Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 12 февраля 2021 г. по делу N 16-159/2021-
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Широкова Е.А., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Арант" Соловьева С.Ю. на вступившие в законную силу постановления заместителя начальника отдела Территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Мурманской области Северного МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 30 января 2020 г. NN 005713/013, 005714/014, решение судьи Первомайского районного суда г. Мурманска от 19 мая 2020 г. и решение судьи Мурманского областного суда от 4 августа 2020 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Арант" по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, у с т а н о в и л:
постановлениями заместителя начальника отдела Территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Мурманской области Северного МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 30 января 2020 г. NN 005713/013, 005714/014 общество с ограниченной ответственностью "Арант" (далее - ООО "Арант", общество) признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 2, 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей за каждое административное правонарушение.
Решением судьи Первомайского районного суда г. Мурманска от 19 мая 2020 г, оставленным без изменения решением судьи Мурманского областного суда от 4 августа 2020 г, производства по приведенным выше делам об административных правонарушениях в отношении ООО "Арант" объединены, постановления заместителя начальника отдела Территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Мурманской области Северного МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 30 января 2020 г. NN 005713/013, 005714/014 изменены, ООО "Арант" назначено административное наказание по правилам части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель ООО "Арант" Соловьев С.Ю. просит об отмене приведенных актов и прекращении производства по делу в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права к рассматриваемым правоотношениям.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ).
В силу статьи 5 данного Федерального закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые медицинские осмотры, которые проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.
Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 N 835н.
В силу пунктов 12, 16 указанного Порядка по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения об отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения, на путевых листах ставится штамп "прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен" и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.
Таким образом, на работников, выполняющих трудовую функцию, связанную с управлением транспортными средствами, возложена обязанность прохождения обязательного предрейсового медицинского осмотра.
Согласно Приложению N 9 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 29.09.1989 N555 "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств" после осмотра на путевых листах водителей ставится штамп - "допущен к рейсу" и подпись медицинского работника.
При этом в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя.
Частью 2 статьи 6 указанного Федерального закона установлен запрет на осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
Кроме того, пунктом 4 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 N 7 утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации.
Из пункта 28 Правил следует, что субъект транспортной деятельности обязан обеспечить проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. Запрещается выпуск на линию транспортных средств, не прошедших предрейсовый контроль технического состояния.
Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к контролеру технического состояния автотранспортных средств определены пунктом 14 Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.09.2015 N 287.
Административная ответственность за невыполнение приведенных выше положений закона предусмотрена частями 2, 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует и установлено судебными инстанциями, что 21 июня 2019 г. Федеральной службой по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации юридическому лицу ООО "Арант" выдана лицензия NАК-78-000361 на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства, перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд. Сведения о наличии у ООО "Арант" лицензии внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лица одним из видов деятельности ООО "Арант" является деятельность, в том числе: прочего сухопутного пассажирского транспорта; регулярные перевозки пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении; по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.
12 декабря 2019 г. временно исполняющим обязанности заместителя начальника Северное МУГАДН вынесено распоряжение N 50 об утверждении рейдового задания на проверку транспортных средств в процессе их эксплуатации на территории г. Мурманска и Мурманской области. Срок проверки установлен в период с 16 декабря 2019 г. по 22 декабря 2019 г.
Указанным распоряжением утверждено рейдовое задание N 50 от 12 декабря 2019 г. о проведении проверки транспортных средств в процессе их эксплуатации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 г. N 236 "О федеральном государственном транспортном надзоре".
В рамках проведения государственного контроля, государственным инспектором Северного МУГАДН установлено, что в 10 часов 30 минут 18 декабря 2019 г. ООО "Арант" на автобусе "Голден Драгон XML6127", государственный регистрационный знак N, под управлением водителя ФИО3 осуществляло перевозку пассажиров по заказу в количестве 19 человек по маршруту: г. Мурманск, Ледокольный проезд д.6 - Портовый проезд д. 25, с нарушением требований к проведению обязательных предсменных, предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, и требований обязательного прохождения предрейсового контроля технического состояния (технического осмотра) транспортных средств при убытии указанного автобуса с места стоянки - г. Мурманск, пр. Кольский, в районе дома 55.
