Московский городской суд в составе судьи Дорохиной Е.М., при секретаре Кузьмичевой В.Ю., с участием прокурора Суржанской М.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-873/2021 по административному исковому заявлению ООО "ИММО" о признании не действующими отдельных положений приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", УСТАНОВИЛ:
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации 28.11.2014 г. Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28.11.2014 г. и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 года.
Подпунктом 1.2 пункта 1 названного постановления (в первоначальной редакции) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со ст. 1.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 г.N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 2, далее - Перечень).
Постановлением Правительства Москвы от 24.11.2020 г. N 2044-ПП Перечень изложен в новой редакции и определен по состоянию на 01.01.2021 г. (далее - Перечень на 2021 год).
Под пунктом 2987 в Перечень на 2021 год включено нежилое помещение с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м, расположенное в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Москва, ***.
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным иском к Правительству Москвы о признании не действующим с начала соответствующего налогового периода пункта 2987 Перечня на 2021 год, ссылаясь на то, что является собственником указанного выше нежилого помещения, который согласно оспариваемому пункту был включен в Перечень на 2021 год, в связи с чем налоговое бремя существенно увеличилось. Между тем, данное помещение не подлежало включению в Перечень, как не отвечающие признакам, которые определены ст. 1.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" и положениями ст. 378.2 НК РФ. В то же время, в административном исковом заявлении истец указал, что общая площадь всех нежилых помещений в здании ориентировочно составляет *** кв.м. и для целей, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ, а именно, для размещения организаций, оказывающих бытовые услуги, используются не все, а только принадлежащее ему нежилое помещение площадью *** кв.м.
Представитель административного истца в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал, возражения представителя административного ответчика полагал необоснованными и указал дополнительно, что по его расчетам, основанным на представленной ответчиком экспликации здания, общая площадь всех нежилых помещений в здании составляет менее 3 000 кв.м.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы в суд явился, против удовлетворения иска возражал, поддержал письменные возражения (л.д. 41-46) и указал, что оспариваемый нормативно-правовой акт принят в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, его нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и каких-либо прав и законных интересов административного истца не нарушает. Представитель указал также, что при наличии составленного Госинспецией в 2020 году акта о фактическом использования помещения т с учетом данных БТИ о том, что общая площадь всех нежилых помещений в здании составляет более *** кв.м, у административного ответчика имелись основания для его включения в Перечень, а его фактическое использование подтверждается как актом Госинспекции от 2020 года, так и актом от 18.02.2021 г, составленным по результатам непосредственного осмотра спорного помещения.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив постановление в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление необоснованным, суд приходит к выводу о том, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что административный истец является собственником нежилого помещения с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м, расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Москва, ***, соответственно, с учетом положений статьи 383 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 3 Закона г. Москвы от 05.11.2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" и оспариваемого Перечня, утвержденного постановлением Правительства Москвы N 700-ПП от 28.11.2014 г. с последующими изменениями, на административном истце лежит обязанность по уплате налога на имущество организаций в отношении принадлежащих ему объектов, исходя из их кадастровой стоимости.
Таким образом, оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права административного истца, как налогоплательщика, в связи с чем он вправе обращаться в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Положения ч. 8 ст. 213 КАС РФ предусматривают, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Стороны не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления.
Суд считает, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20.12.2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления обладал достаточной компетенцией для его принятия.
В соответствии с требованиями Закона г. Москвы от 08.07.2009 г. N 25 "О правовых актах города Москвы" постановление Правительства Москвы N 700-ПП от 28.11.2014 г. подписано Мэром Москвы, опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 28.11.2014 г. и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67 02 декабря 2014 года, его форма соответствует требованиям статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы". Также соответствует приведенным выше требованиям и постановление Правительства Москвы от 24.11.2020 г. N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28.11.2014 г. N 700-ПП".
Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 12 и п. 2 ст. 372 НК РФ, субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Положениями ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктами 1 и 2 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Так, согласно подпунктам 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с п. 5 ст. 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории города Москвы в соответствии с пунктом 2.1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции, действовавшей по состоянию на дату принятия постановления Правительства Москвы от 24.11.2020 г. N 2044-ПП, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определялась в отношении расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3000 кв. метров.
Системный анализ положений федерального и регионального законодательства, включая статью 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункт 2.1 статьи 1.1. Закона г. Москвы от 05.11.2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций", позволяет сделать вывод о том, что для включения в соответствующий Перечень расположенного в многоквартирном доме нежилого помещения необходима совокупность двух условий: наличие в доме нежилых помещений, общая площадь которых превышает 3000 кв. м, а также фактическое использование не менее 20 % площади нежилого помещения в названных в Законе целях.
Как указывалось выше, административный истец является собственником нежилого помещения с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м, расположенного в многоквартирном жилом доме с кадастровым номером *** по адресу: г. Москва, ***. Согласно представленной административным истцом выписке из технического паспорта БТИ на указанное здание от 29.03.2019 г. (л.д. 24), общая площадь всех находящихся в нем нежилых помещений (без учета площади лестниц, техэтажей и иных помещений, не входящих в общую площадь здания), составляет *** кв.м.
Рассматривая вопрос о фактическом использовании принадлежащего административному истцу помещения, суд исходит из следующего.
В силу пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 02.11.2013 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй НК РФ", постановлением Правительства Москвы от 14.05.2014 г. N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок).
Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
Согласно пункту 4.6 Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25.04.2012 г. N 184-ПП, Госинспекция является уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - города Москвы по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от прав собственности.
Пунктами 3.4-3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения предусмотрено, что в ходе проведения мероприятий осуществляется фотосъемка, фиксирующая фактическое использование указанного объекта, а также фотосъемка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании, указателей наименований улиц и номеров домов, расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования.
По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования работник Госинспекции, уполномоченный на проведение указанного мероприятия, составляет акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения по форме, утверждаемой совместным приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы и Госинспекции, с приложением соответствующих фотоматериалов. В случае если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт о фактическом использовании указанных зданий (строений, сооружений) и (или) нежилых помещений для целей налогообложения оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение.
Согласно пункту 2.4. Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, в целях подготовки к проведению мероприятий по определению вида фактического использования объектов нежилого фонда Госинспекция использует информацию, содержащуюся в государственном кадастре недвижимости, документы технического учета (инвентаризации) и (или) сведения о таком учете (инвентаризации) и иные документы, полученные в установленном порядке от органов исполнительной власти, в том числе Департамента городского имущества города Москвы, подведомственных органам исполнительной власти организаций.
Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 14.05.2014 г. N 257-ПП (в редакции, действующей на момент проведения обследования) установлено: мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (Госинспекцией) с привлечением подведомственного Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (далее - ГБУ "МКМЦН") (пункт 1.2); к участию в проведении мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения привлекаются: не менее двух работников ГБУ "МКМЦН" (подпункт 1 пункта 2.3); представитель Департамента торговли и услуг города Москвы (при проведении мероприятия по определению вида фактического использования в отношении торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания) (подпункт 2 пункта 2.3); представитель Государственного бюджетного учреждения города Москвы Московского городского бюро технической инвентаризации (подпункт 5 пункта 2.1).
Мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения проводятся Госинспекцией в соответствии с методикой определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (приложение 1 к Порядку) (пункт 3.1). В ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении (пункт 3.4). По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования в срок не позднее 10 рабочих дней с даты проведения указанного мероприятия работник Госинспекции, уполномоченный на проведение указанного мероприятия, составляет акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения по форме, утверждаемой совместным приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы и Госинспекции, с приложением соответствующих фотоматериал (пункт 3.5).
В случае если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников ГБУ "МКМЦН" в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт о фактическом использовании указанных зданий (строений, сооружений) и (или) нежилых помещений для целей налогообложения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3.9(6) настоящего Порядка, оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников ГБУ "МКМЦН" в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение (пункт 3.6).
В случае выявления Госинспекцией или ГБУ "МКМЦН" в акте о фактическом использовании указанных зданий (строений, сооружений) и (или) нежилых помещений для целей налогообложения, составленном при отсутствии доступа работников ГБУ "МКМЦН" в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, ошибочных выводов относительно фактического использования здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения Госинспекция в срок не позднее 90 календарных дней года, следующего за годом, в котором составлен указанный акт, обращается в целях повторного проведения мероприятия в Департамент экономической политики и развития города Москвы, который обеспечивает рассмотрение соответствующего вопроса на заседании Комиссии (пункт 3.9).
Акт Госинспекции N ***, копия которого представлена в материалы дела и согласно которому, 100% все принадлежащее истцу помещение фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, составлен без доступа в спорное помещение по форме, указанной в приложении 2 к названному выше Порядку; при проведении мероприятий по определению фактического использования здания были привлечены два сотрудника ГБУ "МКМЦН", а также сотрудник - эксперт ГБУ г. Москвы "Московское городское бюро технической инвентаризации", - и сотрудник Госинспекции. К акту представлена фототаблица, из которой следует, что здание используется для размещения различных организаций, оказывающих бытовые услуги, - что не отрицалось представителем истца ни в административном исковом заявлении, ни в судебном заседании, и что подтверждено составленным с доступом в помещение актом Госинспекции N ***, выводы которого не могли быть учтены при утверждении оспариваемого Перечня на 2021 г, но который косвенно подтверждает использование спорного помещения в предыдущий налоговый период.
Таким образом, акт Госинспеции N *** составлен с соблюдением требований Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14.05.2014 г. N 257-ПП, отражает фактическое использование здание по состоянию на дату составления акта, и опровергающих изложенные в нем выводы доказательств административным истцом не представлено.
Оспаривая включение нежилого помещения в Перечень на 2021 г, представитель административного истца ссылался на то, что условием включения нежилого помещения в приложение N 2 к постановлению Правительства Москвы N 700-ПП от 28.11.2014 г. является фактическое использование для целей, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ, всех нежилых помещений в многоквартирном доме, однако, приведенные выше утверждения основаны на неверном толковании пункта пункта 2.1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 г. N 64, положения которого устанавливают два независимых друг от друга условия для включения нежилого помещения в приложение N 2: наличие в доме нежилых помещений, общая площадь которых превышает 3000 кв. м, а также фактическое использование не менее 20 % площади конкретного нежилого помещения в названных в Законе целях.
При таких обстоятельствах оснований к удовлетворению заявленных требований суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать ООО "ИММО" в удовлетворении требования о признании недействующим пункта 2987 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 г. N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28.11.2014 г. N 700-ПП".
На решение в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Московский городской суд может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья
Московского городского суда Е.М. Дорохина
Мотивированное решение изготовлено 17.03.2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.