Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Кулешовой Е.А, судей: Зеленского А.М, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Орлова О.В. на решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 09 ноября 2020 года по административному делу N 2а-2111/2020 по административному исковому заявлению Орлова О.В, действующей в своих интересах и интересах своей "данные изъяты", к администрации Колпинского района Санкт-Петербурга о признании решения незаконным, обязании принять на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения Орловой О.В, ее представителя - адвоката Ким И.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Орлова О.В, действующая в своих интересах и интересах своей "данные изъяты", 07 августа 2005 года рождения, обратилась в Колпинский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором, с учетом изменений заявленных требований, просила признать незаконным решение жилищной комиссии администрации Колпинского района Санкт-Петербурга от 14 октября 2016 года об отказе в принятии ее и ее несовершеннолетней дочери на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязав ответчика принять их на требуемый учет с 03 октября 2016 года.
В обоснование требований Орлова О.В. указала, что зарегистрирована с "данные изъяты". в квартире по адресу: "адрес", принадлежащей на праве
общей долевой собственности в равных долях Орловой О.В. и ее сестре Орловой Е.В. Последняя также зарегистрирована в указанной квартире. Дочь административного истца является инвалидом с детства, так как страдает тяжелым психическим расстройством, состоит на учете в ПНД Колпинского района Санкт-Петербурга. Орлова Е.В. членом семьи истца не является, постоянно проживает по другому адресу: "адрес". Административный истец указала, что они с сестрой ведут раздельное хозяйство, имеют отдельные бюджеты, между ними разделены платежи по спорной квартире. "данные изъяты" страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 N378. Также административный истец указала, что она 03 октября 2016 года обратилась в администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга с заявлением о принятии ее с дочерью на учет нуждающихся в жилых помещениях, но 14 октября 2016 в приеме семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях было отказано на том основании, что Орлова О.В, ее дочь и сестра Орлова Е.В. являются членами одной семьи и у них имеется превышение учетной нормы.
Решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 марта 2019 года отказано в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 08 июля 2019 года решение Колпинского районного суда Санкт- Петербурга, принятое 19 марта 2019 года, оставлено без изменения.
Кассационным определением Верховного Суда Российской Федерации от 05 июня 2020 года решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 марта 2019 года, и апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 08 июля 2019 года отменено, дело возвращено в Колпинский районный суд Санкт-Петербурга на новое рассмотрение в ином составе суда.
Решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 09 ноября 2020 года, административное исковое заявление Орловой О.В. удовлетворено частично, признано незаконным решение жилищной комиссии при администрации Колпинского района Санкт-Петербурга от 14 октября 2016 года об отказе в принятии Орловой О.В. и ее "данные изъяты", на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, на администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Орловой О.В. о принятии ее и "данные изъяты", на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец Орлова О.В. подала кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На момент возникновения спорных правоотношений действовал Перечень тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378.
С 1 января 2018 года применению подлежит Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 года N 987н.
Судом установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
27 сентября 2016 года Орлова О.В. обратилась в администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга с заявлением о принятии ее в составе семьи из двух человек (она и "данные изъяты") на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно направленной в адрес администрации справке Санкт- Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Психоневрологический диспансер N 6" от 29 сентября 2016 года N7 Орлова М.А, 07 августа 2005 года рождения, страдает заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N378.
Решением жилищной комиссии от 14 октября 2016 года отказано в принятии Орловой О.В. на учет, поскольку в спорной квартире проживает одна семья из трех человек, на каждого из которых приходится по 16, 85 кв.м, общей площади, что значительно превышает учетную норму, установленную Законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N407-65 "О порядке ведения учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Санкт-Петербурге". Занимаемая истцом и членами ее семьи квартира не является коммунальной.
Также судом установлено, что Орлова О.В, 24 сентября 1973 года рождения, Орлова Е.В, 20 ноября 1969 года рождения, и "данные изъяты", постоянно зарегистрированы в отдельной двухкомнатной квартире, общей площадью 50, 56 кв.м, расположенной по адресу: "адрес".
Указанная квартира находится в общей долевой собственности Орловой О.В. и Орловой Е.В, которые были вселены в спорную квартиру 29 сентября 1978 года в составе семьи своей матери Орловой Г.Н.
На основании договора передачи квартиры в собственность граждан от 02 июня 1994 года квартира передана в общую совместную собственность Орловой Е.В, Орловой О.В. и Орловой Г.Н.
После смерти 28 мая 2000 года Орловой Г.Н. по соглашению наследников Орловой О.В. и Орловой Е.В, удостоверенному нотариусом, в квартире установлены доли каждого из сособственников (по 1/3 каждому).
