Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Комаровой Е.Д, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-663/2021 по административному исковому заявлению Шахова К?Ю-- об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ---, УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить по состоянию на 27 декабря 2019 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером --- по адресу: Москва, г. Московский, д. --- равной рыночной стоимости в размере 41 375 000 рублей, определенной оценщиком ООО "Независимая экспертная оценка Вега".
Из содержания искового заявления следует, что административный истец является собственником указанного выше земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 27 декабря 2019 года составила 50 613, 42 рублей. По мнению административного истца, кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его реальной рыночной стоимости, которая в соответствии с отчетом об оценке составила 41 375 000 рублей, в связи с чем, реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, административный истец обратился в Московский городской суд.
Ввиду того, что рыночная стоимость, об установлении которой просил административный истец, превысила кадастровую стоимость земельного участка, судом предложено административному истцу представить сведения о том, в каких целях требуется установление кадастровой стоимости в повышенном размере, каким образом установление кадастровой стоимости в повышенном размере защитит права и законные интересы административного истца.
Из пояснений, представленных административным истцом, следует, что результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права истца при последующем изъятии земельного участка для государственных нужд, поскольку согласно градостроительному плану земельного участка в последующем на нем планируется размещение инженерных коммуникаций.
Рассмотрев в открытом судебном заседании настоящее дело, изучив административное исковое заявление, письменные пояснения истца, В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон "О государственной кадастровой оценке") кадастровая стоимость представляет собой стоимость объекта недвижимости, определенную в порядке, предусмотренном данным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 закона.
В силу статьи 22 Закона "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером --- по адресу: Москва, г. Московский, д. ---, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из единого государственного реестра недвижимости.
Текущая кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 27 декабря 2019 года ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" на основании акта N 02-15482/19-1-ЗУ в размере 50 613, 42 рублей.
Для определения рыночной стоимости земельного участка административный истец обратился к независимому оценщику ООО "Независимая экспертная оценка Вега". В соответствии с отчетом об оценке рыночная стоимость земельного участка на дату установления кадастровой стоимости составила 41 375 000 рублей, что существенно выше кадастровой стоимости.
Административный истец просил об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, то есть в размере 41 375 000 рублей.
Суд не находит оснований для удовлетворения требований.
Так, определение кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости осуществляется для целей налогообложения, применительно к земельному участку для целей уплаты земельного налога.
В соответствии со ст.388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу ст.389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В соответствии со ст.390 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
В соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог на территории города Москвы установлен Законом города Москвы от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге".
Таким образом, административный истец осуществляет уплату земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером --- по адресу: Москва, г. Московский, ---, размер земельного налога исчисляется исходя из кадастровой стоимости участка.
Установление судом кадастровой стоимости в размере рыночной, превышающей оспариваемую истцом кадастровую стоимость земельного участка приведет к ухудшению его положения, что недопустимо в рассматриваемом случае с учетом позиции Европейского Суда по правам человека (параграф 40 постановления от 24 мая 2007г. "Р. Против Российской Федерации, параграф 80 постановления от 06 декабря 2011 года "Гладышева против России").
Таким образом, в целях исполнения налоговых обязательств установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которая превышает кадастровую стоимость, недопустимо, поскольку это ухудшит права налогоплательщика, увеличив его финансовое бремя.
Что касается доводов административного истца о том, что установление кадастровой стоимости в повышенном размере, то есть в размере рыночной стоимости, определенной в отчете оценщика в 41 375 000 рублей, необходимо для целей последующего изъятия земельного участка для государственных нужд и выплаты компенсации, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.56.2 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения.
Федеральным законом от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено изъятие недвижимого имущества путем его выкупа в случае, если изымаемое недвижимое имущество принадлежит правообладателю на праве собственности (ст.10).
Согласно ст.281 Гражданского кодекса РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка не является величиной, которая участвует в определении размера возмещения за земельный участок.
Выкупная цена, помимо того, что не привязана к кадастровой стоимости земельного участка, также не определяется на дату установления кадастровой стоимости.
Выкупная цена земельного участка определяется на дату принятия уполномоченным органом решения об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд. На территории города Москвы таким органом является Департамент городского имущества города Москвы. В отношении спорного земельного участка решение об изъятии данного земельного участка до настоящего времени не принято, в связи с чем будущая выкупная цена указанного земельного участка, в любом случае не может быть определена по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости, то есть на 27 декабря 2019 года.
Таким образом, установление кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером --- по адресу: Москва, г. Московский, д. --- по состоянию на 27 декабря 2019 года в размере рыночной стоимости, которая существенно превышает кадастровую стоимость на указанную дату, не приведет к восстановлению прав или улучшению положения административного истца.
Кроме того, из положений ст.10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что в случае несогласия собственника или правообладателя недвижимого имущества с размером возмещения стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) причиненных изъятием недвижимого имущества убытков, содержащимся в отчете об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленном оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества, собственник или правообладатель недвижимого имущества вправе оспорить в судебном порядке этот отчет.
В соответствии со ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Принимая во внимание обстоятельства настоящего дела, суд приходит к выводу, что установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости в соответствии с отчетом об оценке в случае превышения рыночной стоимости над кадастровой стоимостью не повлечет защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов административного истца.
С учетом изложенного, суд отказывает в удовлетворении административных исковых требований о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка по основанию установления в отношении земельного участка рыночной стоимости, превышающей его кадастровую стоимость.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Шахова К?Ю-- об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ---.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 04 марта 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.