Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Кулешовой Е.А, судей: Зеленского А.М, Жидковой О.В, Черников С.Н. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 14 октября 2020 года по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России N 28 по Санкт-Петербургу к Черников С.Н. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени.
по первой инстанции решение вынесено Московским районным судом Санкт-Петербурга 02 декабря 2019 года номер дела N 2а-7704/2019
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя Межрайонной инспекции ФНС России N 28 по Санкт-Петербургу - Меликовой А.Г, возражавшей против доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция ФНС России N 28 по Санкт-Петербургу обратилась в Петроградский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к Черникову С.Н. о взыскании страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 4 590 рублей за периоды после 01 января 2017 года (на основании Федерального закона от 03.07.2016 N 243- ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование), пени за просрочку уплаты страховых взносов по указанному виду страхования за периоды, начиная с 01 января 2017 года - 29 рублей 84 копейки и пени за просрочку уплаты этих же страховых взносов в размере 171 рубль 75 копеек за предшествующие периоды (до 01 января 2017 года); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 23 400 рублей, пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 29 сентября 2018 года по 26 октября 2018 года в сумме 152 рубля 10 копеек, а также пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1738 рублей 99 копеек за период с 01 ноября 2017 года по 16 сентября 2018 года.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 02 декабря 2019 года в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 14 октября 2020 года решение Московского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 02 декабря 2019 года отменено.
С Черников С.Н. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 28 по Санкт-Петербургу взысканы страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемы в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 4590 рублей; пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование - 29 рубля 84 копейки; пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 171 рубль 75 копеек; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 23 400 рублей; пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 152 рубля 10 копеек, пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование 1738 рублей 99 копеек; всего взыскать на сумму 30 082 рублей 68 копеек.
На определение суда апелляционной инстанции Черников С.Н. подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос о его отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
В судебное заседание Черников С.Н. не явился. Его ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с соблюдением им режима самоизоляции вследствие распространения коронавирусной инфекции отклонено. В настоящее время никакие ограничения в работе судов не применяются. Режим самоизоляции для лиц старше 65 лет носит рекомендательный характер. В связи с изложенным, причины, препятствующие явке Черникова в суд, отсутствуют.
Административный истец - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N28 по Санкт-Петербургу заменена на правопреемника - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу, о чем вынесено определение.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Согласно сведениям, переданным в МИ ФНС России N 28 по Санкт- Петербургу, Черников С.Н. с 27 сентября 2002 года включён в Реестр адвокатов Санкт-Петербурга (л.д. 40). В настоящее время статус адвоката прекращён.
В связи с неисполнением Черниковым С.Н. в добровольном порядке обязанности по уплате страховых взносов МИФНС России N 28 по Санкт- Петербургу были начислены пени:
- за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1738 рублей 99 копеек за период с 01 ноября 2017 года по 16 сентября 2018 года;
- за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование с 29 сентября 2018 года по 26 октября 2018 года в размере 29 рублей 84 копейки;
- за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 29 сентября 2018 года по 26 октября 2018 года в размере 152 рублей 10 копеек;
- за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование с 25 января 2018 года по 16 сентября 2018 года в размере 171 рубль 75 копеек.
29 октября 2018 года налоговым органом Черникову С.Н. посредством почтовой связи направлено требование N 13884 об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 4 590 рублей, пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование - 29, 84 рубля, пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 171 рубль 75 копеек; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 23 400 рублей, пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 152 рубля 10 копеек, пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1738 рублей 99 копеек. Срок исполнения требования установлен до 16 ноября 2018 года (л.д. 20, 15, 19).
Требование об уплате страховых взносов налогоплательщиком не исполнено.
11 июня 2019 года мировым судьей судебного участка N 128 Санкт- Петербурга вынесен судебный приказ о взыскании с Черникова С.Н. страховых взносов и пени, начисленной на недоимку по страховым взносам, который в связи с поступлением от последнего возражений относительно исполнения судебного приказа, отменён определением мирового судьи от 03 июля 2019 года (л.д. 4-5).
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, пришёл к выводу о пропуске административным истцом шестимесячного срока, установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации для обращения в суд с административным иском о взыскании с физических лиц обязательных платежей и санкций.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда правильно признала этот вывод противоречащим закону.
В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
Пункт 2 статьи 48 НК Российской Федерации предусматривает аналогичный порядок исчисления срока для обращения в суд, если иное не предусмотрено данным пунктом.