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 20 апреля 2004 года Орлова Е.В. и Орлова О.В. вступили в права наследования имущества, принадлежавшего их матери (1/3 доли в праве на квартиру), в равных долях.
Вступившим в законную силу решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 20 февраля 2017 года фактически разделены лицевые счета семьи собственника спорной квартиры Орловой О.В. из двух человек с учетом несовершеннолетней дочери и семьи собственника этого жилого помещения Орловой Е.В, состоящей из одного человека.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что 09 декабря 2018 года и 08 февраля 2019 года Орлова О.В. обращалась в органы внутренних дел с просьбой принять меры к Орловой Е.В, в связи с высказываемыми последней угрозами в адрес административного истца и ее "данные изъяты"
Как следует из постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела от 18 декабря 2018 года и от 10 февраля 2019 года, при проведении проверок Орлова Е.В. пояснила, что она с Орловой О.В. длительное время не общается, посещает квартиру по адресу регистрации для проверки своей комнаты и получения квитанций на оплату коммунальных услуг. Во время нахождения в квартире старается не общаться с Орловой О.В.
Удовлетворяя требования административного иска о признании решения администрации Колпинского района Санкт-Петербурга незаконным, суд пришел к выводу о том, что в квартире фактически проживают две семьи, при этом факт наличия родственных отношений между Орловой Е.В. и Орловой О.В. не является достаточным основанием относить их к членам одной семьи.
Данный вывод суда судебная коллегия находит обоснованным, подтвержденным представленными в дело доказательствами.
Кроме того, в данной части решение суда сторонами не обжалуется, в связи с чем, оснований для проверки законности принятого судом решения в данной части судебная коллегия не усматривает.
В отношении доводов Орловой О.В. о том, что она на несогласна с выводом суда об отсутствии оснований для возложения на администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга обязанность по принятию ее и ее дочери на учет, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3.12.1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 19 декабря 2017 года N 1098 "Об администрациях районов Санкт- Петербурга" полномочиями Администрации района является осуществление в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Задачами Администрации района Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 2.2 названного Положения является осуществление на территории района полномочий органа социальной защиты, определенных федеральным законодательством, в соответствии с правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктом 2.2 Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт- Петербурга в улучшении жилищных условий, утвержденного распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 28 апреля 2017 года N 536-р, государственная услуга по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, осуществляется администрацией района во взаимодействии с органами (организациями), указанными в пункте 1.3.1 настоящего Административного регламента. За предоставлением государственной услуги заявители обращаются в администрацию района, МФЦ либо посредством Портала.
Частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
Положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", Законом Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" установлен определенный порядок по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также ряд требований, предъявляемых к заявителям. Несоответствие установленным требованиям или невыполнение условий установленного порядка принятия на учет влечет отказ в постановке на учет.
В силу части 4 статьи 52 Жилищного Кодекса Российской Федерации с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В пункте 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" определены категории граждан, которые принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
Таким образом, с учетом приведенных положений законодательства вопрос признания семьи административного истца нуждающимися в жилых помещениях и постановки граждан на учет отнесен к исключительной компетенции администрации Колпинского района Санкт-Петербурга, а суд не может подменять иные органы государственной власти, следовательно, избранный судом способ восстановления нарушенного права административного истца соответствует положениям пункта части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С учетом изложенного, довод административного истца о необоснованном отказе суда в возложении на администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга обязанность поставить административного истца и ее "данные изъяты" "данные изъяты" на учет, судебная коллегия находит несостоятельным.
В кассационной жалобе Орлова О.В. ссылается на незаконность решения органа местного самоуправления, принятого во исполнение оспариваемых актов.
Однако в силу части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими. Таким образом, суд кассационной инстанции не вправе учитывать обстоятельства, возникшие после вступления в законную силу оспариваемых судебных актов.
Решение органа местного самоуправления, касающееся даты принятия истицы на учет нуждающихся в жилых помещениях, может быть самостоятельным предметом обжалования.
Судами первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы процессуального права. Оснований для отмены вступивших в законную силу судебных постановлений нет.
Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлениях судов первой и апелляционной инстанций. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 09 ноября 2020 года по административному исковому заявлению Орлова О.В, действующей в своих интересах и интересах своей "данные изъяты", к администрации Колпинского района Санкт-Петербурга о признании решения незаконным, обязании принять на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, оставить без изменения, кассационную жалобу Орлова О.В. - без удовлетворения.
Решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 09 ноября 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное определение изготовлено 15 марта 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.