Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Зеленского А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области на решение Тихвинского городского суда от 13 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 10 сентября 2020 года по административному делу N 2а-563/2019 по административному исковому заявлению Тихвинского городского прокурора к администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области о признании незаконным бездействия и устранении допущенных нарушений.
Заслушав доклад судьи Жидковой О.В, объяснения представителя административного истца прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Парфеновой Е.Г. об оставлении судебных актов без изменения, судебная коллегия
установила:
Тихвинский городской прокурор, выступающий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области (далее - Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненадлежащем обеспечении условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту транспортной инфраструктуры.
Уточнив в ходе судебного разбирательства требования, прокурор просил обязать Администрацию в срок до 31 декабря 2021 года обеспечить доступность остановочного пункта, расположенного по адресу: "адрес", напротив "адрес", для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных групп населения, путем устранения занижения посадочной площадки над остановочной, оборудования остановочного пункта специализированными средствами информирования и ориентирования инвалидов (тактильные указатели для слепых и слабовидящих людей; информационная табличка или электронное табло), ссылаясь на требования ГОСТ Р 52766-2007 и ГОСТ Р 52131-2019.
Решением Тихвинского городского суда Ленинградской области от 13 августа 2019 года заявленные требования удовлетворены частично.
На администрацию муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области возложена обязанность в срок до 31 декабря 2021 года обеспечить доступность остановочного пункта для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных групп населения, расположенного по адресу: "адрес", напротив "адрес", а именно:
- устранить занижение посадочной площадки над остановочной;
- оборудовать остановочный пункт специализированными средствами информирования и ориентирования инвалидов (тактильные указатели для слепых и слабовидящих людей; информационная табличка или электронное табло).
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 30 января 2020 года решение Тихвинского городского суда Ленинградской области от 13 августа 2019 года отменено в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области, выразившегося в ненадлежащем обеспечении условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту транспортной инфраструктуры, принято в данной части новое решение.
Признано незаконным бездействие администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области, выразившееся в ненадлежащем обеспечении условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту транспортной инфраструктуры - остановочному пункту для пассажиров, расположенному по адресу: "адрес", напротив "адрес".
Кроме того решение Тихвинского городского суда Ленинградской области от 13 августа 2019 года отменено и в части возложения на администрацию обязанности оборудовать остановочный пункт, расположенный по адресу: "адрес", напротив "адрес", специализированными средствами информирования и ориентирования инвалидов (тактильные указатели для слепых и слабовидящих людей; информационная табличка или электронное табло) ввиду отказа от названных требований Тихвинского городского прокурора и принятия данного отказа судом апелляционной инстанции, производство по делу в указанной части прекращено.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 21 июля 2020 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 30 января 2020 года в части удовлетворения требований Тихвинского городского прокурора к администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обеспечить доступность остановочного пункта для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных групп населения, выполнить действия, оставления без изменения решения Тихвинского городского суда Ленинградской области от 13 августа 2019 года в части удовлетворения этих требований - отменено, административное дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд.
По результатам нового рассмотрения, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 10 сентября 2020 года решение Тихвинского городского суда Ленинградской области от 13 августа 2019 года отменено в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области, выразившегося в ненадлежащем обеспечении условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту транспортной инфраструктуры, принято в данной части новое решение.
Признано незаконным бездействие администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области, выразившееся в ненадлежащем обеспечении условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту транспортной инфраструктуры - остановочному пункту для пассажиров, расположенному по адресу: "адрес", напротив "адрес".
В части обязания администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области в срок до 31 декабря 2021 года обеспечить доступность остановочного пункта для пассажиров из числа инвалидов и маломобильных групп населения, расположенного по адресу: "адрес", напротив "адрес", а именно: устранить занижение посадочной площадки над остановочной решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной через Тихвинский городской суд Ленинградской области 4 декабря 2020 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 17 декабря 2020 года, администрация муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений в удовлетворенной части и принятии нового решения об отказе удовлетворении заявленных требований. Указывает на отсутствие в материалах дела доказательств нарушения оспариваемым бездействием прав инвалидов и маломобильных групп населения.
