Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 03 марта 2021 г. по делу N 16-1013/2021-
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу защитника НАО "Свеза-Новатор" Коробовой Полины Николаевны на вступившие в законную силу постановления начальника Тотемского территориального отдела - государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области от 27.11.2019 NN20/110, 20/111, 20/112, 20/113, 20/114, 20/115, решение судьи Тотемского районного суда Вологодской области от 17.02.2020 N12-19, 12-20, 12-21, 12-22, 12-23, 12-24/2020, решение судьи Вологодского областного суда от 22.04.2029 N7-249/2020, состоявшиеся в отношении НАО "Свеза-Новатор" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлениями начальника Тотемского территориального отдела - государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области от 27.11.2019 NN20/110, 20/111, 20/112, 20/113, 20/114, 20/115 НАО "Свеза-Новатор" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей по каждому из шести постановлений.
Решением судьи Тотемского районного суда Вологодской области от 17.02.2020 N12-19, 12-20, 12-21, 12-22, 12-23, 12-24/2020, оставленным без изменения решением судьи Вологодского областного суда от 22.04.2029 N7-249/2020, рассмотрение жалоб защитника НАО "Свеза-Новатор" на указанные постановления объединено в одно производство, оспариваемые постановления изменены, с учетом положений части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено наказание в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник НАО "Свеза-Новатор" Коробова П.Н. просит об отмене приведенных актов, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В силу части 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Подпунктом "г" пункта 12 Правил заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 13.09.2016 N 474 (далее - Правил заготовки древесины, документ утратил силу с 01.01.2021 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 28.07.2020 N 1132), установлено, что при заготовке древесины запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленных зависших деревьев, повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению; не допускается вывозка, трелевка древесины в места, не предусмотренные проектом освоения лесов или технологической картой лесосечных работ (подпункт "и" пункт 12); не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке (подпункт "з" пункт 12).
Из материалов дела следует, что НАО "СВЕЗА Новатор" на основании договора аренды лесного участка от 19.10.2017 N 06-01-05/72-2017, заключенного с Департаментом лесного комплекса Вологодской области, использует лесной участок Маныловского участкового лесничества Тотемского муниципального района Вологодской области, в том числе лесные кварталы NN 57, 58, 59, 69.
В результате проведения осмотра должностными лицами Департамента лесного комплекса Вологодской области лесосек 16.10.2019 установлено, что в нарушение требований подпунктов "и", "з", "г" пункта 12 Правил заготовки древесины, пункта 9 Приложения N 1 к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.06.2016 N 367 "Об утверждении видов лесосечных работ порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты, лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки", НАО "Свеза-Новатор" в период с августа по октябрь 2019 года складировало заготовленную древесину породы ель в объеме 1, 579 куб.м, вплотную к стенке леса у западной границы делянки N 1 в квартале 69 выделах 5, 6, 7 Маныловского участкового лесничества Тотемского лесничества Вологодской области, в местах, не предусмотренных технологической картой лесосечных работ, в период с января по октябрь 2019 года оставило по окончании лесосечных работ не вывезенной в установленный срок заготовленную древесину породы береза в объеме 66, 128 куб.м, в пасеках лесосеки N 1 в квартале 58 выделах 4, 5, 6, 12 Маныловского участкового лесничества Тотемского лесничества Вологодской области, в период с марта по октябрь 2019 года оставило по окончании лесосечных работ не вывезенной в установленный срок заготовленную древесину породы береза в объеме 53, 86 куб.м, в пасеках лесосеки, а также древесину породы береза в объеме 149, 63 куб.м, на погрузочной площадке лесосеки N 2 в квартале 58 выделах 5, 6, 21 Маныловского участкового лесничества Тотемского лесничества Вологодской области, а также не выполнило работы по очистке лесосеки на площади 0, 61 га одновременно с заготовкой древесины, в период с марта по октябрь 2019 года оставило по окончании лесозаготовительных работ не вывезенной в установленный срок заготовленную древесину породы осина в объеме 29, 798 куб.м, на погрузочной площадке лесосеки N 1 в квартале 57 выделах 6, 17 Маныловского участкового лесничества
Тотемского лесничества Вологодской области, при производстве работ уничтожило подрост ели на площади 6, 565 га в пасеках лесосеки N 1 в квартале 57 выделах 6, 17 Маныловского участкового лесничества Тотемского лесничества Вологодской области, в период с марта по октябрь 2019 года не выполнило работы по очистке лесосеки на площади 0, 38 га одновременно с заготовкой древесины (порубочные остатки в кучи или валы на волока не собраны, разбросаны в пасеках, не измельчены) на лесосеке N 1 в квартале 57 выделах 6, 17 Маныловского участкового лесничества Тотемского лесничества Вологодской области, а также на площади 061 га лесосеки N 2 в квартале 58 выделах 5, 6, 21 Маныловского участкового лесничества Тотемского лесничества Вологодской области.
Данное обстоятельство послужило основанием для привлечения НАО "Свеза-Новатор" к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, нарушившее требования правил заготовки древесины, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Порядок и срок давности привлечения НАО "Свеза-Новатор" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено НАО "Свеза-Новатор" в пределах санкции части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статьей 3.1, 4.1, части 2 статьи 4.4 данного Кодекса.
Довод жалобы защитника НАО "Свеза-Новатор" об отсутствии состава административного правонарушения подлежит отклонению как необоснованный.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Имеются достаточные основания для вывода о том, что обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил заготовки древесины.
Исследовав и оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, руководствуясь положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Лесного кодекса Российской Федерации, должностное лицо и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции жалобы являлись предметом исследования и оценки должностного лица и предыдущих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих актах. Несогласие заявителя с оценкой установленных в ходе производства по делу обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
При изложенных обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы и изменения оспариваемых актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановления начальника Тотемского территориального отдела - государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области от 27.11.2019 NN20/110, 20/111, 20/112, 20/113, 20/114, 20/115, решение судьи Тотемского районного суда Вологодской области от 17.02.2020 N12-19, 12-20, 12-21, 12-22, 12-23, 12-24/2020, решение судьи Вологодского областного суда от 22.04.2029 N7-249/2020, состоявшиеся в отношении НАО "Свеза-Новатор" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника НАО "Свеза-Новатор" Коробовой Полины Николаевны - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.