При проверке документов водителем ФИО4 предъявлен путевой лист АП N от 18.12.2019, согласно которому в 10 часов 18 декабря 2019 г. он прошел предрейсовый медицинский осмотр, проведенный медицинским работником ФИО5
Вместе с тем, у ООО "Арант" лицензия на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным) отсутствовала, что подтверждается выпиской из Реестра лицензий.
При этом у медицинского работника ФИО5, проводившей предрейсовый медицинский осмотр водителей юридического лица ООО "Арант", лицензия на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным), также отсутствовала, что подтверждается выпиской из Реестра лицензий. Медицинский работник ФИО5 в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей как индивидуальный предприниматель не зарегистрирована.
Кроме того, в путевом листе АП N от 18.12.2019 проставлена отметка о том, что в 10 часов 15 минут этого же дня транспортное средство "Голден Драгон XML6127" прошло контроль технического состояния, который проведен контролером ФИО2
При этом установлено, что автобус "Голден Драгон XML6127", государственный регистрационный знак N, убыл с места стоянки - г. Мурманск, пр. Кольский, в районе дома 55, под управлением водителя ФИО3, в 10 часов 30 минут 18 декабря 2019 г.
Однако по указанному адресу кабинет для проведения предрейсовых и послерейсовых осмотров, соответствующий требованиям СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", отсутствует, а также отсутствуют помещения и необходимое оборудование для проведения контроля работоспособности и состояния основных узлов и систем, исправности агрегатов и механизмов транспортного средства, влияющих на безопасность дорожного движения.
В ходе административного расследования получены сведения о том, что транспортному средству "Голден Драгон XML6127", государственный регистрационный знак N, принадлежащему ОАО "Арант", предоставлено стояночное место на стоянке по адресу: пр. Кольский, д.55, г. Мурманск, собственником которой является ООО " "данные изъяты"". Договор на предоставление стоянки ООО "" "данные изъяты"" с перевозчиком не заключался, оплата за стоянку вносилась водителем автобуса по факту. Услуг по проведению контроля технического состояния транспортных средств и проведения предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств ООО " "данные изъяты"" не оказывает (т.1, л.д.109). Какие-либо лица, проводившие вышеуказанные услуги, в том числе ФИО2 и ФИО5, в декабре на стоянку не допускались, что подтверждается журналом регистрации.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ООО "Арант" дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Привлекая ООО "Арант" к административной ответственности по указанным статьям, административный орган и судебные инстанции, применив к рассматриваемым правоотношениям приведенные нормы закона, пришли к обоснованному выводу об осуществлении юридическим лицом перевозок пассажиров с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства и о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Арант" к административной ответственности соблюдены.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Административное наказание назначено ООО "Арант" в пределах санкции части 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с применением положений части 2 статьи 4.4 данного Кодекса.
Изменяя постановления должностного лица административного органа, устанавливая наличие в бездействии общества составов вменяемых административных правонарушений, судебные инстанции пришли к выводу о едином родовом объекте посягательства вменяемых должностному лицу административных правонарушениях, в связи с чем, применив положения части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначили ООО "Арант" одно административное наказание.
Указанный вывод судебных инстанций является законным.
Так, частью 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Назначение одного административного наказания за совершение нескольких административных правонарушений возможно только при наличии идеальной совокупности административных правонарушений, то есть в случаях и при условиях, предусмотренных частью 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанной нормой установлено, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Названная совокупность условий, установленных частью 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делам об административных правонарушениях в отношении ООО "Арант" усматривается.
При таких обстоятельствах, существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения жалоб судебными инстанциями допущено не было.
Несогласие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки должностного лица и судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии общества объективной стороны составов вменяемых административных правонарушений и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановления заместителя начальника отдела Территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Мурманской области Северного МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 30 января 2020 г. NN 005713/013, 005714/014, решение судьи Первомайского районного суда г. Мурманска от 19 мая 2020 г. и решение судьи Мурманского областного суда от 4 августа 2020 г, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Арант" по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Арант" Соловьева С.Ю. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.А. Широкова
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.