В силу части 3.1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявления о вынесении судебного приказа по бесспорным требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются мировым судьёй по правилам главы 11.1 КАС Российской Федерации.
По существу заявленного требования мировым судьёй выносится судебный приказ, который на основании поступивших от должника возражений относительно его исполнения может быть отменён (часть 1 статьи 123.7 КАС Российской Федерации).
По смыслу положений глав 11.1 и 32 КАС Российской Федерации, учитывая правовую позицию, изложенную в пункте 49 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что оно подано по истечении шестимесячного срока, то требование о взыскании обязательных платежей и санкций, содержащееся в нем, не является бесспорным. Соответственно, в силу пункта 3 части 3 статьи 123.4 КАС Российской Федерации мировой судья отказывает в принятии такого заявления.
В этом случае взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 286 КАС Российской Федерации).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 6 части 1 статьи 286, часть 2 статьи 286 КАС Российской Федерации, пункт 3 статьи 48 НК Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 287 КАС Российской Федерации в административном исковом заявлении о взыскании обязательных платежей и санкций должны быть указаны сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 КАС Российской Федерации. В подтверждение этого к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагается копия определения судьи об отмене судебного приказа (часть 2 статьи 287 КАС Российской Федерации).
Из анализа приведённых выше норм в их взаимосвязи следует, что налоговым органом должны последовательно приниматься меры по взысканию налоговой задолженности, а именно, первоочередной является подача заявления о вынесении судебного приказа, и только при отмене судебного приказа либо отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа - предъявление административного иска.
Срок обращения для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьёй. Если мировой судья вынес судебный приказ, не усмотрев при этом оснований для отказа в принятии заявления налогового органа, установленного пунктом 3 части 3 статьи 123.4 КАС Российской Федерации, то указанный срок мировым судьёй признан не пропущенным.
Поскольку проверка законности и обоснованности судебного приказа относится к компетенции суда кассационной инстанции (часть 3 статьи 123.8 КАС Российской Федерации), а определение об отмене судебного приказа в соответствии с главами 34, 35 КАС Российской Федерации не подлежит обжалованию, то судья районного суда при рассмотрении административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций после отмены судебного приказа по такому же требованию не вправе проверять названные судебные акты, в частности, право налогового органа (таможенного органа) на обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа и соблюдение им срока на такое обращение.
Из этого следует, что при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом производстве после отмены судебного приказа мирового судьи по тому же требованию правовое значение для исчисления срока обращения в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 КАС Российской Федерации имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа.
Исковое заявление Межрайонной инспекции ФНС России N 28 по Санкт-Петербургу о взыскании с Черникова С.Н. страховых взносов и пени, подписанное 24 сентября 2019 года, поступило в Московский районный суд Санкт-Петербурга 03 октября 2019 года, то есть с соблюдением установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячного срока на обращение в суд (л.д. 1).
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено этой же статьей.
В соответствии с частью 2 названной статьи (432 НК РФ) суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В силу подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции от 27.11.2017) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации;
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации плюс 1, 0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено этой же статьей.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 этого же Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно части 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено данной статьей и главами 25 и 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, поскольку наличие у физического лица статуса адвоката влечет за собой обязанность самостоятельно исчислять и уплачивать страховые взносы, постольку у налоговой инспекции, в отсутствие сведений об исполнении такой обязанности адвокатом, имелись правовые основания для направления Черникову С.Н. требования об уплате страховых взносов и пени.
Иск налогового органа удовлетворён судом апелляционной инстанции правильно.
Не могут служить основанием к отмене состоявшихся по делу судебных актов ссылки на незаконное восстановление налоговой инспекции срока на обжалование решения Московского районного суда Санкт-Петербурга от 02 декабря 2019 года.
По данному вопросу Московским районным судом Санкт-Петербурга 11 июля 2020 года вынесено определение о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы на указанное выше решение.
Определение от 11 июля 2020 года оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда 24 сентября 2020 года и кассационным определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 28 декабря 2020 года.
Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлениях судов первой и апелляционной инстанций. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 14 октября 2020 года по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России N 28 по Санкт-Петербургу к Черников С.Н. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени оставить без изменения, кассационную жалобу Черников С.Н. - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 14 октября 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное определение изготовлено 15 марта 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.