении государственной услуги предусмотрены в пункте 2.9 Административного регламента. Согласно пункту 2.9.1.11 основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являет наличие двух или более обоснованных жалоб жителей города Москвы в органы власти на ухудшение условий проживания в связи с размещением, обустройством и эксплуатацией предприятия общественного питания.
Согласно пунктам 3.3.3.1.2.3.1, 3.3.3.1.2.3.2 Административного регламента после получения документов от Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы должностное лицо Префектуры:
- размещает проект размещения сезонного кафе в сети Интернет на период не менее 10 рабочих дней для направления замечаний и предложений от граждан и организаций. В силу пункта 3.3.3.1.5.2 регламента граждане и организации вправе предоставлять в Префектуру замечания и предложения по вопросу размещения сезонного кафе через сеть Интернет;
- направляет проект размещения сезонного кафе с приложением документа, указанного в пункте 2.5.1.1.10 настоящего Регламента, на согласование в: Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, Департамент культурного наследия города Москвы, Департамент городского имущества города Москвы.
Положения пункта 3.3.3.1.5.2 Административного регламента предусматривают, что в случае согласования проекта размещения сезонного кафе в течение одного рабочего дня направляет на рассмотрение Межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы:
- проект размещения сезонного кафе (за исключением сезонных кафе, размещаемых на территории города Москвы вне границ земельных участков и земель, находящихся в государственной собственности города Москвы либо государственная собственность на которые не разграничена, а также в случае размещения сезонного кафе на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений в городе Москве);
- замечания и предложения граждан и организаций, полученные в результате размещения проекта размещения сезонного кафе в сети Интернет;
- заключения согласующих организаций;
- презентационные материалы, оформленные в соответствии с требованиями, установленными Департаментом торговли и услуг города Москвы.
В силу пункта 3.3.3.1.6 Административного регламента Межведомственная комиссия по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы в течение 5 рабочих дней рассматривает полученные материалы и принимает решение о включении либо об отказе во включении сезонного кафе (внесении изменений) в схему размещения сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания по основаниям, установленным пунктом 2.9 настоящего Регламента.
Правилами предусмотрен административный механизм исключения сезонных кафе из соответствующих схем размещения. Так, согласно пункту 1.12.5 Правил основанием для исключения сезонного кафе из схемы размещения является наличие неразрешимого конфликта интересов между предприятием общественного питания и жителями города Москвы, возникшего в результате размещения сезонного кафе (наличие неоднократных (двух и более) обоснованных жалоб жителей в органы власти на нарушение требований к размещению, обустройству и эксплуатации сезонного кафе).
Из анализа приведенных норм права следует, что согласование размещения сезонного кафе в обязательном порядке проходит согласование не только с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, но и органами местного самоуправления, а также с жителями города. В частности, проект размещения сезонного кафе размещается в сети Интернет на период не менее 10 рабочих дней для направления замечаний и предложений от граждан и организаций. В силу пункта 3.3.3.1.5.2 регламента граждане и организации вправе предоставлять в Префектуру замечания и предложения по вопросу размещения сезонного кафе через сеть Интернет. Согласно пункту 2.9.1.11 регламента основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являет наличие двух или более обоснованных жалоб жителей города Москвы в органы власти на ухудшение условий проживания в связи с размещением, обустройством и эксплуатацией предприятия общественного питания.
При таких обстоятельствах являются необоснованными доводы административных истцов о том, что с жителями многоквартирных домов не согласовывается проект размещения сезонного кафе. Более того, даже после согласования размещения сезонного кафе, при наличии неразрешимого конфликта интересов между предприятием общественного питания и жителями города Москвы, возникшего в результате размещения сезонного кафе (наличие неоднократных (двух и более) обоснованных жалоб жителей в органы власти на нарушение требований к размещению, обустройству и эксплуатации сезонного кафе), Префектура административного округа города Москвы, Департамент торговли и услуг города Москвы, иные органы исполнительной власти города Москвы, указанные в пункте 1.13 настоящих Правил, обязаны инициировать исключение сезонных кафе из схемы размещения (положения пунктов 1.11, 1.12.5 Правил).
За нарушение тишины и покоя граждан, за нарушение требований к размещению сезонных кафе, за нарушение требований к благоустройству и эксплуатации сезонных кафе Законом города Москвы от 21 ноября 2007 года N45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" предусмотрена соответствующая административная ответственность.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно части 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу подпункта "е" пункта 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N491, в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
В соответствии с частью 9 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил.
Положения статьи 5 Закона города Москвы от 30 апреля 2014 года N18 "О благоустройстве в городе Москве" предусматривают, что обязанности по содержанию и облагораживанию территории города Москвы в границах земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется за счет средств бюджета города Москвы.
Как разъяснено в пункте 67 П остановления Пленума Верховного Суда РФ N10, Пленума ВАС РФ N22 от 29 апреля 2010 года, е сли земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 4 постановления от 28 мая 2010 г. N12-П указал, что признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения, невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу части 8 статьи 22 Федерального закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (часть 4.2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N221-ФЗ "О кадастровой деятельности").