Определением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 29 декабря 2020 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Тихвинской городской прокуратурой Ленинградской области в 2019 году была проведена проверка улично-дорожной сети в границах муниципального образования Тихвинское городское поселение в части обустройства посадочных площадок на остановочных пунктах маршрутов следования регулярных перевозок пассажира и багажа.
Данной проверкой выявлены нарушения требований действующего законодательства, о чем 16 апреля 2019 года составлен акт.
Обращаясь с административным иском в суд, прокурор ссылался на то, что остановочный пункт, расположенный по адресу: "адрес" напротив "адрес", имеет занижение посадочной площадки над остановочной, что, по его мнению, не соответствует требованиям законодательства и нарушает права пассажиров и пассажиров из числа инвалидов и маломобильных групп населения.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", установив, что остановочный пункт, расположенный по адресу: "адрес" напротив "адрес", имеет возвышение посадочной площадки над остановочной площадкой только 0, 12 м, что не соответствует п. 5.3.3.8 ГОСТ Р 52766-2007, пришел к выводу о нарушении технического регламента органами местного самоуправления, возложив на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения и отказав в удовлетворении остальной части требований.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия с выводами суда в части удовлетворения заявленных прокурором требований, согласилась.
Однако, установив факт нарушения административным ответчиком технического регламента при организации посадочной площадки вышеупомянутого остановочного пункта, суд апелляционной признал ошибочными выводы суда об отказе в удовлетворении требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в ненадлежащем обеспечении условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту транспортной инфраструктуры - остановочному пункту, отменив решение суда в указанной части и приняв новое решение о признании указанного бездействия незаконным и нормам материального и процессуального права выводы судов первой (в неизмененной части) и апелляционной инстанции, исходя из установленных ими обстоятельств, не противоречат, поскольку из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, следует, что для признания решения, действия (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения этим прав и законных интересов гражданина, чего в данном деле судами не установлено.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В силу пунктов 1 и 5 статьи 3 названного Федерального закона в состав автомобильных дорог включаются элементы их обустройства, к числу которых относятся и остановочные пункты.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Пунктом 5.3.3 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" установлены требования к остановочным пунктам на участках дорог в пределах населенных пунктов.
Согласно пункту 5.3.3.1 стандарта, остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; заездной "карман"; боковая разделительная полоса; тротуары и пешеходные дорожки; автопавильон; пешеходный переход; скамья; урна для мусора; технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м). При этом, согласно пункту 5.3.3.8 стандарта возвышение посадочной площадки над остановочной площадкой должно составлять 0, 20 м.
В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по обеспечению соответствия состояния дороги местного значения, каковой является "адрес" в "адрес", при ее содержании установленным техническим регламентам возлагается на администрацию муниципального образования Тихвинский муниципальный район "адрес" как на орган местного самоуправления.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", с учетом внесенных в него Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов, в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" изменений, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В соответствии с частью 3 статьи 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ, положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Также, частью 4 статьи 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами устанавливается переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг.
Таким образом, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, обязаны реализовывать мероприятия по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры в сфере установленных полномочий.
Поскольку факт нарушения административным ответчиком технического регламента при организации посадочной площадки вышеупомянутого остановочного пункта нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, вывод суда апелляционной инстанции о наличии в действиях административного ответчика незаконного бездействия, выразившегося в ненадлежащем обеспечении условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту транспортной инфраструктуры - остановочному пункту, следует признать правомерным, как и сделанный судами обеих инстанций вывод о необходимости возложения на Администрацию обязанности по устранению указанных нарушений.
При этом вопреки доводам кассационной жалобы об отсутствии доказательств нарушения прав инвалидов и маломобильных групп населения оспариваемым бездействием, суд апелляционной инстанции обоснованно отметил, что занижение посадочной площадки над остановочной создает препятствие для пассажиров и пассажиров из числа инвалидов и маломобильных групп населения на спуск и подъем в автомобильный транспорт, осуществляющий перевозку граждан, делает невозможным самостоятельно попасть внутрь автобуса, в результате чего нарушения технического регламента при организации посадочной площадки остановочного пункта ставят под угрозу жизнь и безопасность пассажиров и пассажиров из числа инвалидов и маломобильных групп населения.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тихвинского городского суда от 13 августа 2019 года в неизмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 10 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области - без удовлетворения.
Решение Тихвинского городского суда от 13 августа 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 10 сентября 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 24 февраля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.