Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Канаева В.М. на решение судьи Гагаринского районного суда Москвы от дата, которым постановление N 258 начальника отделения подготовки и призыва граждан на военную службу объединенного военного комиссариата адрес Москвы от дата в отношении Канаева В.М. по ст.21.6 КоАП РФ оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением N 258 начальника отделения подготовки и призыва граждан на военную службу объединенного военного комиссариата адрес Москвы дата Канаев В.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.21.6 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Решением Гагаринского районного суда Москвы от дата указанное постановление оставлено без изменения, жалоба Канаева В.М. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, Канаев В.М. ставит вопрос об отмене названных выше административных актов, прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указывает на их незаконность, необоснованность, выражает несогласие с выводами должностного лица административного органа и суда, с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств.
Канаев В.М. в судебное заседание явился, доводы жалобы поддержал.
Проверив также материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснение Канаева В.М, нахожу постановление и решение законными и обоснованными.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всесторонне, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вышеприведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
Признавая Канаева В.М. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.21.6 КоАП РФ и подвергая его административному наказанию в виде административного штрафа, должностное лицо административного органа и судья районного суда исходили из того, что дата в 10.00 часов, по адресу: Москва, адрес, Канаев В.М. уклонился от медицинского освидетельствования, что подтверждается составленным в отношении него протоколом N 1/258/2020 от дата об административном правонарушении, учетной картой призывника, письменным объяснением начальника отделения подготовки и призыва граждан на военную службу ВК г.Москвы по адрес фио, направленными в суд второй инстанции.
Представленные доказательства обоснованно признаны должностным лицом административного органа и судьей допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом и судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия Канаева В.М. правильно квалифицированы по ст.21.6 КоАП РФ, т.к. он уклонился от медицинского освидетельствования.
Выводы судьи о виновности Канаева В.М. в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемых постановлении и решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Административная ответственность по ст.21.6 КоАП РФ, наступает за уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до сумма прописью.
Согласно п.2 ст.25 Федерального закона от дата N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", граждане, подлежащие призыву на военную службу или направляемые на альтернативную гражданскую службу, и граждане, поступающие на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование в порядке, предусмотренном статьей 61 настоящего Федерального закона, согласно которой военно-врачебная экспертиза проводится в целях определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью).
Аналогичные положения содержатся в п.1 ст.5.1 Федерального закона от дата N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", согласно которой граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 статьи 20, или пунктом 1 статьи 20.1, или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.
Согласно п.3 данной статьи, порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
Согласно п.22 Постановления Правительства РФ от дата N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе", призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования.
Согласно п.7 Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации", вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.
Как следует из материалов дела, Канаев В.М, паспортные данные, на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, состоял на воинском учете в Черемушкинском военном комиссариате г.Москвы и обучался в ФГБОУ ВО МИРЭА по очной форме обучения, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования (бакалавриат).
Согласно представленным Черемушкинским военным комиссариатом г.Москвы сведений Канаев В.М. имел отсрочку от призыва на военную службу на основании п.п. "а" п.2 ст.24 ФЗ "О воинской обязанности и военной службы" до дата.
Установлено, что Канаеву В.М. была вручена повестка о явке дата в военный комиссариат для прохождения медицинской комиссии.
В связи с наличием у Канаева В.М. отсрочки от призыва на военную службу дата медицинская комиссия Канаевым В.М. пройдена не была и последний вновь повесткой был вызван на дата для уточнения документов воинского учета и прохождения медицинской комиссии.
Как пояснил в суде второй инстанции Канаев В.М, от прохождения дата медицинской комиссии он отказался, мотивируя свой отказ наличием у него права на отсрочку от призыва и поступлением в магистратуру МИРЭА.
Установлено также, что Канаев В.М. дата при общении с сотрудниками военного комиссариата отказался от прохождения медицинской комиссии дата, а также и от получения повестки на указанную дату, однако позднее после составления в отношении него протокола об административном правонарушении, повестку все же получил.
Указанные действия Канаева В.М. правильно были квалифицированы должностным лицом военного комиссариата как отказ от прохождения медицинского освидетельствования по ст.21.6 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что заявитель не подлежал призыву в армию, не обязан был проходить медицинское освидетельствование, поскольку имел отсрочку о призыва на время обучения в МИРЭА, не может быть принять во внимание в силу следующего.