Необходимым для кадастрового учета земельного участка документом является межевой план, представляющий собой результат кадастровых работ (статья 22 Закона N 218-ФЗ).
На основании приведенных норм права и разъяснений, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета. Если земельный участок не сформирован и в отношении его не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования (применительно к заявленному спору в собственности города Москвы).
В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным уча стком в той мере, в какой это необходимо
для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;
в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях, в том числе посредством постоянного поддержания в открытом состоянии в течение всего календарного года одного продуха помещений подвалов и технических подполий, входящих в состав общего имущества, в случае наличия продухов в таких помещениях;
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
д) сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
д(1)) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности;
д(2)) работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;
ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;
к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.), за исключением случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике";
л) приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
11(1). Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Анализируя приведенные нормы права, суд приходит к выводу, что размещение сезонных кафе не нарушает права собственников многоквартирного дома на владение, пользование и распоряжение земельным уча стком, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого не разграничены и не определены на местности, в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации принадлежащего им многоквартирного дома. Поскольку размещение сезонного кафе не
свидетельствует о распоряжении земельным участком в соответствии с положениями статьи 36 Жилищного кодекса РФ. Размещение сезонного кафе не препятствуют эксплуатации многоквартирного дома, в том числе не препятствует осуществлению приведенным выше мероприятий по содержанию общего имущества, по управлению общим имуществом, по ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Сезонные кафе размещаются на горизонтальных, открытых поверхностях зданий, сооружений, не препятствуют выполнению работ по содержанию многоквартирного дома. Более того, сезонные кафе размещаются только в пределах входных групп стационарного предприятия общественного питания, в пользовании которого также находится соответствующая часть общего имущества многоквартирного дома. В силу пункта 2.1 Правил размещение кафе носит сезонный характер, то есть временный, сезонные кафе могут размещаются на любой период времени, но только с 1 апреля по 1 ноября в соответствии с границами места размещения.
При таких обстоятельствах являются необоснованными доводы административных истцов о том, что оспариваемое постановление Правительства Москвы от 6 марта 2015 года N102-ПП не соответствует положениям статьи 35 Конституции Российской Федерации, статей 246, 247, 305 Гражданского кодекса РФ, статьи 36 Жилищного кодекса РФ, статьи 39.33 Земельного кодекса РФ, ограничивают право общей долевой собственности на многоквартирный дом, право владения, пользования и распоряжения земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в следующих случаях, в том числе размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 4 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2014 года N1300, к видам объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, относятся - элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории.
Согласно пункту 6 статьи 2 Закона города Москвы от 30 апреля 2014 года N18 "О благоустройстве в городе Москве" объектами благоустройства являются сезонные (летние) кафе.
С учетом приведенных норм права, для размещения сезонного кафе на территории города Москвы в границах земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, не требуется оформление земельно-правовых отношений.
Не нашел своего подтверждения довод административных истцов о нарушении Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку в силу статьи 15 указанного Федерального закона сезонные кафе не являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, а представляют собой объекты благоустройства при стационарных предприятиях общественного питания, размещаемые в целях повышения уровня комфортности городской среди.
Являются несостоятельными доводы относительно наличия коррупционных факторов при размещении сезонных кафе. Как указывалось выше, согласование размещения сезонных кафе проходит не только с органами исполнительной власти города Москвы, но и органами местного самоуправления и жителями Москвы, что уже само по себе исключает коррупционную составляющую. Кроме того, проект оспариваемого нормативного правового акта был размещен на портале Департамента торговли и услуг города Москвы в соответствии с требованиями Федерального закона от 17 июля 2009 года 3172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных актов" и постановления Правительства Москвы от 2 июня 2009 года N513-ПП "Об антикоррупционной экспертизе проектов правовых актов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы", замечаний и заключений на проект не поступило.
Постановление Правительства Москвы от 23 июня 2016 года N355-ПП "О размещении в городе Москве нестационарных торговых объектов при стационарных торговых объектах" не регулирует спорные правоотношения и не применим, поэтому ссылки административных истцов на данное постановление являются несостоятельными.
При таких обстоятельствах оспариваемый нормативный правовой акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят в соответствии с компетенцией и полномочиями, с соблюдением порядка принятия, в частности с соблюдением: требований, устанавливающих полномочия Правительства Москвы на принятие нормативных правовых актов; требований к форме и виду нормативных правовых актов; процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов; правил введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании приведенных выше обстоятельств и норм права, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым отказать административным истцам в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Мельниковой Галины Александровны, Малашенко Божены Львовны, Грубияна Александра Ивановича к Правительству Москвы о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 6 марта 2015 года N102-ПП "О размещении сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания", в редакции постановления Правительства Москвы от 31 марта 2020 года N280-ПП.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Мотивированное решение суда изготовлено 12 марта 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.