Обеспечение права каждого на образование является одной из важнейших функций социального государства, в осуществлении которых участвуют все уровни публичной власти. Конституция Российской Федерации, закрепляя данное право (статья 43) и одновременно провозглашая защиту Отечества долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (статья 59), в том числе посредством несения военной службы, относит к ведению Российской Федерации регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина, оборону и безопасность, федеральную государственную, включая военную, службу, а к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов - общие вопросы воспитания и образования (статья 72).
Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", предусмотрено, что воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе (пункт 1 статьи 1), а основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
Названный Федеральный закон, конкретизируя положения пункта 2 его статьи 22, определяет, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (пункт 1 статьи 26); устанавливает категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются - на определенный срок или без указания срока - от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
Так, в силу статей 23 и 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" от исполнения воинской обязанности освобождаются граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья; от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу, прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; на освобождение от призыва на военную службу имеют право граждане, имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень, являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, а также граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов, и граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов; не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, граждане, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, а также граждане, имеющие право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с семейными обстоятельствами, получением образования и по иным перечисленным в статье 24 основаниям.
Таким образом, Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются - на определенный срок или без указания срока - от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
Граждане, получившие отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, не могут быть лишены возможности получить повторную отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением по программам магистратуры.
В своем Обзоре судебной практики N 3 (2018)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ дата) Верховный Суд Российской Федерации разъяснил, что на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с названным Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу (п. 2 указанной статьи).
В соответствии с Абзацами седьмым и девятым подп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата; программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.
Предусмотренная названным выше подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением случая, если первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта (абзац тринадцатый подп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Отсрочка от призыва на военную службу - это документально оформленное решение призывной комиссии, на основании которого гражданин не призывается на военную службу в течение определенного срока.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, ранее Канаеву В.М. была предоставлена отсрочка сроком до 30 июня 2020 года.
В силу п.17 Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации", при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.
Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Согласно п.19. Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 призывник, у которого истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
Таким образом анализ вышеперечисленного законодательства РФ позволяет прийти к выводу о том, что если срок предоставленной призывнику отсрочки от призыва на военную службу истек, но при этом тот продолжает иметь право на отсрочку, решение о предоставлении ему отсрочки на новый срок принимается призывной комиссией в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации".
Поскольку срок предоставленной ранее решением призывной комиссии Канаеву В.М. отсрочки истекал дата и при этом Канаев В.М. как установлено в суде с учетом предоставленных ему каникул продолжал обучение в МИРЭА, решение вопроса о продлении срока предоставленной ему отсрочки находилось в компетенции призывной комиссии, которая была обязана принять решение в т.ч. о предоставлении (продлении) ему отсрочки от призыва на военную службу.
Поскольку в соответствии с п.13 Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе, Канаев В.М. обязан был пройти медицинское освидетельствование вне зависимости от наличия у него права на отсрочку по основаниям, предусмотренными абзацем шестым подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", вместе с тем заявитель уклонился от своей обязанности, что им в жалобе не оспаривается, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ст.21.6 КоАП РФ.
При этом утверждения Канаева В.М. о незаконности действий военного комиссариата по вызову его на прохождение медицинской комиссии в связи с призывом, не могут быть признаны обоснованными, поскольку заявитель, согласно представленным материалам дела имел право на отсрочку в т.ч. в период после дата, и, следовательно, не мог быть призван в ВС РФ в призывной период с 01.04. по дата, вместе с тем он обязан был пройти медицинское освидетельствование в связи с необходимостью принятия призывной комиссией соответствующего решения об отсрочке после дата.
При таких обстоятельствах, в действиях Канаева В.М. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст.21.6 КоАП РФ.
Таким образом, постановление должностного лица и решение судьи, вынесенные в отношении Канаева В.М, являются законными и обоснованными.
Нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по делу не допущено.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Канаеву В.М. в соответствии со ст.ст.3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции статьи, с учетом всех значимых обстоятельств, характера правонарушения, данных о личности, является справедливым и соразмерным содеянному.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Решение судьи Гагаринского районного суда Москвы от дата, постановление N 258 начальника отделения подготовки и призыва граждан на военную службу объединенного военного комиссариата адрес Москвы от дата в отношении Канаева В.М. по ст.21.6 КоАП РФ оставить без изменения, его жалобу без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.